«Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Гаргалык Людмила Петровна

«Использование
мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного
возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_wecompress.com_.pptx1.91 МБ
Файл titul_k_mnemotehnike.docx275.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста ». Подготовила воспитатель средней группы: Гаргалык Л.П. Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия имени Н.В. Пушкова » (дошкольное отделение№2)

Слайд 2

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 3

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой .

Слайд 4

Проблемные зоны в развитии речи детей: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение; Бедность речи; Недостаточный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ ;

Слайд 5

Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами ; Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; Плохая дикция.

Слайд 6

Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие словарного запаса детей. Формирование её грамматического строя. Развитие связной речи.

Слайд 7

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Слайд 8

Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά ) — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Слайд 9

Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации .

Слайд 10

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:

Слайд 13

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Слайд 14

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Слайд 15

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.

Слайд 16

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы.

Слайд 17

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 18

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Преобразование из абстрактных символов в образы. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

Слайд 19

Мнемотаблицы могут использоваться: Для обогащения словарного запаса. При обучении составлению рассказа. При пересказах художественной литературы. При отгадывании и загадывании загадок. При заучивании стихов.

Слайд 20

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

Слайд 21

Угадайте сказку

Слайд 30

Угадайте поговорку

Слайд 31

Угадайте поговорку

Слайд 32

Угадайте поговорку

Слайд 33

Угадайте поговорку

Слайд 34

Результаты - расширяется круг знаний об окружающем мире; -появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 35

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия имени Н.В. Пушкова»

Сообщение для педагогов:

«Использование

мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного

возраста»

https://vplate.ru/images/article/orig/2020/01/pamyat-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-i-osobennosti-razvitiya-19.jpg

Подготовила и провела:

Гаргалык Людмила Петровна

г. Москва, г.Троицк

Январь, 2022

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

К. Д. Ушинский

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

В связи с этим у детей возникают большие проблемы с развитием речи, а именно:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • Бедность речи;
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

и одной из основных задач по развитию речи ДОУ является:

  • Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
  • Воспитание звуковой культуры речи.

  • Развитие словарного запаса  детей.
  • Формирование её грамматического строя.
  • Развитие связной речи.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.  Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

 Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.  

 Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволят детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 

Начинать работу  можно с простейших мнемоквадратов  (рисунок, последовательно переходить к мнемодорожкам (рисунок, и позже к мнемотаблицам (рисунок).

 Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. (желтый цыпленок, елочка зеленая)

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 27.jpg

 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

 

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы.

 C:\Users\Александр\Desktop\к занятию\105390197.jpg

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

34.jpg 

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

- рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- пересказ по заданной теме.

Мнемотаблицы используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы используются  для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

 Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц достигаются  следующие результаты:

- у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширяется  круг знаний об окружающей жизни;

- активизируется словарный запас;

- дети преодолевают робость, учатся  свободно держаться перед аудиторией.

(С воспитателями)

Угадайте сказку по мнемотаблице:

«Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Бычок – смоляной бочок», «Медведь и мужик», «По – щучьему велению».

Угадайте поговорку:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Яблоня от яблони недалеко падает»

Всё перечисленное – это только определённые виды деятельности детей по развитию речи. Но применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна.  И, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

В статье описываются методы  мнемотехники, которые  обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное за...

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связной речью существенно влияет на интелллектуальное развитие воспитанников: они все совершеннее пользуются речью...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

Статья: « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....