Семинар - практикум "Обучение грамоте в ДОУ"
материал по развитию речи на тему

Кошель Лариса Викторовна

Цель: повысить компетентность педагогов вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

«Обучение грамоте в ДОУ»

учитель – логопед: Л.В. Кошель

Цель: повысить компетентность педагогов вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте.

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
  • уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках;
  • учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • научить правильно делать звуко-буквенный анализ слова;
  • научить правильному печатанию букв

ХОД СЕМИНАРА:

1) Упражнение «Давайте поздороваемся»

2) Сообщение темы семинара

3) «Мозговой штурм» (работа в команде)

- Предлагаю вам поделиться на команды.

 Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов).

        Грамота –  базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

           Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

           Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Вопросы для обсуждения:

  1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи, подготовка руки к письму)

  2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей.)

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

        2. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

Вопросы для обсуждения:

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

3. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов:

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л. С. Выготским.

Как проверить, развит ли он у ребенка.

  • Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса,  ложки-рожки.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.  

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел  термин «фонематическое восприятие»,  которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

Сколько слогов в слове «сок»?

Сколько в нем звуков?

Какой согласный звук стоит в конце слова?

Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия  фонематический анализ, мы его называем  звуковой анализ.

           

3.  На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

             При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

     Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

         Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

ПРИМЕРНАЯ структура НОД  по подготовке к обучению грамоте

1) Оргмомент (сюрпризный момент, отгадывание загадки, блиц-опрос, д/и)

2) Сообщение темы НОД через обыгрывание звука:

- отгадай загадку, назови 1-й (последний звук)

- какой общий звук в словах

А) изолированное произношение звука

Б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный)

5) Развитие фонематического слуха, восприятия:

- хлопни в ладоши, если услышишь…(игры на развитие фонематического слуха)

- возьми фишку, если…

- придумай слово со звуком…

«В игру играем, фонематические процессы развиваем» 

(проводит микрогруппа со всеми педагогами)

Проводит учитель-логопед: Д/и «Живые звуки» (на слух)

Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.

- становишься первым звуком слова «Мышь».

-  превращаешься в последний звук, слова «колесО».

-  ты третий звук слова «коСа».

- второй звук слова «сТол»    (слово: МОСТ)

- становишься последним звуком слова «меЛь».

- главный звук «И»

- превращаешься в третий звук, слова «миСка».

- ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

- где находится звук в словах (звуковые линейки: какие бывают, работа со звуковыми линейками)

6) Звуковой анализ:

-интонационное выделение каждого звука,

-назови 1-й звук, почему гласный/согласный и т.д.

-сколько звуков в слове, гласных, согласных, твердых согласных, мягких согласных

-сколько слогов, как проверить

Проведение звуко-буквенного анализа слов: ЛИСА, ЕНОТ, ЮЛА, ЁЖИК – ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – РАБОТА В КОМАНДЕ

- ВЫВОД: есть «хитрые» буквы, которые дают два звука. НУЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ ДОШКОЛЬНИКУ? (детям дошкольного возраста сложно работать с йотированными звуками) ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА БЕЗ ЭТИХ ЗВУКОВ.

- Звуки на письме обозначаются буквами.

7) Знакомство  с буквой (по следам звукового анализа)

Какие задания можно предложить на закрепление зрительного образа буквы?

- выкладывание из палочек, шнурка

-лепка, вырезание

- рисование в воздухе

- нахождение правильно изображенной буквы

- узнавание букв наложенных друг на друга

- ребусы, кроссворды

8) Д/И на развитие  лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Обязательно включают в НОД физминутку или динамическую паузу, пальчиковую гимнастику, по желанию - дыхательное упражнение, зрительную гимнастику.

Вам предложен примерный план НОД по обучению грамоте, но занятие может включать в себя и другие разделы как, деление слов на слоги, составление предложения.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Составление предложений по графической схеме

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление графической схемы предложения

Рефлексия

- Что интересного вы узнали сегодня? Что планируете использовать в своей дальнейшей работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» за 2010-2011 уч. год

Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в данном направлении в 2010 – ...

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Семинар - практикум для родителей Тема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте»

Семинар - практикум для родителейТема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте» Цель: вооружить родителей практическими приёмами звукового анализа слова, качественной характеристикой...

Семинар-практикум для педагогов по обучению грамоте и письму.Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист

Семинар-практикум по обучению грамоте и письму, в котором представлены задачи , уровни обучения дошкольников грамоте и письму, дидактические игры и задания для использования на занятиях....

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

Семинар для педагогов "Советы родителям по обучению детей грамоте"

На семенаре-практикуме, я познакомлю педагогов, как быстрее научить ребенка читать, познакомлю с играми и упражнениями для обучения грамоте....