Конспект занятия "Письмо от Мудрой Совы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кострецова Марина Владимировна

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи.  Подготовка к обучению грамоте.  Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_pismo_ot_mudroy_sovy.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию речи.

     «Звуковая культура речи.

   Подготовка к обучению грамоте»

Тема: «Письмо от Мудрой Совы»

                                           ФИО: Кострецова Марина Владимировна

                                           Должность: воспитатель

                                                     4 квартал, 2018г.


Схема конспекта занятия

Педагог Кострецова Марина Владимировна

Образовательная область:  «Речевое развитие».       Возрастная группа: подготовительная к школе группа

 «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Тема занятия: «Письмо от Мудрой Совы»

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
  2. Дать представление о твердых и мягких согласных звуках.

3.  Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

4.  Упражнять в  умении составлять схему предложения.

5. Формировать умение делить слова на слоги.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Оборудование: цветок с семью лепестками, конверт с письмом, карточки образцов листьев с деревьев, интерактивная доска, проектор; коврограф В.В.Воскобовича с  кругами трех цветов (синий, красный, зеленый).

Раздаточный материал: фишки трех цветов (синий, красный, зеленый цвета), карточки с тремя окошками, числовые веера.

Организация детей: в кругу, за столами.

  1. Организационный момент 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, из интереса включаются в совместную деятельность.

Ответы детей: хорошее, радостное, веселое.

   Дети слушают педагога и выполняют упражнения в соответствии с текстом.

-Да.

Дети соглашаются выполнить  задания.

Воспитатель организовывает детей.

-Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение? 

 -Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

-Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветик - семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:

 «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями – речевыми играми. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час!» Мудрая Сова.  

-Ну что, постараемся выполнить эти задания? 

 

Психологическая игра «Хорошее настроение»

Цветик – семицветик и конверт с письмом.

                               

                                                                           2. Основная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети выполняют задание, сидя на стульчиках.

Ответы детей

Дети выполняют задание

Ответы детей

Дети называют гласные звуки

Ответы детей

дети называют  мягкий согласный звук.

Ответы детей

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок  у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (дом-домик)

Дети выполняют упражнение.

Дети с удовольствием выполняют движения согласно тексту.

(руки вверх, покачивание)

(поочередно левая и правая рука опускается в сторону на уровне плеч)

(поочередно левая и правая рука опускается вниз, руки по швам)

(поворот вокруг себя)

(согнуться и достать руками до пола, а затем встать прямо)

Дети рассматривают домики на слайде. Находятся в поиске  решения проблемной ситуации.

Дети проявляют заинтересованность в  выполнении задания.

Ответы детей

дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль.

Ответы детей.

Ребёнок считает и выкладывает количество полосок на доске по количеству слов в предложении

(ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

- Итак, отрываем первый лепесток и там задание.

Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.

- Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

- И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Молодцы. С этим заданием справились

-А мы отрываем следующий лепесток.

-Ребята, а что же такое звук?

 (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). 

- Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? 
-Какие звуки называются гласными?

звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград.
 Давайте их назовем. 

А какие звуки называются согласными?

звуки, которые во рту встречают преграды

Давайте назовем несколько согласных звуков.  

Правильно.

Я еще хочу открыть вам секрет, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например: [С] и [С*], [Д] и [Д*]. Если твердый [Л], какой будет мягкий?

 Твердый звук [М], а мягкий?

 Мягкий [Т*], а твердый?

 Молодцы! давайте повторим, какие бывают согласные звуки?

 -Ребята, перед вами на столах лежат фишки – красные, зеленые и синие. Красные – обозначают гласные звуки,  синие – твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные.

Отрываем следующий лепесток

-Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне количество слов на числовом веере.

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи!

Педагог, предупреждает переутомление детей, используя малоподвижную игру.

- Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по-моему, вели!

-А сейчас следующий лепесток.

Педагог предлагает назвать животных, разделить их названия на слоги  и расселить «жильцов» в домики в соответствии с количеством слогов.

Педагог в процессе деятельности предлагает новое задание - показывает образцы листьев каждого дерева.

Например: Листок с тополя, он какой? Тополиный.

 С какого дерева этот лист? (с березы)

- Значит он какой? (березовый)

- С какого дерева этот лист? (с дуба)

- Значит он какой? (дубовый)

- С какого дерева этот лист? (с клена)

- Значит он какой? (кленовый)

- С какого дерева этот лист? (рябины)

- Значит он какой? (рябиновый)

- С какого дерева этот лист? (с тополя)

- Значит он какой? (тополиный)

-Какие вы молодцы!
Ни разу не ошиблись, ну а я следующий листочек срываю  и задание читаю.

-Я буду называть слова, а вам нужно определить, где находится звук - в начале слова, в середине или в конце. Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове. Ребята, определите, пожалуйста, место звука «р» в словах: ракета, рак, карандаш, крот, топор, тигр, шар, куртка, сыр, арбуз, барабан.

-И последний лепесток.

-Ребята, а вы знаете, что такое предложение?


-Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача сосчитать, сколько в нем слов, и составить схему. 

-Длинная полоска – это предложение, а короткие полоски – слова.

- Я назову предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.
- Грустно.

- Ребята, вы молодцы!

 -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

 -Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка.

1 задание: «Послушай и узнай звук»  - развитие фонематического слуха.

 

2 задание «Звуковой анализ слова» - впервые с детьми проводиться звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

 

На коврографе выкладываем слова дом и домик звуковыми фишками Дом – домик.

«дом- 1-й звук – «Д» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

дом- 2-й звук- «О» гласный (ставит красную фишку во 2-ую клеточку),

дом- 3-й звук – «М», согласный твердый  (ставит синюю фишку),

домик- 1-й звук- «Д», твердый согласный (ставит синюю фишку)

домик-2-й звук- «О», гласный (красная фишка),

домик-3-й звук-«МЬ», согласный, мягкий(ставит зеленую фишку)

домик-4-й звук «И», гласный (ставит красную фишку)

домик-5-й звук «К»,согласный, твердый (ставит синюю фишку)

3  Упражнение «Сосчитай звуки».

Развитие слухового

 внимания.

 На столах у детей числовые веера.

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Физкультминутка – профилактика утомления. 

4   Слоговые домики

Формировать умение делить слова на слоги

На экране находятся домики с разным количеством окошек (1,2,3) картинки животных. Интерактивная доска (слайд №1)

5  «Назови, с какого дерева листок?»

Развитие познавательного  интереса и речи.
Образцы листьев нескольких деревьев.

6 «Определи место звука в слове».

Развитие умения определять место звука в слове
Карточки с тремя окошками. Круги (фишки) на каждого ребенка.

7    Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Упражнение в  умении составлять схему предложения.
Интерактивная доска (слайд №2).

                                                                     3. Заключительная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети обсуждают предыдущую свою деятельность и делятся впечатлениями.

Молодцы, и с этим заданием вы все прекрасно справились!!!

-Скажите, вам понравилось наше занятие?

-Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

- Ребята, мы выполнили все задания, и теперь можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Педагог обеспечивает переход детей к другому режимному моменту, а именно -  уходят в группу – писать ответ Мудрой Сове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из цикла "Секреты Мудрой Совы" "По-разному зовутся дети"

Формирование правового сознания у дошкольника....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ.»

Цель:1  Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.2  Способствовать развитию фонематического восприятия.3  Продолжать учить детей дифференцировать гласные, согласные  звуки,...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе "В гостях у мудрой совы"

интеграция образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие"...

Конспект НОД по ФЭМП "Задачи мудрой совы"

Задачи:-закрепить представление о составе чисел 7 и 8 из 2 меньших;-учить детей самостоятельно придумывать тему и содержание задач по указанным числовым данным;- упражнять в умении классифицировать пр...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие к Мудрой Сове"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие к Мудрой Сове"...

КОНСПЕКТ НОД Звуковая культура речи Старшая группа « В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ »

КОНСПЕКТ  НОДЗвуковая культура речиСтаршая группа« В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ »...