Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи на тему
Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. На ее основе дети эффективнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют и воспроизводят тексты рассказов, сказок, стихотворений; создают речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Цель-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи,а так же развитие творческого познания. Как любая работа строится от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана . Немного истории
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и мнемосхем.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В Наступила весна о Наступила осень З Наступила зима В работе с мнемотаблицами вводятся цветовые буквенные обозначения времен года.
Наступила весна Весной пригревает яркое солнышко На крышах домов тают сосульки На земле появляются лужи ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВЕСНА»
Наступила весна Солнышко пригревает, припекает… На крышах домов тают сосульки На земле появляются лужи Дети пускают в них и в ручейках кораблики Весной распускаются первые цветы – подснежники, а на деревьях набухают почки.
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко На крышах домов тают сосульки На земле появляются лужи Дети пускают в них и в ручейках кораблики Весной распускаются первые цветы – подснежники На деревьях набухают почки, из которых появятся листочки Из далеких стран начитают прилетать птицы
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Стихотворение А.Барто «Наша Таня громко плачет» Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.
Стихотворение П. Воронько «Обновка» Я купила кошке К празднику сапожки. Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как же надевать? Хвостик некуда девать !
Сказка «Рукавичка» Д
Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки» 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...
Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация поможет педагогам освоить новый способ обучения детей творческому рассказыванию...
Комментарии
В работе по развитию речи
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста мнемотехника обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с удовольствием составляют рассказы по опорным картинкам.