Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников.
статья (младшая группа) на тему

Звегинцева Ирина Ивановна
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
(слайд 2) В речи детей существует множество проблем. Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматическими правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в  дошкольном возрасте дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. 
(слайд 3) Как писал Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Поэтому при обучении детей, вполне обоснованно использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Я использую в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники, которые  облегчают запоминание, увеличивают объём памяти путём образования дополнительных  ассоциаций. 
(слайд 4) Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, её перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами.   
 (слайд 5) Мнемотаблица  –   это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. элементов, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 
То есть на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Первоначально таблицы составляют воспитатели, постепенно к этому процессу можно подключать и детей, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребёнком. 
 (слайд 6) Таким образом мнемотаблицы являются большими помощниками: при обучении составлению рассказов, при пересказах произведений художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
 (слайд 7) Мнемотехникой можно заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. 
(слайд 8) Для детей младшего и  среднего дошкольного  возраста   необходимо  давать цветные мнемотаблицы, так как в  памяти у детей  быстрее  остаются отдельные  образы: лиса- рыжая, волк – серый, зубастый, заяц – серый, ушастый, медведь – коричневый, большой, лохматый.
(слайд 9) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.  
Не все дети любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. 
(слайд 10) Я уверенна,  правильно используя в работе с детьми по развитию речи мнемотехнику, вы ко всему трудному пробудите интерес, увлечёте их, раскрепостите и превратите непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – в игру. 
Считаю, что чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_razvitii_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников. Подготовила: Воспитатель высшей категории Звегинцева Ирина Ивановна

Слайд 2

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Слайд 3

« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К . Д. Ушинский

Слайд 4

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук

Слайд 5

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 6

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок . Отгадывание загадок

Слайд 7

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста , но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас. Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Слайд 10

расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты.

Слайд 11

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.

Слайд 12

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

Слайд 14

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

Слайд 15

Этапы заучивания стихотворения: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть. 3. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. 4. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь детям уяснить основную мысль. 5. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной для детей форме) 6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения (дети повторяют с опорой на мнемотаблицу) 7. Рассказывание детьми полного стихотворения с опорой на мнемотаблицу. 8. Зарисовывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицы (по памяти). 9. Воспроизведение по нарисованной таблице.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...