Непосредственно образовательная деятельность «Живые истоки»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Открытое мероприятие в форме образовательной деятельности по развитию речи в интеграции с музыкальной деятельностью и конструированием,с использованием ИКТ и элементов здоровьесберегающих технологий с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_dekabrya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
«Живые истоки»
Цель: Познакомить детей с национальной культурой родного Воронежского края.
Ход деятельности:
Дети входят под песню «Воронежский край» в исполнении ансамбля « Воронежские девчата».
Музыкальное приветствие педагога.
Дети в кругу поют «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель:
- На нашем занятии гости – давайте их поприветствуем.
- Ребята, кто пишет стихи?
Дети:
- Поэты.
Музыкальный руководитель:
- Картины?
Дети:
- Художники.
Музыкальный руководитель:
- Музыку?
Дети:
- Композиторы.
Музыкальный руководитель:
- Когда мы не знаем, кто сочинил музыку, написал ту или иную песню – как мы называем такую мелодию?
Дети:
- Русская народная мелодия.
Музыкальный руководитель:
- Все, что наш народ придумал, создал и бережно нам передал, а именно?
Дети:
- Песни, игры, хороводы, сказки, пляски, потешки, прибаутки, скороговорки..
Музыкальный руководитель:
- Правильно, ребята. Давайте вспомним – какое время года сейчас?
Дети:
- Зима.
Музыкальный руководитель:
- А месяц?
Дети:
- Декабрь.
Музыкальный руководитель:
- А в старину месяц называли - лютень, студень. Как считаете, почему были такие необычные названия?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
- А мы-то зиму не боимся –
Вместе мы повеселимся,
Потешка с показом движений.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Мы с вами размялись, да и хоровод вспомним про Метелицу.
Хоровод «Вдоль по улице метелица метет !»
Музыкальный руководитель:
- Сейчас, я вам предлагаю пройти на стульчики.
Сели вокруг стола.
- Давайте, ребята, с вами вспомним в какой стране мы живем?
Дети:
- Россия.
Музыкальный руководитель:
- В городе?
Дети:
- В Воронеже.
Слайд
Музыкальный руководитель:
- Сегодня я хочу вам рассказать про нашу известную землячку Марию Мордасову, которая прославила на весь мир нашу Воронежскую землю, песенную, истиннорусскую.
Слайд
Именно в Воронеже в суровые военные дни 1942 года был создан Воронежский русский народный хор. Хор много раз выезжал на фронт в боевые части с концертами. На средства артистов хора был построен танк «Русская песня». С тех пор слава коллектива быстро разлеталась по всей стране.
Слайд
Сейчас этот хор называется Государственный Академический Воронежский русский народный хор, репертуар хора составляет шуточные, протяжные песни, частушки. Лучший частушечницей хора и была Мария Мордасова. Нашу артистку знали по всей стране.
- А что такое частушки?
Дети:
- Короткие песенки. Их называли коротушками. Веселые, смешные.
Музыкальный руководитель:
- А вы знаете частушки? Давайте споем, но чтоб нам веселее было, сюрприз для вас- мы сделаем сегодня сами музыкальные инструменты. На прошлых занятиях мы уже мастерили шумовые инструменты из подручных материалов, а сейчас я вам предлагаю сделать самим свою музыку.
Для начала разработаем наши пальчики:
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту мнем, мнем,
Мы капусту солим, солим
А потом её жуем –фу – пересолили.
Практическая деятельность (насыпают фасоль, горох, колокольчики и другие предметы)
- А теперь и частушки споём.
Слайд
Частушки..
И еще один сюрприз вам сегодня – ай да в пляс под исполнение веселых частушек Марии Мордасовой .
Пляска
Педагог:
- Ой, как у вас здесь весело и интересно?! Вижу вы любите плясать, а сказки слушать и читать любите?
Дети:
- Да.
Педагог:
- Что такое сказка?
Дети:
- Рассказ о вымышленных событиях, которых не бывает. Сказка- выдумка.
Педагог:
- Действительно, сказка ложь-да в ней намек, добрым молодцам урок…А намек на что? Чему нас учит сказка?
Дети:
- Быть добрыми, честными, внимательными к другим, не бояться трудностей, помнить, что добро возвращается добром, любить родителей…
Д/игра « Построй сказку»
Педагог:
- А знаете, как построена сказка?
Дети:
- В сказке есть начало –зачин.
Педагог:
- Найдите, по каким словам мы можем сказать, что это начало сказки. Артем, посмотри, прочитай и прицепи на доску…Хорошо.
Дети:
- Жили – были;
В некотором царстве, в некотором государстве;
За тридевять земель, в тридесятом государстве…
Педагог:
- В след за зачином идет….
Дети:
- основное повествование, сюжет. Где, герои совершают поступки, превращения. Вступают в противоборство, конфликт.
Педагог:
- И чем заканчивается сказка?
Дети:
- Концовка – последние слова сказки о том, чем закончилось повествование.
Педагог:
- Лиза, найди эти слова. (И я там был, мед пиво пил..
Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец…
И стали они жить поживать, да добра наживать..)
- Вспомним, какие сказки вы знаете.
Будем сказки мы считать,
Будем их мы называть:
Рукавичка, Теремок, Колобок румяный бок.
Есть Снегурочка –краса, три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку, нашу вещую каурку.
Про жар – птицу сказку знаем, Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Молодцы, ребята.
- Вы же знаете, что наша Воронежская земля взрастила немало людей, благодаря которым мы знаем сказки. Кто же нам подарил этот прекрасный мир сказок, как мы их называем?
Дети:
- Сказители, собиратели сказок.
Педагог:
- Да, это те люди, которые ходили, ездили по стране, слушали – записывали. Затем обрабатывали их и печатали в книгах. Вспомним некоторых..
Слайд
Александр Николаевич Афанасьев- известный собиратель сказок, ученый. Мы читали его сказки и делали иллюстрации, собрав вот такую выставку. Вспомните, название некоторых сказок.
Слайд
Анна Куприяновна Барышникова – была неграмотной, но тонко и глубоко чувствовала и понимала русский язык. Недаром поведанные ею сказки ласково называли «Сказки бабушки Куприянихи». Вспомните ее сказки…
Слайд
Анна Николаевна Королькова – тяжела ее жизнь была с самого детства и старалась она украсить ее сказкой.
Слайд
Её именем в нашем городе названа улица и библиотека № 39 в Левобережном районе. Проверим как хорошо вы слушали ее сказки?
Викторина по сказкам:
- Скажите, в какой сказке Василий напился кукушкиных слез, и что произошло потом.
(«Птичий язык» , он стал понимать язык птиц.)
- Какие вещи дала гусыня Петру в сказке «Три брата»?
(сапоги для отца, платок для матери)
- В кого превратилось перышко и в какой сказке?
(в молодца – Финиста –ясного сокола)
- В какой сказке Митрофан ослушался приказа царя и что произошло в конце?
(«Золотой кувшин» ____________________________
Молодцы, хорошо запомнили сказки. Русские сказки мудрые и интересные, в них всегда побеждает сильный и смелый герой, а зло и жадность наказывается.
Слайд
- Это наш любимый, известный земляк
Дети:
- Самуил Яковлевич Маршак
Педагог:
- Его книги знаете и вы, и ваши мамы и папы, и ваши бабушки и дедушки. В Воронеже есть тоже улица, названная его именем. Посмотрим иллюстрации и назовем из каких они произведений?
Слайды
Словесная игра «Как ты думаешь? Как ты считаешь?»
А еще я знаю, что вам нравится озвучивать сказки. Сегодня это «Сказка о глупом мышонке» Распределим роли:
слова автора
Озвучивание
- Спасибо, было интересно вас слушать.
Раз вы любите слушать и читать сказки, я думаю, вам необходимы закладки. Пройдем за столы и попробуем их сделать..
Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность "Живое - неживое" для детей средней группы.
Беседа с детьми средней группы, направленная на обобщение и систематизацию знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)
КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»
Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» (Истоки)
план-конспект занятия...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы. Тема: «Живая шляпа» Н. Носов.
Цель: Продолжать знакомить детей с юмористическим творчеством детского писателя Н. Н. Носова....
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».
Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...