Сообщение из опыта работы на тему: «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предлагаю вниманию свой опыт работы по использованию лэпбука на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_lepbuk.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, каждому логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Современные требования, предъявляемые к педагогу детского сада, подразумевают, что ему необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями. Одной из таких инновационных форм является Лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда и ребенка.
Лэпбук – это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей: кармашками всевозможных форм, мини-книжками, конвертами, которые ребенок по своему желанию может доставать, перекладывать, складывать. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук - это отличный способ для повторения пройденного материала. Он помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденную тему. В любое время ребенок может самостоятельно открыть лэпбук и повторить пройденное с помощью различных игр и заданий. Так же ребенок может совместно со взрослым почитать стихи, пословицы, разгадать загадки, поиграть в пальчиковые игры или дидактические игры.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
- пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов (семантическое поле – это группировка слов по близости значений, такое поле называют ещё понятийным: например: «свет» — свет, вспышка, молния, сиять, сверкать, светлый, ярко);
- ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- закреплять материал по лексическим темам.
Все это создает основу для коррекции звукопроизношения, способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Использование лэпбука в работе помогает мне систематизировать материал по лексической теме, дети усваивают знания в игровой форме.
На сегодняшний день я сделала лэпбуки на разные темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Фрукты и овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда и обувь»», «Насекомые», «В гостях у звука…» Например, лэпбук «В гостях у звука…» включает такие задания:
- артикуляционная гимнастика;
- звукоподражание;
- слоговые песенки;
- логопедические улитки;
- «Слоговые пазлы» на определение количества слогов в слове;
- игра «Собери и назови» на автоматизацию звука;
- логопедическое домино «Один – много»;
- лабиринты – бродилки на автоматизацию звуков;
- автоматизация звуков в чистоговорках, предложениях.
- раскраски.
Материал в лэпбуке сменный и разработан для звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р].
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.
На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.
Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.
Литература
- Батяева С. В. Логопедические пазлы. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012.
- Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.
- Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков. Санкт-Петербург. 2008
- Коррекционная работа в ДОУ. Научно-методический журнал. № 1-12 2015-2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Опыт работы по теме: «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
опыт работы...
Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...
Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".
Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...
Презентация по теме "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" (выдержки). Шипелочка
Использование лэпбука в работе учителя-логопеда. Шипелочка. Работаем со звуком "ш"...