«Использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Материал может быть полезен родителям и воспитателям, работающим в детском саду в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста используя приемы мнемотехники. Предложенная система работы рассчитана для детей старших групп ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 162.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста»
Материал может быть полезен родителям и воспитателям, работающим в детском саду в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста используя приемы мнемотехники. Предложенная система работы рассчитана для детей старших групп ДОУ.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Согласно ФГОС одним из направлений работы является образовательная область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Как правило, многие дошкольники неактивно включаются в коммуникативную деятельность. У некоторых детей снижено внимание, плохая слуховая память, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, отличаются невысокой работоспособностью. В силу этих и других причин у детей заучивание стихотворений, пересказывание текста чаще всего вызывают отрицательные эмоции, так как они не владеют приёмами и методами запоминания. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Поэтому в своей работе мы предприняли попытку изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, эффективность которых была бы очевидна.
Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост - ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Использование мнемотехники позволяет решить следующие задачи:
1. Развитие связной речи.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения.
Работа по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста строится поэтапно:
1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: Побуждение ребенка к пересказу с опорой на символы (образы) по заданной мнемотаблице.
4этап: Самостоятельная зарисовка мнемотаблицы.
В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию.
У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.
Все это подготовит ребенка к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога.
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда.
Листопад.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Корова.
Ходит, бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного
Саше и Танюшке
Будет всем по кружке.
Всем попить останется
И коту достанется.
Белка.
В лесу живет белочка. Она ярко-рыжего цвета. У белки есть головка, туловище, уши, лапы, очень пушистый хвост. Животное живет в дупле на дереве. Она питается грибами, орехами, ягодами, семенами шишек. Ее детенышей называют бельчата.
Из меха белки люди шьют теплые шапки, варежки и шубки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования.
Петя и снеговик.
Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта — веточку. Снеговик получился красивый.
Чаепитие.
Мы сидим на кухне. На плите стоит чайник. Мама налила воду в чайник. Вода закипит, и мы будем пить чай. Мама любит чай с молоком. Папа любит чай с медом. Бабушка любит чай с лимоном. А я люблю сладкий чай с печеньем.
Даша - доктор.
Дядя Дима подарил Даше игру "Айболит". Там были бинты, градусник, трубка, шприц для уколов. И теперь Даша каждый день играет в больницу. В этой больнице она - доктор, а ее дочки - куклы - больные.
Даша кладет их на диван, ставит им градусник, дает лекарство. Хотела также полечить и своего дедушку. Но почему-то он пошел к настоящему доктору. Как вы думаете, почему?
Апрель.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
С. Маршак
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
2. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с.64-68
3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
4. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...
«Использованиемнемотехники в обучениирассказыванию детей дошкольноговозраста».
laquo;Использованиемнемотехники в обучениирассказыванию детей дошкольноговозраста»....
Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. «Учимся по сказке»
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем ...
Сообщение для педагогов: «Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Сообщение для педагогов:«Использованиемнемотехники в обучениирассказыванию детей дошкольноговозраста»...