Конспект занятия "Заяц-хвастун"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_zayats-hvastun.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
старшая группа
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
Цель. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребят назовите, известные вам русские народные сказки. (Перечислить сказки, не упомянутые детьми).
В некоторых случаях дает подсказку, например: «В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). В другой сказке маленький человечек Бабу-ягу перехитрил» («Жихарка»). В третьей – волк без хвоста остался («Лисичка-сестричка и серый волк»)».
Воспитатель: - Как обычно начинаются русские народные сказки? («Жил-был, жили-были».) Многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец».
Воспитатель: - «А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, – продолжает разговор педагог, – книжища – домище – чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно, об очень больших предметах.
Воспитатель: - Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „Заяц-хвастун”: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”» .
Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом-ищ.
Воспитатель: - «Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане», – размышляет педагог. Выслушав ответы детей, читает сказку.
Перед чтением произведения воспитатель читает присказку:
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане,
На острове Буяне,
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные…
Не короткие, не длинные:
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха…
Про гусей-лебедей,
Про смышленых зверей…
– Сейчас я прочитаю вам сказку „Заяц-хвастун”, а вы попробуете ее пересказать». Воспитатель: - В этой сказке действительно был заяц-великан?» – повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения.
Воспитатель: - Ребята, охарактеризуйте зайца. (Сначала заяц – хвастун и трусишка. Увидев ворону, он испугался, а потом проявил себя как настоящий храбрец.)
Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
Воспитатель: - «Раньше, когда вы были в средней группе, вас не учили пересказывать сказки, потому что пересказ – дело серьезное. Надо ничего не пропустить и не перепутать. И пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать.
Воспитатель: - «О чем следует рассказать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.) А потом? (О том, как заяц хвастался.) А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.) И тетка ворона? (Не велела хвастаться.) Чем сказка закончилась?» (Заяц ворону от собак спас.)
Воспитатель: - «Знаете, что мы с вами сейчас сделали? – интересуется педагог. – Составили план пересказа. Мы кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче. Попробуем? Я расскажу о том, что заяц пришел снопы воровать, а кто будет рассказывать, как заяц хвастался? Кто продолжит рассказ?» (Педагог вызывает четверых детей.)
Воспитатель начинает рассказывать сказку, помогает детям своевременно «принять эстафету», при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.
Воспитатель: - Какую сказку мы сегодня учились пересказывать? («Русская народная сказка „Заяц-хвастун“»).
- Ребята о ком эта сказка?
- Ребята, вам понравилось рассказывать по плану?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....