"Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
В статье представлена система работы, которая включает разнообразные игры и игровые упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mamzonova_statya.docx | 47.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет.
Автор: Мамзонова Ирина Альбертовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»,
г. Нефтеюганск
В возрасте 3-4 лет дети начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, что влечет за собой расширение круга общения. В свою очередь расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
C точки зрения О.С. Ушаковой, ребенок трёх-четырёх лет накапливает определенный запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.
М.М. Алексеева отмечает, что к четырём годам количество слов доходит до 1900. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами.
В.В. Гербова указывает, что дети этого возраста должны правильно называть большинство вещей обихода, предметы обстановки, т. е. все то, с чем они ежедневно сталкиваются. Обогащение словаря названиями предметов – важная задача. Для ребенка младшего дошкольного возраста не представляет особых трудностей установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в специально организованных дидактических условиях.
Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки особенностями восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают освоение детьми согласованием слов в роде, числе, падеже, способов словообразования существительных с помощью суффиксов и существительных, обозначающих детенышей животных.
Цель и задачи моей системы работы
Цель: обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи у детей 3-4 лет.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Задачи словарной работы:
- обогащать речь детей существительными, прилагательными и глаголами;
- развивать умение понимать обобщающие слова и употреблять их в речи;
- активизировать применение разных частей речи.
Задачи формирования грамматического строя речи:
-развивать умение согласовывать существительные и прилагательные;
-формировать умение правильно образовывать и изменять слова в единственном и множественном числе;
- развивать умение образовывать и употреблять слова-наименования детёнышей животных;
- формировать умение соотносить название глагола-движения с действием предмета.
Ожидаемый результат.
Расширение словаря детей до 1900 слов, умение правильно образовывать и изменять слова, согласовывать слова в речи, использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Представляемая система разработана на основе методических рекомендаций В. В.Гербовой, М.М.Алексеевой, А.М. Бородич.
Приступая к разработке системы, я взяла за основу лексические темы. Объединив темы календарно-тематического плана по этим лексическим темам, я включила в систему различные игры, игровые упражнения на обогащение, активизацию словаря детей и формирование грамматического строя речи.
В своей работе я определила две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает:
а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, прогулки и экскурсии;
б) опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря:
а) рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;
б) дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают сюжетно – ролевые и дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.
Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Я широко применяла словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.
Наглядные приёмы– показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия-также являются важными в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Для формирования словаря я использую дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,) настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы
В словарной работе главное внимание уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению различных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий). Для этого в ходе наблюдений, познавательно-исследовательской деятельности учу различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, производимые этим предметом и с этим предметом. От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) постепенно перехожу к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его сравнению с другими предметами.
Работу по формированию грамматического строя речи я также провожу с использованием игр и игровых упражнений. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории я отрабатываю, используя различные виды игр: настольно-печатные; дидактические; подвижные игры; сюжетно – ролевые;
Настольно-печатные игры, способствующие формированию грамматических категорий (каждую их которых можно также использовать как словесно-дидактическую):
«Один - много», «Чего много?», – закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка согласования существительных и прилагательных, словообразования (относительных прилагательных: варенье из малины -малиновое);
«Весёлый счёт»– закрепление умения согласовывать числительные с существительными;
«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
«Жадина», «Хвастунишки» -упражнение в изменении местоимения мой, согласование его с существительными
«Кому что нужно» -упражнение в употреблении существительных в винительном падеже.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи. Например, на материале игры «Лото» можно отрабатывать:
- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными;
- падежные формы имён существительных.
- образование уменьшительно- ласкательные существительные (белка-белочка, заяц-зайчик).
- образование прилагательных от существительных.
Подвижные игры. Подвижные игры помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу и, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.
Игры с мячом:
«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными): оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний): кошка была котенком, курица-цыпленком
Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Для развития полноценного игрового общения я использую такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Известно четыре вида таких ситуаций: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы и ситуации-оценки. С детьми младшего возраста используются ситуации-иллюстрации.
Взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы. Игровые обучающие ситуации позволяют мне успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Я разрабатываю сценарии активизирующего общения согласно теме недели:
«Моя семья», «В гости к бабушке», «Мишка в гостях у ребят», «Поможем зайчику», «Киска в гостях у ребят», «Собачка в гостях у ребят», «Ежик в гостях у ребят», «В гостях у лесных зверей», «Едем на дачу», «Поездка по городу».
При разработке сценариев активизирующего общения я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их речевого и познавательного развития, использую персонажи, которые уже знакомы и понятны детям.
Я обеспечиваю постоянную смену деятельности – работа за столами, на ковре, физкультминутка, задания на развитие мышления, мелкой моторики, на развитие диалогической формы речи. Особая роль отводится художественной литературе: заучиванию пальчиковых игр, потешек, стишков и их обыгрыванию.
Во всех играх я создаю игровую мотивацию. Например, в гости к детям приходят игрушки, лесные и домашние животные, а также дети сами отправляются в путешествие, что вызывает у детей положительные эмоции и поддерживает интерес к речевой деятельности на протяжении всей игры. Необходимость в помощи этим персонажам, помогала нам в решении задачи воспитания чувства взаимопомощи у детей.
Немаловажным условием является участие родителей в формировании словаря детей. Поэтому, мною были даны рекомендации родителям по обогащению словаря, оформлены памятки, папки – передвижки, были предложены дидактические игры для активизации словаря и формирование грамматического строя в домашних условиях.
Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет
Лексическая тема | Тема недели в соответствии с календарно-тематическим планированием | Задачи по речевому развитию | Игры и упражнения. направленные на обогащение словаря и формирование грамматического строя речи |
Овощи, фрукты | «Яблочко на яблоне и в магазине» «Где растет репка?» | Обогащать словарь прилагательных, формировать умение образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их существительными, активизировать в речи названия овощей и фруктов. | Дидактические и словесные игры: «Скажи, какого цвета, формы, размера?» «Скажи, какой на вкус?», «Где растут плоды?» «Собираем овощи и фрукты», «Найди отличия», «Отгадай по описанию». «Приготовим компот», «Что нужно?» «Магазин», «Лото», «Что можно с фруктом сделать?», «Желтые (зеленые, красные и т.д.) овощи и фрукты» (с элементами цветотерапии) «Что растет в саду?» (в огороде) («Да - нет!») Игры с мячом: «Лови и бросай, и цвета называй» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Накормим куклу Катю», «Приходите в гости к нам» |
Транспорт | «Мой город-Нефтеюганск». «Кто умеет летать?» «Где живёт черепаха?» «Праздники и выходные». «В деревне и на даче». | Закреплять в активном словаре обобщающее понятие «транспорт», учить правильно называть виды транспорта «пассажирский», «грузовой», называть части предмета | Дидактические и словесные игры: «Назови транспорт», «Что едет, плывет, летит…?» «Назови части», «Чем различаются?» «Для чего нужны эти машины? «Опиши машину», «Отгадай по описанию». Сюжетно-ролевые игры: «Я водитель», «Строители», «Поездка в деревню к бабушке», «Путешествие по городу» |
Одежда и обувь. Времена года | «Дождик и зонтик». «Санки и горки». «Холодный ветер: теплые рукавички, ботинки и сапожки». «Заснеженная ёлочка» «Скворушка вернулся» «Что подарит нам лето» | Обогащать словарь наименований одежды и обуви. Развивать умение согласовывать существительные с местоимением мой (моя, мое), существительных и прилагательных в роде и числе. | Дидактические и словесные игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мишке для прогулки?», «Чья вещь?», «Скажи какой (какая, какое)?», «Жадина», «Какие это вещи?» (Какой? Какая? Какое? Какие?). «Когда это бывает?» Игры с мячом: «Мяч по кругу» Сюжетно-ролевые игры: «Домашние заботы», «Кукла Катя идет в гости», «Оденем куклу на прогулку», «В магазине одежды» |
Ласковые слова | «Любимое имя». «Доброе слово». «Ласковая песенка» | Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, активизировать употребление таких существительных в речи. | Дидактические и словесные игры: «Добавь слово», «Скажи ласково», «Измени слово», «Большой-маленькиий» Игры с мячом: «Мяч передавай-ласково друга называй», «Снежиночки-пушиночки» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке» |
Животные и птицы домашние , их детеныши. | «Кто любит зернышки?» «Где спрятался котенок?» «Кто пасется на лугу».
| Расширять и обогащать словарь наименований животных и их детенышей, развивать умение изменять слова-наименования детенышей в единственном и множественном числе в родительном падеже. | Дидактические и словесные игры: «Кто где живет?», «Назови домик», «Кого не стало?» «Чей хвостик?», «Какая шуба?», «Какой хвостик?», «Опиши животное», «Кто что любит?», «Кто кого боится?» «Что делает?», «Кто так кричит?» «Назови детеныша», «Кто у кого?», «Назови одного», «Один - много детенышей», «Пустите в теремок», «Накорми животных», «Кому что дадим?», «Волшебный мешочек». Подвижные игры: «Мыши в кладовой», «Кот Васька» Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит», «В деревне у бабушки» |
Животные и птицы дикие, их детеныши | «Белкина кладовка». «В гости к белому медвежонку» «Зоопарк в городе». «У кого какой дом?» | Расширять и обогащать словарь наименований животных и их детенышей, развивать умение изменять слова-наименования детенышей в единственном и множественном числе в родительном падеже. | Дидактические и словесные игры: «Кто где живет?», «Назови домик», «Кого не стало?» «Чей хвостик?», «Какая шуба?», «Какой хвостик?», «Опиши животное», «Кто что любит?», «Кто кого боится?» «Что делает?», «Кто так кричит?» «Назови детеныша», «Кто у кого?», «Назови одного», «Один - много детенышей», «Пустите в теремок», «Накорми животных», «Кому что дадим?», «Волшебный мешочек». дадим?», «Волшебный мешочек». Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Белки, шишки и орехи» Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит», «Праздник у лесных жителей» |
Мебель | «Кроватка и сон» | Обогащать словарь существительных, наименований мебели, развивать умение употреблять в речи предлоги, активизировать их в речи. | Дидактические и словесные игры: «Для чего это нужно?», «Какая мебель?» «Поможем кукле расставить мебель». «Назови части предмета». «Найди отличия», «Чего не хватает?» «Опиши предмет», «Магазин», «Лото». «Прятки», «Доскажи словечко» (Т.Р.Кислова) Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Накрой стол к завтраку», «В магазине мебели», «Дочки –матери» |
Посуда. | «Конфеты и сладости». «Праздники и выходные». «Рыбки в аквариуме». | Обогащать и расширять словарь наименований посуды, развивать умение образовывать существительные -наименования посуды с суффиксами –ик, -иц | Дидактические и словесные игры: «Как называется?», «Почему так называется?» «Чудесный мешочек», «Сложи целое». «Устроим чаепитие», «Накроем стол к обеду», «В какой посуде?», «Опиши предмет», «Отгадай по описанию», «Чего не хватает?», «Найди разницу», «Магазин». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Праздник у лесных жителей», «Накрой стол к завтраку», «День рождения куклы Кати», «Дочки –матери» |
Моя семья. | «Поздравляем папу». «Поздравляем маму» «Образ света». «Теплое солнышко-мамочка моя. Любимый образ». «Что из семечка выросло» | Обогащать и расширять словарь глаголов, прилагательных, развивать умение согласовывать глаголы с существительными., образовывать единств. и множественное число глаголов настоящего времени правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. | Дидактические и словесные игры: «Назови имя, фамилию», «Как зовут папу (маму)?» «Назови членов своей семьи», «Скажи какая мама (какой папа)», «Кем работает твоя мама (твой папа)?», «Что она (он) делает?», «Твоя помощь маме (папе)», «Вместе делать веселей», «Кто чем работает?» Сюжетно-ролевые игры: «Праздник в семье», «Накрой стол к завтраку», «День рождения куклы Кати», «Дочки –матери», «В детский сад» |
Профессии. | «Яблочко на яблоне и в магазине» «Где растет репка?» «Что из семечка выросло» | Обогащать и расширять словарь существительных-наименованиями инструментов, наименований профессий, глаголов, обозначающих профессиональные действия, прилагательных, развивать умение согласовывать глаголы с существительными., образовывать единств. и множественное число глаголов настоящего времени, правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. | Дидактические и словесные игры: «Кто чем работает?», «Кем работает твоя мама (твой папа)?», «Кто что делает?», «Назови действия», «Что нужно для работы?», «Что она (он) делает?», «Твоя помощь маме (папе)», «Вместе делать веселей», «Кто чем работает?» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Мы едем на дачу», «Строители», «Я-водитель», «Летчики», «Детский сад», «Доктор Айболит», «Кукла заболела», «Больница», «Магазин овощей и фруктов». Подвижные игры: «Где мы были -не скажем, что делали -покажем», игры с мячом «Назови действие», «Летает-не летает» |
Игрушки | «Книжкины сказки» «Кто как купается» «Добрая книга. Любимая книга». | Обогащать и расширять словарь глаголов, прилагательных. Развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, согласовывать с глаголом, образовывать глаголы повелительного наклонения, называть признаки предметов. | Дидактические и словесные игры: «У кого какая игрушка?» (называть признаки), «Чего не стало?» «Что можно делать с игрушкой», «Сравни игрушки (по величине, по цвету и т.д.)», «Отгадай сказку», «Поручения», «Команды и просьбы» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Строители», «Я-водитель», «Летчики», «Детский сад», «Доктор Айболит», «Кукла заболела», «Больница», «Магазин игрушек» |
Источники:
1. Статья «Обогащение словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
Доступ: http://ekrost.ru/poster/obogaszenie-slovarya-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-didakticheskih-igr.html
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Доступ: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-94.shtml
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология".- 4-е изд.- М., 1999.
5. Анатолий Максаков - Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет. Доступ: https://www.libfox.ru/629986-anatoliy-maksakov-razvitie-pravilnoy-rechi-rebenka-v-seme-posobie-dlya-roditeley-i-vospitateley-dlya-zanyatiy-s-detmi-ot-rozhdeniya-do-semi-let.html#book
Картотека дидактических игр и упражнений для обогащения словаря детей 3-4 лет
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители! В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем). В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Что бывает…. Какое бывает…
Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..
Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
Что сначала, что потом
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Что будет, если…
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.
Что можно делать с … С чем можно делать…
Вы начинаете: "Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или: "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Кто что делает
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.
Что где? Кто где?
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
Что внутри?
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.
Игра для развития речи "Угадай, кто это?"
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Больше, чем… Меньше, чем
Взрослый ставит задачу: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал." Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход.
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему Сороченку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)
Воспитатель:
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на кухне(на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи)
Я хочу познакомить вас с играми, игровыми упражнениями и заданиями, которые помогают развивать у ребенка различные речевые навыки. Учитывая большую загруженность родителей работой и ежедневными домашн...
Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
Статья о развитии словаря и формировании грамматического строя речи у старших дошкольников для воспитателей...
Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....
Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...
Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ И ОВЛАДЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ
Развитие речи ребенка....
Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет по лексической теме «ОВОЩИ»
Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И на...