Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Проблема коммуникативных качеств дошкольников находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, не стандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.
Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kommunikat_razvitie.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план развития коммуникативных способностей дошкольников
№ п/п | Период проведения | Игра/Занятие | Цель/Задачи |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ноябрь 2016 | |||
1 | 1 неделя | Игра на развитие коммуникации «Клеевой ручеек» | Развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. |
Театральная игра «Есть ли нет?» | Развивать внимание, память, образное мышление | ||
Развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и козел»» | Учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей. | ||
Ритмопластика «Баба-Яга» | Умение напрягать и расслаблять в движении, то правую, то левою ногу | ||
Индивидуальное занятие «Двое с одним мелком» | Выявить, есть ли у детей склонность к лидерству или подчинению. Дать понять, что для эффективного выполнения задания необходимо договариваться. | ||
2 | 2 неделя | Игра на развитие коммуникации «Подарок на всех» | Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. |
Ритмопластика «Как живешь?» | Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами | ||
Театральная игра «Запомни фотографию» | Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий | ||
Развитие речи «Составление рассказа по картине «В школу»» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки, построение сюжета. Самостоятельно придумывать события | ||
Индивидуальное занятие «Ночной паровоз» | Упражнение информирует, насколько у ребенка сформировано доверие либо недоверие к окружающим; о личностных качествах детей; тревожности, неуверенности или уверенности в себе, самостоятельности или зависимости; о готовности ребенка брать на себя ответственность либо желание избежать ее, инфантильности | ||
3 | 3 неделя | Игра на развитие коммуникации «Волшебные водоросли» | Снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения. |
Театральная игра «Эстафета» | Развивать внимание, выдержку, согласованностей действий. | ||
Развитие речи «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»» | Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. | ||
Ритмопластика «Муравьи» | Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания. | ||
Индивидуальное занятие «Пчелы и змеи» | При возникновении затруднений при делении на группы, важно обсудить варианты разрешений этой ситуации. | ||
4 | 4 неделя | Игра на развитие коммуникации «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» | Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. |
Театральная игра «Внимательные матрешки» | Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку | ||
Развитие речи «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»» | Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. | ||
Ритмопластика «Кактус и ива» | Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога. | ||
Индивидуальное занятие «Скороговорки» | Развитие речь | ||
Декабрь 2016 | |||
5 | 1 неделя | Игра на развитие коммуникации «Волшебный букет цветов» | Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. |
Театральная игра «Руки - ноги» | Развивать активное внимание и быстроту реакции | ||
Развитие речи «Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»» | Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события, учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса. | ||
Ритмопластика «Пальма» | Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. | ||
Индивидуальное занятие «Рисуем настроение» | Проявление и осознание эмоциональных состояний | ||
6 | 2 неделя | Игра на развитие коммуникации «Игра-ситуация» | развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. |
Театральная игра «Упражнение с предметами» | Тренировать зрительное внимание | ||
Развитие речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин» | Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определение к заданным словам. Развивать чувство ритма и рифмы. | ||
Ритмопластика «Самолеты и бабочки» | Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. | ||
Индивидуальное занятие «Комплимент» | Осознание положительного эмоционального опыта | ||
7 | 3 неделя | Игра на развитие коммуникации «Без маски» | Развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами. |
Театральная игра «Передай позу» | Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку. | ||
Развитие речи «Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»» | Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга. Учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; учить регулировать силу голоса. | ||
Ритмопластика «Буратино и Пьеро» | Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. | ||
Индивидуальное занятие «Как ты себя сегодня чувствуешь» | Адекватное выражение эмоционального состояния, закрепление у ребенка ощущения радости. | ||
8 | 4 неделя | Игра на развитие коммуникации «Бабушка Маланья» | Игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки |
Театральная игра «Дружные звери» | Развивать внимание, выдержку, согласованность действий. | ||
Развитие речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» | Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетание по смыслу. | ||
Ритмопластика «Мокрые котята» | Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться в рассыпную мягким, пружинным шагом. | ||
Индивидуальное занятие «История про мальчика» | Осознание отрицательных эмоций. Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений. | ||
Январь 2017 | |||
9 | 2 неделя | Игра на развитие коммуникации «Слепец и поводырь» | Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. |
Театральная игра «Телепаты» | Учить удерживать внимание, чувствовать партнера. | ||
Развитие речи «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании. Развивать интонационную выразительность речи, тренировать в изменении силы голоса. | ||
Ритмопластика «Штанга» | Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. | ||
Индивидуальное занятие «Ты – Лев!» | Осознание своих достижений. Проживание позитивного эмоционального опыта. | ||
10 | 3 неделя | Игра на развитие коммуникации «Разговор через стекло» | Развить умение мимику и жесты. |
Театральная игра «Угадай: что я делаю?» | Оправдать заданную позу, развивать память, воображение. | ||
Развитие речи «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»» | Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков, систематизировать знания о способах словообразования. | ||
Ритмопластика «Насос и надувная кукла» | Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом. | ||
Индивидуальное занятие «Небоскреб» | Выявить насколько развиты организаторские и коммуникативные умения. | ||
11 | 4 неделя | Игра на развитие коммуникации «Пойми меня» | Развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. |
Театральная игра «Одно и то же по-разному» | Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. | ||
Развитие речи «Пересказ сказки «У страха глаза велики»» | Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить объяснять значение слов, давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) подбирать синонимы и антонимы, учить замечать смысловые несоответствия | ||
Ритмопластика «Снеговик» | Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. | ||
Индивидуальное занятие «Скороговорки» | Развитие речи | ||
Февраль 2017 | |||
12 | 1 неделя | Игра на развитие коммуникации «Близнецы» | Развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку. |
Театральная игра «Превращение предмета» | Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. | ||
Развитие речи «Игра «Как сказать правильно?»» | |||
Ритмопластика «Снежная королева» | Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения. | ||
Индивидуальное занятие «» | |||
13 | 2 неделя | Игра на развитие коммуникации «Скульпторы» | Развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. |
Театральная игра «День рождения» | Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. | ||
Развитие речи «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»» | Учить развивать предложенный сюжет. Активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах. | ||
Ритмопластика «Конкурс лентяев» | Обучение полному расслаблению мышц всего тела | ||
Индивидуальное занятие «Скороговорки» | Развитие речи | ||
14 | 3 неделя | Игра на развитие коммуникации «Ищем клад» | Развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. |
Театральная игра «Король» | Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно. | ||
Развитие речи «Сочинение сказки на предложенный сюжет» | Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам, сочинять сказку на данный сюжет. Учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнить предметы по величине, форме, цвету, уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки», активизировать глаголы, выражающие разные состояния, воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений, логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам. | ||
Ритмопластика «Не ошибись» | Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. | ||
Индивидуальное занятие «Позвони другу» | Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения. | ||
15 | 4 неделя | Игра на развитие коммуникации «Магазин игрушек» | Развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению. |
Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. | ||
Развитие речи «Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин» | Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели. | ||
Ритмопластика «Поймай хлопок» | Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции. | ||
Индивидуальное занятие «Колдун» | Развить умения использовать невербальные средства общения. | ||
Март 2017 | |||
16 | 1 неделя | Игра на развитие коммуникации «Рассказ по кругу» | Развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения. |
Театральная игра «Живой телефон» | Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий. | ||
Развитие речи «Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин» | Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения. | ||
Ритмопластика «Голова или хвост» | Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения. | ||
Индивидуальное занятие «Управляем роботом» | Развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения. | ||
17 | 2 неделя | Игра на развитие коммуникации «Вежливые слова» | Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. |
Театральная игра «Японская машинка» | Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность. | ||
Развитие речи «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»» | Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Активизировать в речи сложные предложения, обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь, образовывать однокоренные слова, активизировать в речи антонимы. | ||
Ритмопластика «Заводная кукла» | Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса. | ||
Индивидуальное занятие «Изобрази пословицу» | Развить умение использовать невербальные средства общения. | ||
18 | 3 неделя | Игра на развитие коммуникации «Пресс-конференция» | Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. |
Театральная игра «Вышивание» | Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение. | ||
Развитие речи «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»» | Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста. Активизировать употребление глаголов (из текста сказки), учить образовывать сравнительную степень прилагательных, воспитывать умение понимать смысл пословиц. | ||
Ритмопластика «Осьминог» | Развивать пластику рук, координацию движений. | ||
Индивидуальное занятие «Скороговорки» | Развитие речи | ||
19 | 4 неделя | Игра на развитие коммуникации «Самый лучший» | Развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника. |
Театральная игра «Веселые обезьянки» | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. | ||
Развитие речи «Описание пейзажной картины» | Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и предавать его словом. Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. | ||
Ритмопластика «Кто на картинке?» | Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений. | ||
Индивидуальное занятие «Скороговорки» | Развитие речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...
«Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8105820","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....
Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разреши...
Проект "Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, формирование творческой личности....