«В гостях у сказки»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Натали Николаевна Никитина

Рабочая программа по теме самообразования

 

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью  русских народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Анцирский детский сад                                                                                

Рабочая программа по теме самообразования

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью  русских народных сказок

«В гостях у сказки»

Воспитатель группы – Никитина Н.Н.

        

Анцирь, 2018г.

Пояснительная записка

Цель – развитие речи на основе сюжетов русских народных сказок и командного взаимодействия детей, воспитателя и родителей группы.

Задачи

- Развивать у воспитанников ритмическую и интонационную стороны речи.

- развивать зрительную память.

- развивать моторные умения на основе пальчиковых упражнений.

- Развивать высшие психические функции.

-Создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности.

Развивать речевую активность детей  через обогащение и актуализацию словаря.

Предполагаемый результат – Средствами сказки наполнить жизнь детей яркими впечатлениями, интересными делами, радостью и творчеством.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Ведь это важно для ребенка, для того чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути  до его завершения.

Комплексные занятия позволяют поиграть в сказку. Играя ребенок способен понять поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев. Возможности сказки настолько велики, что позволяют использовать эти занятия с  детьми с различным уровнем  речевого развития. Использование русских народных сказок при условии творческого подхода к ним создают эмоционально положительный настрой у детей, создают условия для многократного повторения и превращают занятия в увлекательную игру.

 Программа кружка составлена с учетом реализации межпредметных связей.

  1. Художественное творчество – дети знакомятся с репродукциями картин, сами рисуют, лепят и делают аппликацию по сказкам.
  2. Развитие речи – у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием  артикуляционного аппарата с использованием  скороговорок, чистоговорок, потешек, бесед и споров по содержанию сказки. Дети узнают много новых слов.
  3. Ознакомление с художественной литературой – дети знакомятся с русскими народными сказками.
  4. Познание – дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

Программа рассчитана для детей подготовительной группы.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 25 – 30 минут. Работа проводится во второй половине дня.

 Перспективный план

СЕНТЯБРЬ

Тема

Форма

Цели

1.«Что такое театр?»

Беседа

Просмотр презентации

Дать детям представление  о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с правилами поведения в театре (презентация).

  1. Что такое «сказка»?

- Чем отличается сказка от рассказа?

- Какие бывают народные сказки.

Раскрыть понятие «сказка»

Рассказать детям об основных видах народных сказок.

ОКТЯБРЬ

1.Инсценировка сказки «Колобок».

Заучить с детьми пословицу

«Чем хвалимся, на том и провалимся».

Пальчиковый театр

Помочь осмыслению сказки.

Формировать коммуникативные навыки в процессе театрализации народной сказки.

2. Сказка «Лиса и журавль»

Разучить с детьми пословицы

- «Каков привет, таков и ответ».

-«Как аукнется, так и откликнется».

Прослушивание аудиозаписи сказки.

Познакомить детей со сказкой.

Разучить с детьми и объяснить значение пословиц.

3.Театрализация сказки

«Теремок» с участие родителей воспитанников.

Разучить с детьми пословицы

- «Горе горюй, а руками воюй».

- «Не бравши топор жилья - не срубишь».

Театральное представление

Объяснить детям смысл пословиц.

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, помогать разыгрывать представления, используя интонацию мимику, жесты.

4.Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Настольный театр

Помочь детям, используя разные приемы и педагогические ситуации правильно воспринимать содержание произведения, уметь сопереживать героям.

НОЯБРЬ

1.Чтение сказки «Крошечка - Хаврошечка».

Рузучить с детьми пословицы

 - «Кто правдой живет, того бог бережет»

- «Кто добро творит, того бог благословит».

Работа с мнемотаблицами

Продолжать работу по формированию интереса к книге, к народной сказке.

Объяснить детям, как важны рисунки и иллюстрации. Показать, как много можно узнать если смотреть на иллюстрации внимательно

2. Рассказ сказки «Лисичка со скалкой»

Разучить с детьми пословицу.

- «Тому худа не отбить, кто привык неправдой жить».

Рисование иллюстраций к сказке.

Продолжать формировать интерес к книге. Учить, внимательно слушать сказки.

3.Сказка «Заюшкина избушка».

Разучить с детьми пословицу

- «На чужой каравай – рот не разевай».

Театрализация сказки

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, помогать разыгрывать представления, используя интонацию мимику, жесты.

4.Сказка «Морозко».

Разучить с детьми пословицы.

- «Работай – сыт будешь, молись – спасешься».

 - «Без смирения нет терпения».

Рассказ сказки

Познакомить детей со сказкой.

Учить детей внимательно слушать сказку.

Во время беседы – помочь детям понять смысл сказки.

Разучить с детьми и объяснить значение пословиц.

ДЕКАБРЬ

1.Сказка «Зимовье зверей»

Разучить с детьми пословицу

- «Согласного стада – волк не берет».

Прослушивание аудиозаписи

Учить детей внимательно слушать сказку.

Во время беседы – помочь детям понять смысл сказки.

Помогать детям правильно воспринимать содержание сказки.

2.Рассказывание сказки

«Баба Яга».

Составление сказки из серии сюжетных картин

Развивать умение видеть логику развития сюжета в серии картин.

Продолжать учить составлять по сюжетным картинам связный последовательный пересказ.

3. «Мужик и Медведь».

Разучить с детьми пословицу.

- «Не потрудишься, так и хлеба не поешь».

Рассказывание сказки

Побуждать детей рисовать понравившегося сказочного героя.

Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку.

4. «Сказочный бал».

Групповой коллаж.

Развивать творческие способности детей. Продолжать учить работать в группе.  

Напомнить детям уже знакомые им русские народные сказки.

ЯНВАРЬ

1. «Что такое сказка?».

Разучить пословицу

-«Сказка мудростью богата».

Д/и «Чего не хватает?».

Ситуативный разговор

Выяснить знания детей о жанре сказка.

Учить подбирать героям сказок и сказочные предметы.

2. «Мой любимый сказочный герой».

Каждый ребенок готовит небольшой рассказ о любимом герое.

Работа с родителями.

Выставка рисунков.

Развивать монологическую речь детей.

3.Сказка «Снегурушка и лиса».

Разучить с детьми пословицы

-«В  ворота осмотрительного беда не войдет».

-«Смотри на опасность глазами смелости и будешь в целости».

Пересказ сказки по одной картине

Продолжать учить составлять пересказ по одной картине. Развивать связную речь детей.

ФЕВРАЛЬ

1. «Исторя о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье – разбойнике».

Разучить пословицы

- «Друзья познаются в беде».

- «Жить – Родине служить».

Прослушивание аудиозаписи сказки

Пересказ

Рассказать детям, кто такой Илья Муромец. Развивать связную речь детей.

2. «Снегурочка»

Разучить с детьми пословицы

- Зима кончается, весна начинается.

- Чему быть, того не миновать.

Рассказывание сказки

Пересказ

Развивать речь, память, воображение. Продолжать учить правильно строить предложения. Развивать связную речь детей.

3. «По - щучьему велению»

Разучить с детьми пословицы.

- «Не ленись, а трудись».

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Работа с мнемотаблицей.

Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице.

Развивать речь, память, воображение. Продолжать учить правильно строить предложения.

4.Сказка «Лиса и тетерев»

Разучить пословицы.

- «Лисье племя только льстит да манит».

- «Бдительность – сестра уму».

- «Доверяй, но проверяй».

Драматизация сказки.

Познакомить детей со сказкой. Разучить пословицы. Объяснить детям новые слова. Развивать связную речь детей.

МАРТ

1.Сказка «Лиса и Козел»

Разучить с детьми пословицы.

- «Осторожный два века живет».

- «Хитрее лисы зверя нет».

- «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Настольный театр

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Развивать речь дошкольников.

2. «У страха глаза велики»

Разучить с детьми пословицу.

-  «Робкого и тень страшит».

Рассказывание народной сказки.

Просмотр презентации

Познакомить детей со сказкой, продолжать развивать умение следить за развитием действий, способствовать  желанию детей сопереживать героям.

3. «Царевна-Несмеяна».

Разусить с детьми пословицы.

- «Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило».

- «Жизнь дана на добрые дела».

Совместная театрализация сказки детей и родителей

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть).

Учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные слова.

Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, помогать разыгрывать представления, используя интонацию мимику, жесты.

4. Изучение сказки «Чудесная дудка».

Открытое занятие

Продолжать закреплять знания детей о народных сказках.

Развивать диалогическую и связную речь детей.

АПРЕЛЬ

1. Сказка «Кашица из топора».

Разучить с детьми пословицы.

- «Что в котел положишь, то и вынесешь».

- «Догадка и смекалка разума не хуже».

Пересказ по сюжетным картинкам.

Развитие связной речи детй.

Познакомить детей с бытовой сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, учить отвечать на поставленные вопросы, продолжать расширять словарный запас детей.

2. Сказка «Как мужик гусей делил».

Разучить пословицы.

- «Голь на выдумки хитра».

- «Глупый киснет, а умный все промыслит».

-«Находчивого не озадачишь».

Прослушивание аудиозаписи.

Гость группы

Формирование навыка пересказа с изменением лица. Развивать связную речь детей.

Продолжать учить внимательно слушать сказку.

Продолжаем знакомить детей с бытовой сказкой.

3. Сказка «Никита Кожемяка».

Разучить пословицы.

- «Родина – мать, умей за нее постоять.

- «Смекалка во всяком деле выручит.

-«Скромность красит человека«.

Пересказ по одной картине.

Выставка творческих работ

Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству.

Познакомить детей со словами (пуд, межа, соха, дары).

4. Сказка «Волшебное кольцо»

Разучить пословицы.

- «Добро из добра явилось».

- «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

Настольный театр

Совершенствовать речевую деятельность детей.

Закреплять знания известных народных сказок.

Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое и образное мышление.

МАЙ

1. Сказка «Ивашко и ведьма».

Разучить с детьми пословицу.

- «Был бы лес, а волки будут».

Просмотр мультфильма.

Формирование навыка пересказа с изменением лица. Развивать связную речь детей. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое и образное мышление.

2. Сказка «О молодильных яблоках и живой воде».

Пересказ по мнемотаблице.

Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать и обобщать.

3. Сказка «Ночь на Ивана Купалу».

Чтение сказки

Просмотр презентации о празднике.

Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать и обобщать.

4.Сказочная игра

«Угадай сказку! ».

КВН

Расширить, углубить, проверить знания детей по знакомым сказкам. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к народным сказкам.

Список используемой литературы


  1. Программа нового поколения для ДОУ, старшая группа, Ноу «Учебный центр им. Л,А,Венгера «Развитие».2000.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст]- М., 1989. 468с.
  3. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи.- Ярославль. [Текст]1982.183 с.
  4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –[Текст] 272 с.
  5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием /[Текст] В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2004. - 158 с.
  6. Педагогическая система Ушинского и ее характерные черты[Электронный ресурс]: Учиться, учиться и еще раз учиться! \Режим доступа:http://yuss26.ru/index.php/statii/107-pedagogicheskaya-sistema-ushinskogo-i-ee-kharakternye-cherty
  7. Бородич, А.М. Методика развития речи, 1981.
  8. Гербова, В.В. Обучение рассказыванию, Воспитание детей в старшей группе детского сада, 1984.
  9. Роль сказки в жизни ребенка[Электронный ресурс]: Cайт МБДОУ - детского сада № 24 "Непоседы". / Режим доступа:http://mdou24balakovo.ucoz.ru/publ/materialy_vospitatelej/beseda_s_roditeljami/rol_skazki_v_zhizni_rebenka/7-1-0-17

10.«Играем в сказку» - Шорохова О.А. Сфера, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...