Сообщение из опыта работы на тему: «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Гузель Мунавировна Иванова

Предлагаю вниманию свой опыт работы по использованию лэпбука на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_lepbuk.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, каждому логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Современные требования, предъявляемые к педагогу детского сада, подразумевают, что ему необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями. Одной из таких инновационных форм является Лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда и ребенка.

Лэпбук – это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей: кармашками всевозможных форм, мини-книжками, конвертами, которые ребенок по своему желанию может доставать, перекладывать, складывать. В этой папке собирается материал по определенной теме.

Лэпбук - это отличный способ для повторения пройденного материала. Он помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденную тему. В любое время ребенок может самостоятельно открыть лэпбук и повторить пройденное с помощью различных игр и заданий. Так же ребенок может совместно со взрослым почитать стихи, пословицы, разгадать загадки, поиграть в пальчиковые игры или дидактические игры.

У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

  • пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов (семантическое поле – это группировка слов по близости значений, такое поле называют ещё понятийным: например: «свет» — свет, вспышка, молния, сиять, сверкать, светлый, ярко);
  • ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • формировать грамматические категории;
  • развивать связную речь;
  • закреплять материал по лексическим темам.

Все это создает основу для коррекции звукопроизношения, способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Использование лэпбука в работе помогает мне систематизировать материал по лексической теме, дети усваивают знания в игровой форме.

На сегодняшний день я сделала лэпбуки на разные темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Фрукты и овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда и обувь»», «Насекомые», «В гостях у звука…» Например, лэпбук «В гостях у звука…» включает такие задания:

- артикуляционная гимнастика;

- звукоподражание;

- слоговые песенки;

- логопедические улитки;

- «Слоговые пазлы» на определение количества слогов в слове;

- игра «Собери и назови» на автоматизацию звука;

- логопедическое домино «Один – много»;

- лабиринты – бродилки на автоматизацию звуков;

- автоматизация звуков в чистоговорках, предложениях.

- раскраски.

Материал в лэпбуке сменный и разработан для звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р].   

 В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.

 На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.

Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

Литература  

  1. Батяева С. В. Логопедические пазлы. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012.
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.
  3. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков. Санкт-Петербург. 2008
  4. Коррекционная работа в ДОУ. Научно-методический журнал. № 1-12  2015-2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Презентация по теме "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" (выдержки). Шипелочка

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда. Шипелочка. Работаем со звуком "ш"...