«Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения»
консультация по логопедии
Артикуляционная гимнастика - подготовка артикуляционного аппарата детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki_v_rabote_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1797
Консультация для родителей
Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения»
Подготовил и провел
учитель-логопед Пугачева М.Н.
Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в исправлении нарушений звукопроизношения.
Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
- направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза и представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных
Органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого (педагога, родителей) ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это даёт детям возможность делать свои первые « открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
Упражнения перед зеркалом родители выполняют вместе с ребёнком. Для этого необходимо уметь показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка, который достигается путём тренировки.
Если у ребёнка какое - то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки. Не всегда ребёнок точно ощущает, где должен находится в данный момент язык. Тогда родители концом ручки чайной ложки проводят в этом месте (например, у бугорков за верхними резцами ищут у основания, нижних резцов).
Необходимо приучать детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать последовательность действий.
При таком выполнении упражнений у ребёнка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного
Процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название . Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Статические подготовительные упражнения.
- «Лопаточка»
Широкий язык высунуть , расслабить ? положить на нижнюю губу . Следить ? чтобы язык не дрожал . Держать 10-15 сек.
- «Чашечка»
Рот широко раскрыть . Широкий язык поднять кверху . Потянуться к верхним зубам, но не касаться их . Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
- «Иголочка»
Рот открыть . Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его , сделать узким .Удерживать в таком положении 15 сек.
- «Горка»
Рот приоткрыть . Боковые края языка прижать верхним коренным зубам . Кончик языка упереть в нижние передана зубы . Удерживать в таком положении 15 сек.
- «Трубочка»
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх . Подуть в получившуюся трубочку . Выполнять в медленном темпе 10 - 15 сек .
Каждое из перечисленных упражнений выполнять по 8 -10 раз .
Динамические подготовительные упражнения.
- «Часики»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху э то к левому . Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт логопеда . Проделать 15-20 раз.
- «Лошадка»
Присосать язык к нёбу? щёлкнуть языком. Щёлкать медленно , сильно . Тянуть подъязычную связку . Проделать 10-15 раз .
- «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягиватъ нижнюю челюсть.
Проделать 15 раз. В отличшг от упражнения "Лошадка" язык не должен отрываться от нёба .
- «Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку . Рот при этом не закрывать . Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз .
- «Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз .
- «Змейка»
Рот широка открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь , сделать узким . Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
- «Маляр»
Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю э затем нижнюю губу по кругу . Проделать 10 раз , меняя направление .
8. «Катушка»
Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения "Горка" язык в форме валика перемещается вперёд - назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...
Практикум «Артикуляционная гимнастика – первый шаг в коррекции звукопроизношения»
Данный материал будет полезен учителям-логопедам для организации семинара-практикума для педагогов коррекционных групп ДОУ...
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....
Проведение артикуляционной гимнастики в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.
Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка‚ для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко ступает в общение, обменивается информацией, вы...
Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деят...
Артикуляционная гимнастика- как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения артикуляционного аппарата ...
семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения"
Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участ...