«В гостях у сказки»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Рабочая программа по теме самообразования
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью русских народных сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Анцирский детский сад
Рабочая программа по теме самообразования
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью русских народных сказок
«В гостях у сказки»
Воспитатель группы – Никитина Н.Н.
Анцирь, 2018г.
Пояснительная записка
Цель – развитие речи на основе сюжетов русских народных сказок и командного взаимодействия детей, воспитателя и родителей группы.
Задачи
- Развивать у воспитанников ритмическую и интонационную стороны речи.
- развивать зрительную память.
- развивать моторные умения на основе пальчиковых упражнений.
- Развивать высшие психические функции.
-Создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности.
Развивать речевую активность детей через обогащение и актуализацию словаря.
Предполагаемый результат – Средствами сказки наполнить жизнь детей яркими впечатлениями, интересными делами, радостью и творчеством.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Ведь это важно для ребенка, для того чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.
Комплексные занятия позволяют поиграть в сказку. Играя ребенок способен понять поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев. Возможности сказки настолько велики, что позволяют использовать эти занятия с детьми с различным уровнем речевого развития. Использование русских народных сказок при условии творческого подхода к ним создают эмоционально положительный настрой у детей, создают условия для многократного повторения и превращают занятия в увлекательную игру.
Программа кружка составлена с учетом реализации межпредметных связей.
- Художественное творчество – дети знакомятся с репродукциями картин, сами рисуют, лепят и делают аппликацию по сказкам.
- Развитие речи – у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек, бесед и споров по содержанию сказки. Дети узнают много новых слов.
- Ознакомление с художественной литературой – дети знакомятся с русскими народными сказками.
- Познание – дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
Программа рассчитана для детей подготовительной группы.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 25 – 30 минут. Работа проводится во второй половине дня.
Перспективный план
СЕНТЯБРЬ | ||||
Тема | Форма | Цели | ||
1.«Что такое театр?» | Беседа Просмотр презентации | Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с правилами поведения в театре (презентация). | ||
- Чем отличается сказка от рассказа? - Какие бывают народные сказки. | Раскрыть понятие «сказка» Рассказать детям об основных видах народных сказок. | |||
ОКТЯБРЬ | ||||
1.Инсценировка сказки «Колобок». Заучить с детьми пословицу «Чем хвалимся, на том и провалимся». | Пальчиковый театр | Помочь осмыслению сказки. Формировать коммуникативные навыки в процессе театрализации народной сказки. | ||
2. Сказка «Лиса и журавль» Разучить с детьми пословицы - «Каков привет, таков и ответ». -«Как аукнется, так и откликнется». | Прослушивание аудиозаписи сказки. | Познакомить детей со сказкой. Разучить с детьми и объяснить значение пословиц. | ||
3.Театрализация сказки «Теремок» с участие родителей воспитанников. Разучить с детьми пословицы - «Горе горюй, а руками воюй». - «Не бравши топор жилья - не срубишь». | Театральное представление | Объяснить детям смысл пословиц. Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, помогать разыгрывать представления, используя интонацию мимику, жесты. | ||
4.Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Настольный театр | Помочь детям, используя разные приемы и педагогические ситуации правильно воспринимать содержание произведения, уметь сопереживать героям. | ||
НОЯБРЬ | ||||
1.Чтение сказки «Крошечка - Хаврошечка». Рузучить с детьми пословицы - «Кто правдой живет, того бог бережет» - «Кто добро творит, того бог благословит». | Работа с мнемотаблицами | Продолжать работу по формированию интереса к книге, к народной сказке. Объяснить детям, как важны рисунки и иллюстрации. Показать, как много можно узнать если смотреть на иллюстрации внимательно | ||
2. Рассказ сказки «Лисичка со скалкой» Разучить с детьми пословицу. - «Тому худа не отбить, кто привык неправдой жить». | Рисование иллюстраций к сказке. | Продолжать формировать интерес к книге. Учить, внимательно слушать сказки. | ||
3.Сказка «Заюшкина избушка». Разучить с детьми пословицу - «На чужой каравай – рот не разевай». | Театрализация сказки | Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, помогать разыгрывать представления, используя интонацию мимику, жесты. | ||
4.Сказка «Морозко». Разучить с детьми пословицы. - «Работай – сыт будешь, молись – спасешься». - «Без смирения нет терпения». | Рассказ сказки | Познакомить детей со сказкой. Учить детей внимательно слушать сказку. Во время беседы – помочь детям понять смысл сказки. Разучить с детьми и объяснить значение пословиц. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
1.Сказка «Зимовье зверей» Разучить с детьми пословицу - «Согласного стада – волк не берет». | Прослушивание аудиозаписи | Учить детей внимательно слушать сказку. Во время беседы – помочь детям понять смысл сказки. Помогать детям правильно воспринимать содержание сказки. | ||
2.Рассказывание сказки «Баба Яга». | Составление сказки из серии сюжетных картин | Развивать умение видеть логику развития сюжета в серии картин. Продолжать учить составлять по сюжетным картинам связный последовательный пересказ. | ||
3. «Мужик и Медведь». Разучить с детьми пословицу. - «Не потрудишься, так и хлеба не поешь». | Рассказывание сказки | Побуждать детей рисовать понравившегося сказочного героя. Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку. | ||
4. «Сказочный бал». | Групповой коллаж. | Развивать творческие способности детей. Продолжать учить работать в группе. Напомнить детям уже знакомые им русские народные сказки. | ||
ЯНВАРЬ | ||||
1. «Что такое сказка?». Разучить пословицу -«Сказка мудростью богата». Д/и «Чего не хватает?». | Ситуативный разговор | Выяснить знания детей о жанре сказка. Учить подбирать героям сказок и сказочные предметы. | ||
2. «Мой любимый сказочный герой». Каждый ребенок готовит небольшой рассказ о любимом герое. | Работа с родителями. Выставка рисунков. | Развивать монологическую речь детей. | ||
3.Сказка «Снегурушка и лиса». Разучить с детьми пословицы -«В ворота осмотрительного беда не войдет». -«Смотри на опасность глазами смелости и будешь в целости». | Пересказ сказки по одной картине | Продолжать учить составлять пересказ по одной картине. Развивать связную речь детей. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. «Исторя о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье – разбойнике». Разучить пословицы - «Друзья познаются в беде». - «Жить – Родине служить». | Прослушивание аудиозаписи сказки Пересказ | Рассказать детям, кто такой Илья Муромец. Развивать связную речь детей. | ||
2. «Снегурочка» Разучить с детьми пословицы - Зима кончается, весна начинается. - Чему быть, того не миновать. | Рассказывание сказки Пересказ | Развивать речь, память, воображение. Продолжать учить правильно строить предложения. Развивать связную речь детей. | ||
3. «По - щучьему велению» Разучить с детьми пословицы. - «Не ленись, а трудись». - «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». | Работа с мнемотаблицей. | Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице. Развивать речь, память, воображение. Продолжать учить правильно строить предложения. | ||
4.Сказка «Лиса и тетерев» Разучить пословицы. - «Лисье племя только льстит да манит». - «Бдительность – сестра уму». - «Доверяй, но проверяй». | Драматизация сказки. | Познакомить детей со сказкой. Разучить пословицы. Объяснить детям новые слова. Развивать связную речь детей. | ||
МАРТ | ||||
1.Сказка «Лиса и Козел» Разучить с детьми пословицы. - «Осторожный два века живет». - «Хитрее лисы зверя нет». - «Семь раз отмерь, один раз отрежь». | Настольный театр | Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Развивать речь дошкольников. | ||
2. «У страха глаза велики» Разучить с детьми пословицу. - «Робкого и тень страшит». | Рассказывание народной сказки. Просмотр презентации | Познакомить детей со сказкой, продолжать развивать умение следить за развитием действий, способствовать желанию детей сопереживать героям. | ||
3. «Царевна-Несмеяна». Разусить с детьми пословицы. - «Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило». - «Жизнь дана на добрые дела». | Совместная театрализация сказки детей и родителей | Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть). Учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные слова. Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, помогать разыгрывать представления, используя интонацию мимику, жесты. | ||
4. Изучение сказки «Чудесная дудка». | Открытое занятие | Продолжать закреплять знания детей о народных сказках. Развивать диалогическую и связную речь детей. | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1. Сказка «Кашица из топора». Разучить с детьми пословицы. - «Что в котел положишь, то и вынесешь». - «Догадка и смекалка разума не хуже». | Пересказ по сюжетным картинкам. | Развитие связной речи детй. Познакомить детей с бытовой сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, учить отвечать на поставленные вопросы, продолжать расширять словарный запас детей. | ||
2. Сказка «Как мужик гусей делил». Разучить пословицы. - «Голь на выдумки хитра». - «Глупый киснет, а умный все промыслит». -«Находчивого не озадачишь». | Прослушивание аудиозаписи. Гость группы | Формирование навыка пересказа с изменением лица. Развивать связную речь детей. Продолжать учить внимательно слушать сказку. Продолжаем знакомить детей с бытовой сказкой. | ||
3. Сказка «Никита Кожемяка». Разучить пословицы. - «Родина – мать, умей за нее постоять. - «Смекалка во всяком деле выручит. -«Скромность красит человека«. | Пересказ по одной картине. Выставка творческих работ Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри». Рассматривание альбома «Доспехи богатыря». | Продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству. Познакомить детей со словами (пуд, межа, соха, дары). | ||
4. Сказка «Волшебное кольцо» Разучить пословицы. - «Добро из добра явилось». - «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». | Настольный театр | Совершенствовать речевую деятельность детей. Закреплять знания известных народных сказок. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое и образное мышление. | ||
МАЙ | ||||
1. Сказка «Ивашко и ведьма». Разучить с детьми пословицу. - «Был бы лес, а волки будут». | Просмотр мультфильма. | Формирование навыка пересказа с изменением лица. Развивать связную речь детей. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое и образное мышление. | ||
2. Сказка «О молодильных яблоках и живой воде». | Пересказ по мнемотаблице. | Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать и обобщать. | ||
3. Сказка «Ночь на Ивана Купалу». | Чтение сказки Просмотр презентации о празднике. | Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать и обобщать. | ||
4.Сказочная игра «Угадай сказку! ». | КВН | Расширить, углубить, проверить знания детей по знакомым сказкам. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к народным сказкам. |
Список используемой литературы
- Программа нового поколения для ДОУ, старшая группа, Ноу «Учебный центр им. Л,А,Венгера «Развитие».2000.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст]- М., 1989. 468с.
- Ерастов, Н.Л. Культура связной речи.- Ярославль. [Текст]1982.183 с.
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –[Текст] 272 с.
- Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием /[Текст] В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2004. - 158 с.
- Педагогическая система Ушинского и ее характерные черты[Электронный ресурс]: Учиться, учиться и еще раз учиться! \Режим доступа:http://yuss26.ru/index.php/statii/107-pedagogicheskaya-sistema-ushinskogo-i-ee-kharakternye-cherty
- Бородич, А.М. Методика развития речи, 1981.
- Гербова, В.В. Обучение рассказыванию, Воспитание детей в старшей группе детского сада, 1984.
- Роль сказки в жизни ребенка[Электронный ресурс]: Cайт МБДОУ - детского сада № 24 "Непоседы". / Режим доступа:http://mdou24balakovo.ucoz.ru/publ/materialy_vospitatelej/beseda_s_roditeljami/rol_skazki_v_zhizni_rebenka/7-1-0-17
10.«Играем в сказку» - Шорохова О.А. Сфера, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.
Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Гость группы "В гостях у сказки"
Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...