Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
статья на тему

Сасина Ирина Анатольевна

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Проблема формирования коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни ребенка, неотъемлемая часть процесса его социализации. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

По определению Л. Р. Мунировой, коммуникативные способности - это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением.

Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь («вербальные коммуникации») и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Анализ детского творчества в работах Н. А. Ветлугиной, Л. А. Пеньковской, А. Е. Шибицкой, Л. С. Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. Детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.

В связи с этим проблема, с моей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Главный методический прием в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта.

Многие педагоги (Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, Е. Горшкова и др.) считают, что, в игровых сюжетных ситуациях разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Развитие коммуникативных умений у детей позволит создать условия для формирования нравственной культуры ребенка, развития и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способности к творческой реализации личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Проблема формирования коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни ребенка, неотъемлемая часть процесса его социализации. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

По определению Л. Р. Мунировой, коммуникативные способности - это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением.

Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь («вербальные коммуникации») и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Анализ детского творчества в работах Н. А. Ветлугиной, Л. А. Пеньковской, А. Е. Шибицкой, Л. С. Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. Детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.

В связи с этим проблема, с моей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Главный методический прием в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта.

Многие педагоги (Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, Е. Горшкова и др.) считают, что, в игровых сюжетных ситуациях разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Развитие коммуникативных умений у детей позволит создать условия для формирования нравственной культуры ребенка, развития и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способности к творческой реализации личности.

Список литературы:

1. Князьков А. А. Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука, 1998.

2. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688с.

3. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Проблема коммуникативных качеств дошкольников находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытыв...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"

Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Гармоническое формирование личности ребенка невозмо...