Сообщение для педагогов: «Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
материал

Ташина Александра Александровна

Сообщение для педагогов:

«Использование

мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного

возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx250.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для педагогов:

«Использование

мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного

возраста»

https://vplate.ru/images/article/orig/2020/01/pamyat-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-i-osobennosti-razvitiya-19.jpg

Подготовила и

провела:

Ташина А.А

г. Минусинск

Январь, 2022

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

К. Д. Ушинский

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

В связи с этим у детей возникают большие проблемы с развитием речи, а именно:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • Бедность речи;
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

и одной из основных задач по развитию речи ДОУ является:

  • Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
  • Воспитание звуковой культуры речи.

  • Развитие словарного запаса  детей.
  • Формирование её грамматического строя.
  • Развитие связной речи.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.  Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

 Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.  

 Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволят детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 

Начинать работу  можно с простейших мнемоквадратов  (рисунок, последовательно переходить к мнемодорожкам (рисунок, и позже к мнемотаблицам (рисунок).

 Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. (желтый цыпленок, елочка зеленая)

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 27.jpg

 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

 

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы.

 C:\Users\Александр\Desktop\к занятию\105390197.jpg

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

34.jpg 

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

- рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- пересказ по заданной теме.

Мнемотаблицы используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы используются  для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

 Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц достигаются  следующие результаты:

- у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширяется  круг знаний об окружающей жизни;

- активизируется словарный запас;

- дети преодолевают робость, учатся  свободно держаться перед аудиторией.

(С воспитателями)

Угадайте сказку по мнемотаблице:

«Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Бычок – смоляной бочок», «Медведь и мужик», «По – щучьему велению».

Угадайте поговорку:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Яблоня от яблони недалеко падает»

Всё перечисленное – это только определённые виды деятельности детей по развитию речи. Но применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна.  И, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

«Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

laquo;Использованиемнемотехники в обучениирассказыванию детей дошкольноговозраста»....

Использование мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. «Учимся по сказке»

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем ...

Консультация для педагогов на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все ...

Памятка для педагогов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Памятка для педагоговИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...