Семинар - практикум для родителей Тема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Аюпова Фавзана Фаритовна

 

Семинар - практикум для родителей

Тема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте»

 

Цель: вооружить родителей практическими приёмами звукового анализа слова, качественной характеристикой звуков и  обучения чтению, дать рекомендации родителям по организации семейного чтения.

 

Формы работы: деловая игра «Составляем модель слова», анализ проблемных ситуаций, анализ детских анкет в форме игры «Интервью», рекомендации для родителей по организации домашнего чтения.

 

Содержание: вступительное слово педагога о составлении пространственной модели слова с помощью фишек – заместителей.

Что такое грамота? В узком понимании – это умение читать и писать, а в более широком – это образованность, широта кругозора.

Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Но что такое буква? Это знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить  со знаками, необходимо знакомить со звуками. Поэтому обучение русской грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа

Что такое звуковой анализ? – Это последовательное выделение звуков в слове и умение давать звукам качественную характеристику. Различение звуков или дифференциация: гласные и согласные, согласные  твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и соответствующие этим характеристикам цветовые обозначения фишек – заместителей.

Какие трудности в овладении звуковым анализом испытывают дети? На начальном этапе дети выделяют не звуки, а слоги, потому что выделить слог легче, также очень много детей не слышат в словах гласные звуки.  Для того чтобы научить детей  выделять   гласный звук,  можно провести игру  «Назови в словах гласные звуки – бык, рак, кот, лес, сын, лук».

А какие ошибки делают взрослые, играя с детьми в звуки? По привычке человека грамотного, который умеет читать, взрослые имеют ввиду не звуки, а буквы. Например: какой первый звук в слове яблоко, ёжик? Он одинаковый. Какими звуками отличаются слова нос и нёс? – Только первыми – н и нь. Написание слова не всегда совпадает с произнесением. Например: подбирая слова на «О», взрослый говорит слова «очки», «окно», ребёнку это непонятно. – ослик, Оля, осы. Играя с детьми в звуковые игры, надо полагаться на свой собственный слух.

 Задание родителям: составить модель слова с помощью фишек – заместителей по предложенным 4 – 5 звуковым словам. (Мята, лось, белка, зебра, ручка, юла, клён, салют).

Сравнить слова по звуковым и буквенным моделям: лук - люк, юла, мяч.

 

 

                                        Анкета для детей

 

(Устное анкетирование детей в виде игры «Интервью». Ответы детей можно записать на диктофон, чтобы потом дать возможность родителям послушать мнение детей)

 

  1. Ты любишь книги?
  2. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?
  3. Какие книги ты любишь?
  4. У тебя есть любимая книга?
  5. Кто твой любимый герой?
  6.  Кто читает лучше: папа, мама, бабушка, дедушка?
  7. Что ты больше любишь делать: а) пересказывать прочитанное;

б) рисовать;

в) лепить героев произведения  из пластилина;

г)  играть в героев книги.

8. Ты хотел бы научиться читать?

 

Апробация анкет показала интересные результаты. Я  кратко проанализирую ответы детей. Они очень показательны, в каком плане, вы сейчас поймёте.

  1. «Любишь ли ты книги?» - 8 из 10 детей ответили  «Да, люблю, в них много картинок, они интересные», 1 мальчик ответил «Книги не люблю, люблю журналы, они поменьше» и одна девочка сказала «Не совсем».
  2. «Любишь ли ты, когда тебе читают взрослые?» - ответы в основном были положительные, 1 девочка ответила «Лучше читать самой», 2 мальчика ответили отрицательно «Нет, не люблю»  – этим детям или не читают совсем, или у них  нет интереса к чтению.
  3. «Кто лучше читает, папа, мама, бабушка, дедушка?» Ответы были разнообразны – 3 ребёнка ответили, что лучше читает папа – потому что он читает легко и быстро, он хорошо знает по – русский, у мамы много дел. Те, кто ответил «мама», «она уже большая», «Бабушка и мама читают интересно», также были ответы «брат» и «сестра», хотя не предлагаемых ответах таких вариантов не было.
  4. Вопросы «Какие книги ты любишь?», «Какая книга твоя любимая?» я объединила. Ответы на эти вопросы показывают, насколько хорошо дети знают детскую художественную литературу, насколько у них широк круг чтения, и какое место в семейном воспитании отводится чтению и книгам. Были ответы «Красная шапочка», «3 медведя», сказки, журналы про смешариков. Трое детей назвали мульфильмы и диски, а не книги, 2 мальчика совсем не смогли назвать ни одной книги, ответили «люблю весёлые книги», «любимая книга смешная».
  5. На вопрос «Кто твой любимый герой?»  были ответы «Золушка», «Красавица», «Белоснежка». Потому что они красивые. (Детей привлекает внешняя красота, а не духовный мир и хорошие поступки героев), 3 ребенка ответили, что Спортакус, хорошо, что герой положительный, но он не книжный, а герой из западного мультфильма. Круг героев сказок узкий, дети плохо знают героев народных и авторских сказок.
  6. На вопрос  «Что ты больше любишь после прочтения: пересказывать, рисовать, лепить или играть», только одна  девочка Марина ответила, что любит пересказывать. Спросили: - а это как?  Лепить, рисовать и играть любят, но не сказочных героев, а вообще.

Вывод – У детей есть желание слушать чтение взрослых, у них живой эмоциональный отклик на прочитанное. Но не у всех родителей есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для развития ребёнка.

Чтение можно сравнить  с главной дорогой в стране знаний. Освоение всех наук основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться устной и письменной речью.

Если ребёнок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной информации. Только в такой обстановке может вырасти увлечённый и естественно сформировавшийся читатель.

Рекомендации:

  1. Родители должны подавать пример детям, читая  книги, газеты, журналы.
  2. Читать ребёнку как можно больше детскую классическую литературу – К.И.Чуковский, С.Маршак, Э.Успенский, Г. Остер, Н.Носов, сказки А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, и т. д.
  3. Можно записаться в детскую библиотеку, где дети могут полистать, посмотреть и выбрать интересные книги и устраивать дома совместные чтения
  4. Дома у ребёнка должно быть достаточно материала для чтения: книг, журналов, обучающих игр.
  5. При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребёнка: рассказы о животных, цирке, путешествиях и т. д.
  6. Используйте любую возможность для содержательного общения с ребёнком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений, устраивайте прогулки, экскурсии, в театр, музей и на  выставки.
  7. Способствуйте речевому творчеству ребёнка. Записывайте сочинённые им рассказы, сказки, истории, стихи.
  8. Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв, детские кроссворды, настольные игры с буквами и словами, компьютерные игры для развития речи и фонематического слуха («Игры для тигры», «Баба Яга учится читать», «Гарфилд»).

 

 

Рекомендации родителям по организации домашнего чтения

Родители имеют большие возможности, чтобы подготовить ребёнка  к встрече с новой книгой или поговорить о прочитанной книге. Всегда можно найти в день 15 – 20 минут, чтобы почитать ребёнку.

Помните, что во время чтения надо активизировать внимание ребёнка. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Можно предложить ребёнку вместе рассказывать сказку. Повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах поэзии и прозы. Некоторые произведения дети просят почитать несколько раз. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

 

Чтение вслух

 

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребёнка:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

2. Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга – это не игрушка, не повозка, которую можно возить по комнате.

Приучайте ребёнка аккуратно обращаться с книгой: брать книгу чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы.

3. Во время чтения не теряйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения должен сидеть так, чтобы ребёнок мог видеть лицо читающего, наблюдать за мимикой, выражением глаз, чтобы усилить впечатление от прочитанного.

4. Читать нужно неторопливо, но и не монотонно, стараться передать музыку ритмической речи. Роль чтеца трудно переоценить: от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей. В процессе чтения нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча  «слушать себя». Это не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки»: тепло, «мурашки», чувство тяжести, неприятные ощущения.

5. При чтении необходимо играть с голосом: читать то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо, в зависимости от содержания текста, голосом передать характер персонажа.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. Лучше пересказать кратко конец сказки или рассказа.

7. Читайте книги всегда, когда ребёнок хочет их слушать, читайте каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Читать нужно и тогда, когда ребёнок сам научился читать.

8. С самого раннего детства необходимо подбирать ребёнку личную библиотеку. Чаще ходите с ребёнком в книжный магазин и библиотеку.

 

 

Литература

  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. -  Чтение без принуждения. – Москва, 1987.
  2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – Москва., 2003.
  3. Микляева Н.В., Мишина Т.С. – Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. – Москва, Айрис Пресс, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум для родителей подготовительной к школе группы по обучении грамоте

Данный материал познакомит родителей, как в детском саду проходят занятия по обучению грамоте. Практические упражнения  помогут родителям в индивидуальной работе с детьми дома по работе со звукам...

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Формирование готовности детей к обучению грамоте"

Семинар - практикум для родителей старшей группы "Формирование готовности детей к обучению грамоте"...

Семинар-практикум по подготовке детей страршего дошкольного возраста к обучению грамоте

Данный семинар был проведен в рамках Фестиваля педагогического мастерства на базе ГБОУ "Школа №2051" на уровне ОО.Цель: активизировать знания педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:...

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)

Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и  приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей «Подготовка дошкольников с ФФНР к обучению грамоте»

Уважаемые родители, анализ выполнения домашних заданий показал, что упражнения на звуковой анализ слова у многих из вас вызывают затруднения. С данным видом работы я и хотела бы сегодня вас подробнее ...

Семинар-практикум для родителей в детском саду "Жить здорово" на тему "Здоровьесберегающие технологии".

Семинар-практикум познакомит родителей со здоровьесберегающими технологиями....

Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....