Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"
проект по логопедии

Бредихина Татьяна Андреевна

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_lepbuka_v_rabote_logopeda_v_detskom_sadu.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи

"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда для автоматизации звуков речи"

Актуальность

Педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.

 Они стимулируют детскую поисковую активность, воспитывают у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно автоматизировать нужный звук. К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.

 Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями. Лэпбук - это тематическая или интерактивная папка. Он позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
  • полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части)
  •  его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.


Цель: автоматизировать звуки речи с помощью лэпбука, создание условий для активного использования звуков в речевой деятельности.

Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Автоматизировать звуки речи в слогах, словах и предложениях детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать речевое дыхание.
6. Совершенствовать лексико – грамматическую структуру речи.
7. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду учителя – логопеда.

8. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.

9. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Сроки реализации проекта: октябрь 2018 г.– март 2019г.


Участники проекта: учителя-логопеды, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп), родители воспитанников.


Вид проекта: среднесрочный

Этапы осуществления проекта

1. Подготовительный этап.
• Изучение литературы по теме.
• Ознакомление с передовым опытом.
• Подбор наглядно-дидактических пособий.
• Изготовление лэпбука.

2. Основной этап.

• Знакомство детей с лэпбуком;
• Индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков речи;

3. Заключительный этап.

• Оформление отчетной документации, фотоотчет.
• Презентация на педсовете перед педагогами образовательного учреждения, на «Ярмарке педагогического мастерства».
• Выступление на родительском собрании о применении индивидуальных лэпбуков по коррекции звукопроизношения.
Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Ожидаемые результаты по проекту:
• Привлечение родителей и детей нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
• Автоматизация звуков речи в увлекательных играх лэпбука.

Итоги проектной деятельности: успешная автоматизация заданных звуков в увлекательных играх.

Игры и задания, содержащиеся в лэпбуке:

                                                              

1. «Как ветерок путешествует?» 

 

Закрепление артикуляции звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Есть ли щель между зубами? Что делают губы? Поднеси ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха. Это ветерок вернулся из путешествия.   

     

2. «Артикуляционные упражнения»                                             

                                                           

  Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.                   

3.«Звукоподражания»                                                     

Автоматизация изолированного звука [Ш].

Ребёнку предлагается показать, как шипит гусь, как «шипит» проколотая шина, как шипит змея. Произнесение звука ребёнком сопровождается движением пальцев. Например, эта змея очень добрая, погладь её по спинке и пошипи: «ш-ш-ш».

4. «Игры со слогами»  Автоматизация произношения звука [Ш] в слогах. 

1) «Осенние листья» 

Послушай, как шуршат осенние листья. Прошурши вместе с ними. Далее вслед за взрослым ребёнок повторяет слоги, показывая листья: ша, шо, шу, ши. Помоги листьям составить осеннюю песню: ша-шо, шу-ши, ша-шу, шо-ши, ша-шу-шо, ши-шу-ша и т.д.

2) «Отпусти воздушный шарик»

Давай отпустим воздушные шарики в полёт! Далее ребёнок повторят за взрослым слог, показывает шарик: аш, ош, уш, ыш. Угадай, какие шарики летят рядом: аш-ош, уш-ыш, ош-уш, ыш-аш, аш-уш-ош, аш-ош-ыш и так далее.

5. «Игры со словами»

 

Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в словах; развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.

1) «Наведи порядок»

Разложи картинки по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом. Если ребёнок затрудняется, то ему предлагается собрать всё, что можно положить в шкаф (шапка, шуба, штаны, шаль и т.д.); чем можно играть (матрёшка, машинка, шарик и т.д.); что можно найти на кухонной полке (ложка, чашка, кувшин и т.д.)

2) «Один – много» 

Игра на отработку множественного числа имен существительных (матрешка – матрешки и т.д.)

3) «Подбери слова к слогам»

Ребёнку нужно найти картинки, в которых есть слог ша, шо, шу, ши, шка, шок, шта и др. Затем повторить слог и слово: ша – шапка, шо – шорты, шу – шуба, ши – кувшин, шка – бабушка и т.д.

4) «Так говорят?»

Ребёнок прослушивает словосочетание или предложение, а затем исправляет и повторяет его правильно. Например, «шапкина Аня, бабушкин фартук, машинкин Миша. Письмо пишет дедушку. На шубу вешают вешалку. В картошку положили мешок» и др. Затем ребёнок сам придумывает предложения по картинкам. Шуточные предложения приветствуются.

5) «Поезд»

Формирование навыков звукового анализа.

Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Игры со словами», называет слова, выделяя звук Ш. Затем определяет позицию звука [Ш], кладя картинку в 1, 2 или 3 вагоны (начало, середина, конец слова).

6)  «Загадки»

 Подбор признаков к предмету, объекту, обогащение словаря прилагательными. Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: яркая, заметная... — афиша и т.д. А теперь ты загадай мне загадку. Ребёнок подбирает признаки к предмету, взрослый угадывает предмет, а затем ребёнок произносит словосочетание: «Да. Каша вкусная, пшеничная»

7) «Фотограф»

 С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой лабиринт и назови эти картинки.

8) «Чего нет»

Отработка родительного падежа единственного числа имен существительных (нет шаров, нет шкафов и т.д.)

       9) «Назови ласково»

     Игра на отработку уменьшительно – ласкательных суффиксов имен существительных (кошка – кошечка, шуба – шубка и т.д.)

     10) « О чем я мечтаю»

     Отработка предложного падежа имен существительных (я мечтаю о кошке, я мечтаю о школе и т.д.)

11)  «Жадина» 

Игра на согласование притяжательного местоимения с существительным. Логопед  просит поиграть  в жадину, который говорит , что все вещи его (шуба – моя шуба, шар – мой шар, шило – мое шило,  шоколад – мой шоколад,  шампунь – мой шампунь и т. д.

12) «Четвертый лишний»

Игра на развитие мышления и автоматизацию звука «ш» в словах. Логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

13) «Из чего сделано?»
Образование относительных прилагательных (машина сделана из металла, она металлическая, матрешка из дерева – деревянная и т.д.)

14) «Сосчитай сколько» 
Упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять.

6. Игры с буквой

 Закрепление зрительного образа буквы Ш, дифференциация понятия «звук» и «буква»,  развитие пространственных представлений и мелкой моторики.

1)«Сделай букву сам»

Прослушай стишок и сделай букву Ш из полосок бумаги или из палочек.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стишок.

2) «Зоркий глаз» 

Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Ш.

3) «Карандаш - помощник»

Соедини точки так, чтобы получилась буква Ш. Карандаш тебе поможет. Сколько букв Ш получилось?

7. «Скороговорки» 

Цель: автоматизировать звук [Ш] в скороговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.

8. «Чистоговорки и стихи»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.

9. «Собери пазлы, придумай рассказ»          

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Ш], составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.

10) Синквейн

Синквейн в переводе с французского «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

 Синквейн состоит из 5 строк;

 Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Матрешка

Деревянная, нарядная

Стоит, привлекает, разбирается

Я люблю разбирать матрешку.

Игрушка

Описание к Лэпбуку «Звук Р»

  1. Игра «Звуковая дорожка»

Цель: автоматизация произношения звука Р изолированно.

Ребёнку предлагается показать, как рычит собака и тигр. Произнесение звука ребёнком сопровождается движением пальцев. Например, покорми собаку и тигра.

  1. Игра «Рыбак»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ребенку предлагается помочь рыбаку поймать рыб, на которых написаны слоги со звуком Р.

  1. Игра «Слоговая дорожка»

Цель: автоматизация звука Р в  прямых и обратных  слогах.

  1. Игра «Космический лабиринт»

Цель: автоматизация звука Р в словах (в начале, в середине, в конце слова), развитие фонематического анализа.

Ребёнку нужно найти картинки, в которых есть слог ра, ро, ру, ры. Затем повторить слог и слово. Можно поиграть в игру «Фотограф». С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой лабиринт и назови эти картинки.

  1. Игра «Собери пазл»

Цель: автоматизация звука Р в словах (в начале, в середине, в конце слова), составление предложений с данными словами.

  1. Игра «Артикуляционная гимнастика»

Цель: выработка правильного артикуляционного уклада для произнесения звука Р.

  1. Игра «Веселый зоопарк»

Цель:  развивать фонематический анализ на материале слов с заданным звуком и без него, обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные».

Можно дополнить игру подбором признаков к объекту, таким образом обогатить словарь прилагательными. Например: «Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово». Образец: большой, бурый, косолапый... — медведь и т.д. «А теперь ты загадай мне загадку». Ребёнок подбирает признаки к объекту, а взрослый угадывает.

     Можно поиграть в игру «Назови ласково». Игра на отработку уменьшительно – ласкательных суффиксов имен существительных (кошка – кошечка.)

  1. Игра «Забавная улитка»

Цель: упражнять в определении места звука Р в словах.

Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Забавная улитка», называет слова, выделяя звук Р. Затем определяет позицию звука [Р], перемещая улитку на 1, 2 или 3 листочек (начало, середина, конец слова).

Можно поиграть в игру «Чего нет» на отработку родительного падежа единственного числа имен существительных (нет рыб, нет шаров и т.д.)

  1. Игра «Составь предложение»

Цель: упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.

  1. Игра «Звуковое лото»

Цель: автоматизация звука Р в словах.

  1. Игра «Продуктовый магазин»

Цель:  развивать фонематический анализ на материале слов с заданным звуком и без него.

Распредели продукты по отделам: молочные, мучные, мясные, овощи, фрукты, ягоды.

  1. Игра «Веселые скороговорки»

Цель: автоматизация правильного произнесения звука Р в скороговорках.

  1. Игра «Ребусы»

Составь слово по первым звукам названий картинок.

  1. Мнемотаблицы со скороговорками.

Цель: автоматизация звука Р в скороговорках, развитие памяти, мышления и внимания, развитие мелкой моторики.

  1. Игры с буквами.

- сложи букву Р из элементов;

- найди букву Р и обведи по контуру;

- прочитай слоги со звуком Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда"

"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, ок...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти,...

Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...

Презентация по теме "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" (выдержки). Шипелочка

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда. Шипелочка. Работаем со звуком "ш"...

Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...

Работа учителя-логопеда в речевом детском саду

Презентация даёт возможность рассказать родителям на собрании о работе учителя-логопеда в речевом детском саду....