Консультация для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников"
консультация по развитию речи на тему

Штрек Алёна Алексеевна
Речь является ведущим средством общения. Но у детей в речи существует множество проблем. Наша задача научить детей связно, последовательно излагать свои мысли. А мнемотаблицы развивают у детей мышление, память, воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Вольновский детский сад» Полтавского района Омской области

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц

в речевом развитии дошкольников»

                                                                                          Выполнила:

Штрек А.А., воспитатель

   

с. Вольное, 2018 год

     “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

       Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке  зависит успешность деятельности дошкольника, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 
      Согласно федеральному государственному образовательному стандарту содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих 
задач

  • Овладение речью как средством общения и культуры    
  • Обогащение активного словаря    
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи    
  • Развитие речевого творчества    
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха    
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы    
  • Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • трудности в построении монолога:  например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему,  пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

   Наша задача  научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

   Учитывая то, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.   Изучая проблему развития речи дошкольников, выделила факторы облегчающие процесс становления связной речи:

  • наглядность (так как  рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия);
  • создание плана высказывания  (важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания).

Это привело меня к использованию мнемотехники в развитии связной речи детей.

 

   Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

   Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

С помощью мнемотехники  решаются следующие задачи:

  • развитие связной и диалогической речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

   Значение мнемотехники.

 С помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. 

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, действий  путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующихтребований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Этапы использования мнемотаблиц 
Этап №1
  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е.  происходит отработка метода запоминания

Этап №4  - Делается графическая зарисовка  мнемотаблицы.
Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

   Для детей среднего дошкольного возраста используются  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняются  или заменяются  другой заставкой - изобразить персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются  в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

   Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и

последовательными, они выступают в роли плана – подсказки.

Этапы работы со схемой-моделью

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;
  • учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами,
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.

Использовать схему-модель как план пересказа;

закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Используются   мнемотаблицы для составления  описательных рассказов 

  • об игрушках,
  • посуде,
  • одежде,
  • овощах и фруктах,
  • птицах,
  • животных,
  • насекомых.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

 Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. 

Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Вывод: Наглядное моделирование, как особый вид умственной деятельности позволяет оптимизировать процесс формирования словесно-логического мышления и развития речи дошкольников. На основе моделей у детей складывается представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями речи. Наглядное моделирование реализует принцип наглядности в обучении. И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе.

Использование метода мнемотехники оказывает значительную помощь в развитии связной речи дошкольников, подготовке их к обучению в школе.

Литература

  1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
  2. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  5. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
  6. Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"

Консультация  "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...

Консультация для воспитателей старших групп «Речевое развитие дошкольников»

Методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.(слайд 2) В речи детей существует множес...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

Методические рекомендации.«Мнемотаблицы по речевому развитию дошкольников»

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сок...