Игры на кухне(на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи)
материал на тему
Я хочу познакомить вас с играми, игровыми упражнениями и заданиями, которые помогают развивать у ребенка различные речевые навыки. Учитывая большую загруженность родителей работой и ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость я рекомендую вам так называемые игры на кухне. Они не потребуют от вас больших приготовлений и не займут много времени. Но, при регулярных занятиях такие игры значительно обогатят словарь вашего ребенка и помогут совершенствовать грамматический строй речи, т.е. научат ребенка правильно говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на кухне | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на кухне
(на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи)
- Я хочу познакомить вас с играми, игровыми упражнениями и заданиями, которые помогают развивать у ребенка различные речевые навыки. Учитывая большую загруженность родителей работой и ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость я рекомендую вам так называемые игры на кухне. Они не потребуют от вас больших приготовлений и не займут много времени. Но, при регулярных занятиях такие игры значительно обогатят словарь вашего ребенка и помогут совершенствовать грамматический строй речи, т.е. научат ребенка правильно говорить.
«Чашка и блюдце»
- Я даю вам задание, вы его выполняете и комментируете свои действия.
- Поставь чашку на блюдце. - Я поставил чашку на блюдце.
- Возьми чашку с блюдца. - Я взял чашку с блюдца.
- Поставь чашку возле блюдца. - Я поставил чашку возле блюдца.
- Поставь чашку справа от блюдца - Я поставил чашку справа от блюдца.
- Держи чашку над блюдцем. - Я держу чашку над блюдцем.
- Поставь чашку перед блюдцем. - Я поставил чашку перед блюдцем.
- Поставь чашку под блюдце. - Я поставил чашку под блюдце.
- Возьми чашку из-под блюдца. - Я взял чашку из-под блюдца.
* «Где живут продукты?»
- У каждого продукта есть свой домик, давайте попробуем угадать название этих домиков и запомнить их.
- Сахар живет в … сахарнице. - Соль живет в … солонке
- Сухари живут в … сухарнице. - Масло живет в … масленке.
- Перец живет в … перечнице. - Чай живет в … чайнике.
- Кофе живет в … кофейнике. - Селедка живет в … селедочнице.
- Конфеты живут в … конфетнице. - Салат живет в … салатнице.
* «Чего не бывает?»
- Расскажите мне, без каких частей не бывает посуды?
Не бывает чайника без … носика.
Не бывает терки без … дырочек.
Не бывает кастрюли без … крышки.
Не бывает сковородки без … дна.
Не бывает кофейника без … ручки.
Не бывает сита без … дырочек.
Не бывает ножа без … лезвия.
Не бывает самовара без … крана. И т.д.
* Объясни слово»
- Объясните, что значат слова: мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить внимание детей на время суток приема пищи).
* «Доскажи словечко»
- Вы начинаете фразу а ребенок ее заканчивает. Например о том из чего сделаны предметы посуды.
«Кастрюля железная, а стакан … стеклянный. И т. д.»
- Или давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Хрупкая - широкая - низкая - мелкая -
Чистая - целая - старая - тупой –
* «Посчитаем посуду»
- Произнести название посуды со словами «два, пять».
* «Давай искать на кухне слова»
- Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Холодильника?
* «Угощаю»
- Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие слова».
На развитие фонематического восприятия
- «Игра с мячом»
- Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж». если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, сажа, ежик, елка, жук, шаг …
- «Лягушка»
Выделение звука из ряда гласных: а, у, о, и, э, ы.
- Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки.
По аналогии проводится игра на другие гласные звуки, позже и на согласные.
По дороге из детского сада.
* «Волшебные очки»
- Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (синим, зеленым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный стакан, красная кастрюля и т.п.
- Красный забор, красное дерево.
* «Я заметил»
- Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. И т.д.
Комплексные разминки
Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно, прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые зубы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук /И/.
3. «Трубочка» - одновременно с длительным и протяжным произнесением звука /У/ (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
4. «Качели» - движения языка вверх – вниз.
Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.
5. «Цоканье» языком – прямые руки подняты вверх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки..
6. «Часики» - руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки прижаты плотно друг к другу.
Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
7. Игра «Хлоп – топ».
Услышав звук /И/ - хлопнуть в ладоши, звук /Ы/ - топнуть ногой.
Время выполнения разминки примерно 5 минут. Вначале комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение лексики и развитие грамматического строя речи. Домашние занятия.
Как, просто общаясь с ребёнком, Вы можете обагощать и развивать лексические и грамматические закономерности родного языка....
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ И ОВЛАДЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ
Развитие речи ребенка....
"Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет"
В статье представлена система работы, которая включает разнообразные игры и игровые упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет....
Консультация для родителей «Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха».
Консультация для родителей "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушением слуха"...
Картотека игр и упражнений по развитию грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста
Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы....
Обогащение словаря и развитие грамматического стороя речи длетей с ОНР посредством дидактического пособия КУБИК-ТРАНСФОРМЕР
Дидактическое пособие "Кубик- трансформер". ориентированно на личность ребёнка, его индивидуальность, на развитие его спасобностей, а в особенности на развитие речи ребёнка...