«Использованиемнемотехники в обучениирассказыванию детей дошкольноговозраста».
методическая разработка
«Использование
мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного
возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_wecompress.com_.pptx | 1.91 МБ |
titul_k_mnemotehnike.docx | 275.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой .
Проблемные зоны в развитии речи детей: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение; Бедность речи; Недостаточный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ ;
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами ; Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; Плохая дикция.
Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие словарного запаса детей. Формирование её грамматического строя. Развитие связной речи.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά ) — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации .
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Преобразование из абстрактных символов в образы. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы могут использоваться: Для обогащения словарного запаса. При обучении составлению рассказа. При пересказах художественной литературы. При отгадывании и загадывании загадок. При заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Угадайте сказку
Угадайте поговорку
Угадайте поговорку
Угадайте поговорку
Угадайте поговорку
Результаты - расширяется круг знаний об окружающем мире; -появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова»
Сообщение для педагогов:
«Использование
мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного
возраста»
Подготовила и провела:
Гаргалык Людмила Петровна
г. Москва, г.Троицк
Январь, 2022
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»
К. Д. Ушинский
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
В связи с этим у детей возникают большие проблемы с развитием речи, а именно:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
- Бедность речи;
- Недостаточный словарный запас;
- Употребление нелитературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
и одной из основных задач по развитию речи ДОУ является:
- Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Развитие словарного запаса детей.
- Формирование её грамматического строя.
- Развитие связной речи.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволят детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Начинать работу можно с простейших мнемоквадратов (рисунок, последовательно переходить к мнемодорожкам (рисунок, и позже к мнемотаблицам (рисунок).
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. (желтый цыпленок, елочка зеленая)
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
- рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.
- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- пересказ по заданной теме.
Мнемотаблицы используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы используются для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц достигаются следующие результаты:
- у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется круг знаний об окружающей жизни;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
(С воспитателями)
Угадайте сказку по мнемотаблице:
«Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Бычок – смоляной бочок», «Медведь и мужик», «По – щучьему велению».
Угадайте поговорку:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Под лежачий камень вода не течет»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Яблоня от яблони недалеко падает»
Всё перечисленное – это только определённые виды деятельности детей по развитию речи. Но применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. И, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.
В статье описываются методы мнемотехники, которые обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное за...
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...
Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связной речью существенно влияет на интелллектуальное развитие воспитанников: они все совершеннее пользуются речью...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...
Статья: « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....