Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Белецкая Светлана Ивановна

Проблема коммуникативных качеств дошкольников находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, не стандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.

Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kommunikat_razvitie.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план развития коммуникативных способностей дошкольников

№ п/п

Период проведения

Игра/Занятие

Цель/Задачи

1

2

3

4

Ноябрь 2016

1

1 неделя

Игра на развитие коммуникации «Клеевой ручеек»

Развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Театральная игра «Есть ли нет?»

Развивать внимание, память, образное мышление

Развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и козел»»

Учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.

Ритмопластика «Баба-Яга»

Умение напрягать и расслаблять в движении, то правую, то левою ногу

Индивидуальное занятие «Двое с одним мелком»  

Выявить, есть ли у детей склонность к лидерству или подчинению. Дать понять, что для эффективного выполнения задания необходимо договариваться.

2

2 неделя

Игра на развитие коммуникации «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ритмопластика «Как живешь?»

Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами

Театральная игра «Запомни фотографию»

Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий  

Развитие речи «Составление рассказа по картине «В школу»»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки, построение сюжета. Самостоятельно придумывать события  

Индивидуальное занятие «Ночной паровоз»

Упражнение информирует, насколько у ребенка сформировано доверие либо недоверие к окружающим; о личностных качествах детей; тревожности, неуверенности или уверенности в себе, самостоятельности или зависимости; о готовности ребенка брать на себя ответственность либо желание избежать ее, инфантильности

3

3 неделя

Игра на развитие коммуникации «Волшебные водоросли»

Снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Театральная игра «Эстафета»

Развивать внимание, выдержку, согласованностей действий.

Развитие речи «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»»

Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Ритмопластика «Муравьи»

Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Индивидуальное занятие «Пчелы и змеи»  

При возникновении затруднений при делении на группы, важно обсудить варианты разрешений этой ситуации.

4

4 неделя

Игра на развитие коммуникации «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Театральная игра «Внимательные матрешки»

Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку

Развитие речи «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»»

Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Ритмопластика «Кактус и ива»

Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Индивидуальное занятие «Скороговорки»  

Развитие речь

Декабрь 2016

5

1 неделя

Игра на развитие коммуникации «Волшебный букет цветов»

Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Театральная игра «Руки - ноги»

Развивать активное внимание и быстроту реакции

Развитие речи «Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»»

Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события, учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Ритмопластика «Пальма»

Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Индивидуальное занятие «Рисуем настроение»  

Проявление и осознание эмоциональных состояний

6

2 неделя

Игра на развитие коммуникации «Игра-ситуация»

развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Театральная игра «Упражнение с предметами»

Тренировать зрительное внимание

Развитие речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определение к заданным словам. Развивать чувство ритма и рифмы.

Ритмопластика «Самолеты и бабочки»

Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Индивидуальное занятие «Комплимент»  

Осознание положительного эмоционального опыта

7

3 неделя

Игра на развитие коммуникации «Без маски»

Развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Театральная игра «Передай позу»

Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Развитие речи «Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга. Учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; учить регулировать силу голоса.

Ритмопластика «Буратино и Пьеро»

Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Индивидуальное занятие «Как ты себя сегодня чувствуешь»  

Адекватное выражение эмоционального состояния, закрепление у ребенка ощущения радости.

8

4 неделя

Игра на развитие коммуникации «Бабушка Маланья»

Игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки

Театральная игра «Дружные звери»

Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Развитие речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетание по смыслу.

Ритмопластика «Мокрые котята»

Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться в рассыпную мягким, пружинным шагом.

Индивидуальное занятие «История про мальчика»  

Осознание отрицательных эмоций. Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений.

Январь 2017

9

2 неделя

Игра на развитие коммуникации «Слепец и поводырь»

Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Театральная игра «Телепаты»

Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Развитие речи «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании. Развивать интонационную выразительность речи, тренировать в изменении силы голоса.

Ритмопластика «Штанга»

Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Индивидуальное занятие «Ты – Лев!»  

Осознание своих достижений. Проживание позитивного эмоционального опыта.

10

3 неделя

Игра на развитие коммуникации «Разговор через стекло»

Развить умение мимику и жесты.

Театральная игра «Угадай: что я делаю?»

Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Развитие речи «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»»

Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков, систематизировать знания о способах словообразования.

Ритмопластика «Насос и надувная кукла»

Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Индивидуальное занятие «Небоскреб»  

Выявить насколько развиты организаторские и коммуникативные умения.

11

4 неделя

Игра на развитие коммуникации «Пойми меня»

Развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Развитие речи «Пересказ сказки «У страха глаза велики»»

Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить объяснять значение слов, давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) подбирать синонимы и антонимы, учить замечать смысловые несоответствия

Ритмопластика «Снеговик»

Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Индивидуальное занятие «Скороговорки»  

Развитие речи

Февраль 2017

12

1 неделя

Игра на развитие коммуникации «Близнецы»

Развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Театральная игра «Превращение предмета»

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Развитие речи «Игра «Как сказать правильно?»»

Ритмопластика «Снежная королева»

Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Индивидуальное занятие «»  

13

2 неделя

Игра на развитие коммуникации «Скульпторы»

Развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Театральная игра «День рождения»

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Развитие речи «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»»

Учить развивать предложенный сюжет. Активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах.

Ритмопластика «Конкурс лентяев»

Обучение полному расслаблению мышц всего тела

Индивидуальное занятие «Скороговорки»  

Развитие речи

14

3 неделя

Игра на развитие коммуникации «Ищем клад»

Развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Театральная игра «Король»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Развитие речи «Сочинение сказки на предложенный сюжет»

Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам, сочинять сказку на данный сюжет.

Учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнить предметы по величине, форме, цвету, уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки», активизировать глаголы, выражающие разные состояния, воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений, логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Ритмопластика «Не ошибись»

Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Индивидуальное занятие «Позвони другу»  

Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

15

4 неделя

Игра на развитие коммуникации «Магазин игрушек»

Развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Развитие речи «Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин»

Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели.

Ритмопластика «Поймай хлопок»

Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.

Индивидуальное занятие «Колдун»  

Развить умения использовать невербальные средства общения.

Март 2017

16

1 неделя

Игра на развитие коммуникации «Рассказ по кругу»

Развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Театральная игра «Живой телефон»

Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Развитие речи «Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин»

Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения.

Ритмопластика «Голова или хвост»

Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.

Индивидуальное занятие «Управляем роботом»  

Развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

17

2 неделя

Игра на развитие коммуникации «Вежливые слова»

Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Театральная игра «Японская машинка»

Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.

Развитие речи «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»»

Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Активизировать в речи сложные предложения, обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь, образовывать однокоренные слова, активизировать в речи антонимы.

Ритмопластика «Заводная кукла»

Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

Индивидуальное занятие «Изобрази пословицу»  

Развить умение использовать невербальные средства общения.

18

3 неделя

Игра на развитие коммуникации «Пресс-конференция»

Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Театральная игра «Вышивание»

Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Развитие речи «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»»

Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста. Активизировать употребление глаголов (из текста сказки), учить образовывать сравнительную степень прилагательных, воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Ритмопластика «Осьминог»

Развивать пластику рук, координацию движений.

Индивидуальное занятие «Скороговорки»  

Развитие речи

19

4 неделя

Игра на развитие коммуникации «Самый лучший»

Развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Театральная игра «Веселые обезьянки»

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Развитие речи «Описание пейзажной картины»

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и предавать его словом. Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Ритмопластика «Кто на картинке?»

Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Индивидуальное занятие «Скороговорки»  

Развитие речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...

Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Развитие коммуникативных   способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разреши...

Проект "Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, формирование творческой личности....