Проведение артикуляционной гимнастики в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.
статья по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 58.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение артикуляционной гимнастики
в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.
Громова Ирина Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ №14 Василеостровского района
г. Санкт- Петербурга
Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка‚ для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко ступает в общение, обменивается информацией, выражает свои мысли, чувства, желания.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Произношение звуков - это сложный двигательный навык, который начинает формироваться с младенчества. В норме формирование правильного произношения заканчивается к 5-6 годам.
Одним из условий нормального становления произношения является полноценная работа артикулярного аппарата. Артикуляция связанна с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. В процессе голосообразования участвуют гортань, трахеи, диафрагма, бронхи, легкие, межреберные мышцы. Не все дети могут овладеть фонетической системой языка самостоятельно. (без специального воздействия и помощи взрослых). Дефекты произношения могут быть выраженными в разной степени. В легких случаях возможна помощь воспитателей, самостоятельное участие родителей в процессе становления звуков речи ребенка. В остальных - требуется квалифицированная помощь логопеда.
Совместная деятельность логопеда, воспитателей и родителей является хорошей предпосылкой для формирования правильного звукопроизношения ребенка. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно.
Рассмотрим подготовительный этап работы. Его цель - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука, На данном этапе логопедическая работа идет по нескольким направлениям:
- Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата
- Формирование правильной воздушной струи
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие фонематического слуха
- Отработка опорных звуков или артикуляционных укладов, для постановки звуков.
Подробнее рассмотрим раздел «Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.»
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.
Важными характеристиками арт. движений являются:
их точность, темп выполнения движений, дозировка количества повторений.
Точность движения определяется правильным (заданным) положением речевого органа, его местоположением и формой.
Плавность и легкость- предполагают движение артикуляционных органов без толчков, подергиваний, дрожания.
Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица .
Темп- это скорость движения (может варьироваться в зависимости от успешности овладения тем или иным положениям органа речевого аппарата).
Дозировка количества повторений обязательно должна быть индивидуальной- как для каждого ребенка , так и для данного периода работы с ним .
На начальном этапе рекомендуется проводить гимнастику в течении 2-3 минут постепенно увеличивая количество повторений каждого упражнения. Не следует предлагать детям более 2,3 упражнений. В дальнейшем -к предлагаемым трем упражнениям добавляется 1 или 2 новых.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к сложным. Принципом отбора арт. упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка логопед составляет индивидуальный комплекс упражнений.
Опыт работы показал, что наиболее распространенным речевым нарушением у детей являются- ротацизм. Поэтому, наиболее важным для себя считаю изучение коррекции данного нарушения.
Ротацизм- ( лат. Rhotacismus, от названия буквы греческого алфавита ro)- расстройство произношения фонем (р) и (рь) которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи, в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка ( участвуют все мышцы языка)...
Встречаются ротацизмы следующих видов
1. Картавый ротацизм
-язычковый (увулярный). Вибрирует не кончик языка, а увула (малый язычок )
-нёбный(велярный). Язык участия в артикуляции не принимает. Вибрирует нёбная занавеска.
2. Губной (билабиальный)-звучание среднее между (в) и (у) , без вибрации языка. Активно работают губы.....
-кучерский-. Язык участия в артикуляции не принимает. Активно работают губы.( звучание , как (бр)).
3. Боковой ротацизм.
- Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности резцов. Боковые края опущены либо с одной‚ либо двух сторон.
Происходит утечка воздуха через боковые щели.
Данный вид ротацизма во временной речевой группе встречается редко, т.к. в его основе лежат причины органического характера‚ что несомненно ведет к искажению не одной а нескольких звуков
4. Носовой ротацизм.
- Обусловлен неправильной работой мягкого нёба (оно опущено) ‚ вследствие чего происходит утечка воздуха через носовую полость.
- Звучание приобретает гнусавый оттенок (кг). Язык стремится занять положение заднеязычного звука. Данный ротацизм при моей работе во временной речевой группе не встречался.
5. Одноударный ротацизм.
— Вибрации нет. Кончик языка один раз ударяется об альвеолы
— Наиболее распространённые виды ротацизмов во временной группе увулярный‚ одноударный и губной . Встречается также параротацизм ( замены звука «р» другими звуками), чаще "л" ‚ "й" ‚ "ль" ‚ которые превращаются из физиологической замены в патологическую после 5-6 лет.
При правильной артикуляции звука "р" органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
-рот приоткрыт
-кончик языка поднят к нёбу (альвеолам) ‚ боковые края языка прижаты к
верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка прогибается , принимая
форму ложечки ‚ корень языка поднят под напором выдыхаемого воздуха , который
проходит посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол;
- Губы открыты ( принимают положение последующего звука );
-3убы разомкнуты;
- ощущается сильная струя воздуха на ладони , поднесенной ко рту;
- мягкое нёбо поднято;
-голосовые связки вибрируют.
При нарушении иннервации мышц языка, короткой подъязычной связке у детей при произношении звуков "р","рь" встречаются различные искажения данного звука.
Цель моей работы— разработка и использование игровых моментов в проведении артикуляционной гимнастики. (работа над звуком "р" на подготовительном этапе).
Работа с ребенком начинается с логопедического обследования, которое позволяет собрать и выявить следующие данные:
-данные о развитии речи ребенка ;
-общий анамнез;
—состояние звукопроизношения (определение характера нарушения звука: отсутствие ‚ замену на другие звуки, искажение ‚ дефектную артикуляцию в различных условиях.);
-состояние слуховой функции;
-состояние общей моторики;
-состояние дыхательной и голосовой функции;
-особенности динамической стороны речи;
—состояние фонематического анализа , синтеза, фонематических представлений;
-особенности словарного запаса;
-состояние грамматического строя речи;
-память, мышление.
Анализ результатов логопедического обследования дает возможность определить речевое нарушение и наметить путь его коррекции. В данном случае определить вид ротацизма и подвижность органов артикуляционного аппарата. На основе чего построить работу по артикуляционной гимнастике (обшей и укрепляющей определенные мышцы языка)
Для постановки звука "р" важна как общая артикуляционная гимнастика(упражнения для губ, языка), так и упражнения направленные на установку кончика языка, подготовку его к вибрации.
Работу над артикуляцией целесообразно начинать со сказки о "Весёлом язычке. Дети 5—6 лет, также как и дети младшего возраста слушают её ‚повторяют движения по подражанию (на слух или с опорой на зеркальное изображение). Эта сказка эмоционально настраивает детей на занятия, способствует уточнению знаний детей об органах артикуляционного аппарата.
"Рот-домик, губы—двери,
А кто живёт в этом домике?
В этом домике дружок,
Живёт Весёлый Язычок—
Ох, И шустрый он мальчишка
И немного шалунишка." ( по Новоторцевой И.В.)
Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. По ходу сказкивыполняют простейшие движения языком. Логопед объясняет детям, что разныедвижения языком (игры) имеют своё название. Перед детьми выставляют домик, различными картинками - символами. Дети рассматривают И называют аргинки("Заборчик", " Мостик", " Лошадка".)
2.Логопед показывает детям альбом ‹: картинкаМИ—символами. Для разучиваниядаёт на занятии 2-3 упражнения. Каждая картинка сопровождается чтениемстихотворения или загадкой.
Рассмотрим основные арт. упражнения, целью которых является установка кончика языка И подготовка его к вибрации.
З.Перед тем как перейти к упражнениям непосредственно направленным на установку кончика языка И подготовку его к вибрации , дети разучивают и закрепляют основные арт. упражнения, как статические ( "Птенчики", "Окошечко")‚ так и динамические (направленные на распластывание языка).
4. Рассмотрим основные арт. Упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.
а. Арт. упражнение "Спрячь конфетку" (др. название —"Орешек", " Футбол")
Описание упражнения: Кончик языка упирается во внутреннюю поверхность слизистой щеки, затем перемещается на другую сторону.
Наглядный материал: предметные картинки, фотографии. Ход работы:
Логопед: "Ребята, послушайте загадку:
Сладенький комочек
Лакомый кусочек.
В рот положишь - тает,
В разноцветных обёртках бывает"
Дети: " Конфеты".
Логопед: показывает картинки с изображением разных конфет (шоколадных, сосулек и т.п.) Дети описывают, какие конфеты они знают, какая конфета по вкусу‚ форме, цвету. Логопед "Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите, за какую щёку я спрятала "конфетку" ( имитационные движения языком). Дети определяют.
Логопед показывает движения сначала в медленном темпе, затем в убыстрённом темпе. Далее предлагает ребёнку показать это упражнение И после его выполнения сказать какую конфету он прячет от всех. Например: " Я прячу шоколадную конфету" И т.п. Ребёнок должен выполнить упражнение так, чтобы другие дети видели за какой щекой у него конфета (т.е.язык должен быть напряжённым). Дети выполняют это упражнение, а логопед пытается угадать какая у них конфета ( "очень сладкая, круглая" И т.п., т.е . даёт речевой образец.)
б. Арт. упражнение " Вкусное варенье".
Описание упражнения: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Наглядный материал: плоскостное изображение героев сказки «Малыш и Карлсон", предметные картинки, фотографии.
Ход работы:
Логопед" Ребята, угадайте, что за человечек прилетел к нам в гости. Он мужчина в полном расцвете сил, в меру упитанный, с кнопкой на животе и пропеллером на спине."
Дети:- Карлсон
Логопед Достаёт его предметное изображение. " А что больше всего на свете любит Карлсон?"
Дети: Сладости ( перечисляют их)
Логопед: А с кем дружит Карлсон?…
Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш ......
Дети: Малыш."
Логопед: "Давайте вспомним, когда Карлсон заболел, чем лечил его Малыш.
(вареньем)
А каким вареньем лечат нас наши бабушки И мамы когда мы болеем?"
Дети перечисляют названия варенья.
Логопед даёт речевой образец:
варенье из малины— малиновое,
варенье из клубники -клубничное,
варенье из вишни- вишнёвое и т.п.
Дети продолжают по образцу.
Логопед:" Представьте, что мы с вами кушали варенье И оно осталось у нас на губах. Давайте его слижем с губ." Логопед показывает упражнение, дети повторяют. Логопед обращает внимание на то, что язык, которым слизывают варенье, должен быть широким. После выполнения упражнения " Карлсон" угадывает какое варенье "кушал" ребёнок ( И определяет, правильно ли он "слизывал")
Данное упражнение так же, как и "Спрячь конфетку", проводится как часть занятия. В конце занятия дети из предложенных фотографий находят ту, где изображена девочка, выполняющая упражнение " Вкусное варенье".
в. Арт. упражнение "Лошадка".
Описание упражнения: "Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком; цокать медленно И сильно ‚ тянуть подъязычную связку".
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход работы:
Логопед: " На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь, как скачет...(И-го-го!)" (В. Степанов)
Логопед:" Кто так говорит?"
Дети: "Лошади".
Логопед достаёт картинки с изображением лошадок. Дети рассматривают картинки И описывают, какая ИМ понравилась ("рыжая, белая, самая быстрая..." И т.п.)
Логопед:" Давайте покажем, как цокают лошадки" (показ артикуляционного упражнения).
" Лошадка поскакала быстро,... медленно…"
Дети выполняют упражнение сопряжённо с логопедом. Затем логопед просит каждого ребёнка выполнить упражнение, а другие дети слушают И комментируют медленно или быстро скакала лошадка.
Далее логопед предлагает игру.
Логопед: " Предложил щенок лошадке
Поиграть с друзьями в прятки.
Говорит ему она:
Я хочу побыть одна." ( Е. Лавреньтева)
Логопед выбирает одного ребёнка " лошадкой", другого— " щенком." "Щенок закрывает глаза И пытается на слух определить какая " лошадка" скачет (цокает). 3атем роли меняются. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения. При обучении данному артикуляционному упражнению были использованы как зрительные образы, так и слуховые. В занятии были включены:
угадывание загадки, прослушивание стихотворения, игра " Угадай, кто сказал...".
г. Артикуляционные упражнения: " Маляры", " Молоточек".
Описание упражнений.
" Маляры"- открыть рот, широким языком, как кисточкой, ведём от верхних
резцов до мягкого нёба ( вперёд- назад), по щекам (вверх— вниз).
" Молоточек"- улыбнуться, открыть рот И постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно И отчётливо произнося т-т-т".
Наглядный материал: сюжетные картинки. картинки " предмет в действии"
Ход занятия:
Логопед показывает детям картинку " Ну, погоди", где волк И заяц находятся на стройке. " Ребята, посмотрите, куда это попали Заяц И Волк?!"
Дети: " На стройку".
Логопед:" А что хочет сделать Волк?"
Дети: " Поймать зайца, съесть его..."
Логопед :" Давайте помещаем волку догнать зайца, будем его отвлекать..."
Вот бежит Волк за Зайцем, а перед НИМ
" То не град, то не гром-
Кровельщик на крыше.
Бьёт он громко молотком — вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нём."
Логопед: " Как кровельщик стучит молотком?"
Дети: " Тук-тук..."
Логопед:" Интересно будет Волку слушать обычный стук молотка? Думаю, что нет. А вот если наш весёлый язычок постучит как молоток, то Волк удивится.".
Логопед показывает детям упражнения.
Дети повторяют его перед зеркалом, затем самостоятельно, т.е. с опорой на
собственную артикуляцию. "
Логопед: " Волк дальше погнался за Зайцем. Вдруг видит: маляр красит стены в доме.
"В новый дом маляр пришёл,
Красит стены, двери, пол...
А наличник на окне
Он поверил красить мне." ( В. Степанов)
Логопед показывает арт. упражнение " Маляры". Дети выполняют упражнение.
Логопед: " Молодцы ребята, пока мы показывали Волку как работают наши весёлые язычки, Заяц успел убежать далеко, Далеко. Волку осталось лишь прокричать Зайцу вслед…"
Дети: " Ну, 3аяц‚ погоди..."
Выполнение данных артикуляционных упражнений на занятии связано одним сюжетом дети с удовольствием переходят от одного упражнения к другому.
Д. Арт. упражнение " Грибок".
Описание упражнения: Язык всей массой присасывается к нёбу, при этом подъязычная связка должна быть хорошо натянута. Рот открыт.
Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением грибов.
Ход занятия:
Логопед читает скороговорку
" Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке.
Пять опят И пять лисичек.
Для лисят И для лисичек." ( Л. Ульяницкая)
После чтения скороговорки логопед беседует с детьми на тему какие ещё грибы знают дети". Показывает картинки со съедобными И несъедобными грибами, обращает внимание детей на то, что у гриба есть шляпка И ножка. Показывает артикуляционное упражнение " грибок".
Дети определяют, что язык становится похожим на грибок, " шляпка"- широкий язык, " ножка" - подъязычная связка.
Логопед предлагает выбрать какой гриб понравился ребёнку больше всего (из предметных картинок) И выполнить арт. упражнение " Грибок". Проводится как часть занятия с использованием скороговорки, которую можно выучить с детьми на занятиях по Дифференциации звуков "р"—"л".
При проведении артикуляционной гимнастики также можно использовать следующие игры— упражнения:
1. Логопед предлагает ребёнку картинку с изображением лабиринтов. На одной стороне листа изображены разноцветные точки, на другой- предметы символы ( грибок, гармошка, лошадка, молоточек‚... и.т.д.) Ребёнку предлагается выбрать себе цветную точку И разгадать лабиринт (к какому предмету приведёт его линия от точки).
2. Ребёнку можно предложить каточки символы, на которых стрелками обозначены положения языка( вверх, вниз, в стороны). Ребёнок должен разгадать, при каких арт. упражнениях, язык занимает положение, направление кот. указывает стрелка.
З. Перед ребёнком разложены карточки. На них : изображение губ ( открытых— 3акрытых), стрелок, указывающих направление языка, нижней челюсти. Ребёнок должен назвать И выполнить артикуляционное упражнение, подходящее под данную схему . ( отличие от предыдущего упражнения заключается в более детальном изображении линии лица и губ. В упражнении №2 - используется только схема).
4. Перед ребёнком выкладываются по очереди карточки. На них— схематичное изображение ротовой полости, языка. Заштрихованная часть языка обозначает: какую часть языка ( кончик, боковые края И Т.Д.) необходимо поднять при выполнении арт. движений.
Эти задания развивают не только артикуляционный аппарат, но и образное, логическое мышление детей.
Артикуляционная гимнастика является важной частью логопедического занятия с детьми. Благодаря ей, у детей закрепляются основные движения органов арт. аппарата, тем самым создаётся основа для постановки звуков.
Удачи и успехов в проведении артикуляционной гимнастики!
Литература:
1. «Понятийно-терминологический словарь логопеда», под ред. Проф. В.И. Селивёрстова . М. Владос, 1997
2. Волкова Г .А. « Психолого—логопедическое исследование детей с нарушениями речи» СПб, 1993 г.
З.Степанов В. А. « Профессии», серия « Для самых маленьких», М. : Омега, 1998 г
4.Лаврентьева Е.А. «Посчитай дружок», 1 М.: Росмен—лига, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Исследовательская работа на тему "Коррекция ротацизма у детей с ОНР (3 уровень) старшего дошкольного возраста"
В исследовательской работе систематизирован теоретический и практический материал по теме: "Коррекция ротацизма"...
«Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика - подготовка артикуляционного аппарата детей с ТНР...
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...
Мастер-класс для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"
Материалы к мастер-классу для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"...
Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, н...
Нескучная артикуляционная гимнастика или многофункциональные игровые формы проведения артикуляционной гимнастики
Предложены игры для родителей, которые можно использовать при выполнении артикуляционных упражнений дома....