Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексики для детей с ОВЗ «Игрушки»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Каманова Светлана Владимировна

Занятие подготовительного периода

Тема «ИГРУШКИ»

Цель: формирование лексики

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- преодоление речевого  негативизма, вызывать желание говорить.

- уточнение  и обогащение  словаря по теме «Игрушки»;

- побуждение детей к ответу « у меня».

Коррекционно - развивающие:

- развитие общей, мелкой  моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие дыхания и голоса.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание внимания к обращенной речи.

Оборудование:  игрушки (Петрушка, кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч), картинки по теме, мешочек (непрозрачный пакет).

 

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуй! Сегодня к нам в гости пришел Петрушка.

Дефектолог показывает ребенку Петрушу. Петрушка «здоровается» за руку с  ребенком,  он внимательно рассматривают игрушку.

Основная часть

1. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Веселый петрушка»

- Сейчас Петрушка будет ударять в бубен,  как только прозвучат звуки, ты должен быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя.

 Логопед становится за спиной ребенка на таком расстоянии, чтобы он, обернувшись, мог увидеть петрушку. Логопед ударяет в бубен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется.

2.Формирование произвольного выдоха.

Дидактическая игра «Перышко»

- Посмотри, какое  у меня перышко, давай на него подуем.

  Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

3. Развитие пассивного словаря.

Дидактическая игра « Узнай и назови»

Узнавание и называние игрушек и действий, производимых с ними.

Дефектолог ставит на стол мешочек, в котором находятся игрушки и говорит:

- Петрушка принес целый мешок игрушек. Сейчас он покажет их нам и даст поиграть.

Петрушка  «достает» одну из игрушек (например, юлу) и «показывает» ее ребенку:

- Это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поет, падает на бочок.

Аналогично рассматриваются другие игрушки.

4. Развитие звукоподражания.

Дидактическая игра «Повтори»

     О-о-о - рычит мишка,

И-и-и – ржет лошадка,

Пи-пи-пи – пищит цыпленок,

Бум-бум – гремит барабан,

Оп-оп-оп – прыгает мячик,

Бах – упали кубики и др

5. Развитие мелкой моторики.

Дидактическая игра  «Заводной зайчик»

-Посмотри, какой у нас зайчик, покажи, как он шевелит ушками (зайчик шевелит ушками).

6. Пальчиковая гимнастика.

Дидактическая игра  «Зайка и ушки»

- Повторяй за мной.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет.

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

7. Развитие импрессивной речи.

Дидактическая гра «Поручение»

     -Выполни задание.

Дефектолог предлагает ребенку  выполнить задание типа: «покачай куклу», «положи спать неваляшку», «брось мне мяч» и т.п.

Итог занятия.

- Давай вспомним, что принес Петрушка.

- Это всё - игрушки. Что мы будем делать с игрушками?(  Будем  играть.)

- За хорошее поведение Петрушка дарит тебе зайчика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспекты НОД по развитию речи34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

«Дзержинский специализированный дом ребенка №2»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию лексики для детей с ОВЗ

«Игрушки»

Подготовила

Учитель-дефектолог

Каманова Светлана Владимировна

г. Дзержинск, 2018

Занятие подготовительного периода

Тема «ИГРУШКИ»

Цель: формирование лексики 

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- преодоление речевого  негативизма, вызывать желание говорить.

- уточнение  и обогащение  словаря по теме «Игрушки»;

- побуждение детей к ответу « у меня».

Коррекционно - развивающие:

- развитие общей, мелкой  моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие дыхания и голоса.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание внимания к обращенной речи.

Оборудование:  игрушки (Петрушка, кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч), картинки по теме, мешочек (непрозрачный пакет).

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуй! Сегодня к нам в гости пришел Петрушка.

Дефектолог показывает ребенку Петрушу. Петрушка «здоровается» за руку с  ребенком,  он внимательно рассматривают игрушку.

Основная часть

1. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Веселый петрушка»

- Сейчас Петрушка будет ударять в бубен,  как только прозвучат звуки, ты должен быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя.

 Логопед становится за спиной ребенка на таком расстоянии, чтобы он, обернувшись, мог увидеть петрушку. Логопед ударяет в бубен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется.

2.Формирование произвольного выдоха.

Дидактическая игра «Перышко»

- Посмотри, какое  у меня перышко, давай на него подуем.

  Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

3. Развитие пассивного словаря.

Дидактическая игра « Узнай и назови»

Узнавание и называние игрушек и действий, производимых с ними.

Дефектолог ставит на стол мешочек, в котором находятся игрушки и говорит:

- Петрушка принес целый мешок игрушек. Сейчас он покажет их нам и даст поиграть.

Петрушка  «достает» одну из игрушек (например, юлу) и «показывает» ее ребенку:

- Это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поет, падает на бочок.

Аналогично рассматриваются другие игрушки.

4. Развитие звукоподражания. 

Дидактическая игра «Повтори»

        О-о-о - рычит мишка,

И-и-и – ржет лошадка,

Пи-пи-пи – пищит цыпленок,

Бум-бум – гремит барабан,

Оп-оп-оп – прыгает мячик,

Бах упали кубики и др

5. Развитие мелкой моторики. 

Дидактическая игра  «Заводной зайчик»

-Посмотри, какой у нас зайчик, покажи, как он шевелит ушками (зайчик шевелит ушками).

6. Пальчиковая гимнастика.

Дидактическая игра  «Зайка и ушки»

- Повторяй за мной.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет.

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

7. Развитие импрессивной речи.

Дидактическая гра «Поручение»

        -Выполни задание.

Дефектолог предлагает ребенку  выполнить задание типа: «покачай куклу», «положи спать неваляшку», «брось мне мяч» и т.п.

Итог занятия.

- Давай вспомним, что принес Петрушка.

- Это всё - игрушки. Что мы будем делать с игрушками?(  Будем  играть.)

- За хорошее поведение Петрушка дарит тебе зайчика.

Государственное казенное учреждение здравоохранения

«Дзержинский специализированный дом ребенка №2»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию лексики для детей с ОВЗ

«Части тела»

Подготовила

Учитель-дефектолог

Каманова Светлана Владимировна

г. Дзержинск, 2018

Занятие основного цикла

Тема « ЧАСТИ ТЕЛА »

Цель: формирование  лексики

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- уточнение  и обогащение  словаря по теме «Части тела» ;

- развитие звукоподражания;

- закрепление умения сличать предметы;

·        -  уточнение названий частей тела.

Коррекционно - развивающие:

        -развитие зрительного восприятия, внимания;

- развитие общей и мелкой  моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие дыхания и голоса.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание внимания  к обращенной речи.

Оборудование: парные картинки для сличения (красное яблоко и зеленое яблоко, желтая груша и зеленая груша, легковая машина и грузовик и т.п.), куклы, барабан, кораблик, геометрические формы.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуй! К нам в гости пришла киска, как она кричит «Мяу-Мяу». Она просит тебя подсказать ей, звучит ли здесь барабан? «Бум-Бум»

Основная часть.

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Играет - не играет»

        - Послушай, и определи, звучит ли барабан среди других инструментов за ширмой. А как он стучит?

2. Формирование длительного произвольного выдоха.

Игра «Кораблики»

- Посмотри, какой красивый кораблик она принесла. Подуй на легкий бумажный кораблик в тазике с водой.

3. Развитие мелкой моторики.

        Игра « Собери человечка»

        - Давай выложим человечка из геометрических форм. Положи овал, сверху на овал круг, внизу овала — две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у нас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)».

 4.Развитие зрительного восприятия.

Дидактическая игра «Найди похожую картинку»

-У тебя в руках картинки, подойди к столу, найди , парную той, которая лежит на столе.

5. Развитие звукоподражания.

        Игра «Повторяй за мной»

Кап – капает вода,

Куп –куп – мама купает ребенка,

Ай-я-яй – девочка испачкалась,

Ой – Ой – болит нога.

6. Развитие пассивного словаря.

Заболела кисонька,

Кисонька - беляночка.

Заболела у кисоньки головушка: Ой - ой! (поглаживает голову)

Заболела у кисоньки лапонька: Ой - ой! (поглаживает лапку (руку))

Заболела у кисоньки ножка: Ой - ой! (поглаживает ногу)

Заболел у кисоньки животик: Ой - ой! и т.п. (поглаживает животик)

Таким образом отрабатываются все части тела и лица.

Дидактическая игра «Покажи у себя».

- Посмотри, у куклы есть голова. А у тебя? (ребенок показывает.)

- У куклы есть руки (ноги, живот, шея, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот).

Дефектолог показывает и называет части тела у куклы, предлагая  найти у себя те же части тела.

 Игра « Умывание куклы».

- Я тебе буду показывать, а ты повторяй за мной.

Водичка, водичка,

Умой куколке личико.

 Водичка, водичка,

Умой куколке ручки (ушки, носик, ротик).

Итог занятия.

С какими частями тела человека ты познакомился? Киске очень понравилось  с тобой играть.

Государственное казенное учреждение здравоохранения

«Дзержинский специализированный дом ребенка №2»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию лексики для детей с ОВЗ

«Семья»

Подготовила

Учитель-дефектолог

Каманова Светлана Владимировна

г. Дзержинск, 2018

Тема « СЕМЬЯ »

Цель: формирование лексики

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции,

- уточнение и обогащение словаря по теме «Семья» ;

- развитие звукоподражания;

- уточнение произношения гласных звуков;

- закрепление понимания и употребления предлога «на».

Коррекционно - развивающие:

        -развитие восприятия, внимания, памяти;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие дыхания и голоса;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание внимания к обращенной речи;

- воспитание уважения к своей семье.

Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи, коробочки с различными наполнителями.

Ход занятия

Организационный момент.

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поставь по порядку»

- Здравствуй! Посмотри на эти коробочки, послушай как они звучат.  Сделай тоже самое со своим набором коробочек.

Дефектолог демонстрирует звучание и выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова «сначала», «потом». Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).

2. Формирование целенаправленной теплой струи  выдыхаемого воздуха.

Игра «Погреем руки»

 - Давай погреем свои (мамины ручки). Необходимо широко открыть ротик и подуть на ручки. Чувствуешь тепло?

4. Развитие речевого дыхания.

Игра «Потянем ниточки»

- Повторяй за мной.

Подражая логопеду, ребенок  тянет гласные звуки [А], [О], [У] или произносит их отрывисто. Во время длительного произнесения сложенные щепоткой пальчики правой руки «тянут длинную ниточку» ото рта вперед на уровне лица. Аналогично, но отрывистым движением «тянет короткую ниточку».

5.Развитие пассивного словаря.

Дефектолог помещает картинку «Семья» перед детьми и рассказывает ребенку от имени изображенной на картинке девочки:

- Меня зовут Оля. Вот моя мама, вот мой папа. Это моя бабушка. Это мой дедушка. У меня есть брат, его зовут Витя. Это моя семья.

Далее ребенок  отвечает на вопросы  однословным предложением.

6.Развитие активной речи.

 Дидактическая игра «Кто ушел?»

- Посмотри на эти картинки, скажи, кого здесь не хватает?

Логопед выставляет картинки: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».

  1. Пальчиковая гимнастика.

Игра  «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

 Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама.

А вот этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак, затем поочередное разгибание пальцев сначала правой, затем левой руки, начиная с большого пальца. Далее следует сжимание-разжимание пальцев.

  1. Развитие активной речи.

Игра «Куда ушел папа?»

Ответы на вопросы логопеда по образцу:

- Папа работает. Куда ушел папа? ( - На работу.)

- Мама работает. Куда ушла мама? ( - На работу.)

- Бабушка работает. Куда ушла бабушка? ( - На работу.)

9.Формирование понятий о величине.

Дидактическая игра «Большой - маленький»

- Посмотри на картинку, и скажи, кто большой, а кто маленький?

     Мама и папа большие  (У-У-У). Оля и Витя маленькие (А-А-А).

         Итог занятия.

- Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Ты молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 7года жизни на тему «Весна».

Представляю свой опыт работы. приоритетным направлением которой является очень, на мой взгляд важная тема " Использование традиционных и современных логопедических технологий  в коррекции  л...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».

Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...