«Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС»
консультация по развитию речи на тему
Консультация «Общие рекомендации по стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС» рекомендована для родителей детей с расстроиством аутистического спектра и для педагогов, работающих с данной группой детей.
Используемая литература:
Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. Пер. с англ. Колс Е.К.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС»
Общие рекомендации
1. Сократите количество прямых вопросов. Родители из самых лучших побуждений часто задают много вопросов, веря, что они развивают речь ребенка. Вот вопросы, которые родители используют излишне часто:
· Что это?
· Что ты хочешь?
· Что ты делаешь?
· Как это называется?
Старайтесь избегать этих вопросов, хотя совсем от них избавиться, конечно, невозможно. Родители могут слушать, как каждый из них разговаривает, когда общается с ребенком. А потом напоминать друг другу о необходимости сокращения вопросов.
2. Комментирование. Наблюдайте за действиями ребенка и комментируйте их, как если бы это был его внутренний голос. Как только вы станете задавать меньше вопросов, вы заметите, что вы больше комментируете. Вопросы и команды задерживают развитие речи. Комментарий способствует ее развитию.
3. Ждите и подавайте сигнал. В коммуникативном обмене взрослый ожидает, с явно выраженным на своем лице ожиданием, глядя на ребенка. Ожидание состоит в том, что, когда взрослый произнес фразу, ребенок должен сказать свою. И если он это делает, следует его поощрять.
Что значит выражать ожидание? Установите зрительный контакт. Слегка приоткройте рот. Приподнимите брови. Склоните голову и тело в направлении ребенка.
4. Создавайте коммуникативные ситуации. Будьте настороже, но не предугадывайте каждое желание ребенка. Создавайте маленькие моменты, когда ребенку надо вас попросить о том, что ему нужно.
5. Используйте больше жестов и мимику лица. Преувеличенное использование жестикуляции и мимики необходимо для развития речи. Не будьте зажатыми. Привлекайте внимание ребенка движениями, а ваши жесты могут помочь ему понять то, что не всегда ясно со слов.
6. Моделирование. Моделированием называют образец того, что должен сказать ребенок. Вместо исправления ошибок продумайте, как показать пример. Для кого угодно слышать, как его целый день исправляют, было бы угнетающе. В моделировании есть положительный заряд, а в корректировании ошибок – отрицательный.
7. Облегчайте сложность речи. Моделируя речь, стройте короткие простые фразы. Так вы добьетесь максимального понимания и надежду на воспроизведение ребенком вашего образца. Например, если ваш ребенок еще не употребляет слов, говорите с ним фразами из одного слова по мере возможности. Если он приближается к двусложному уровню, сокращайте предложения до двух слов.
8. Используйте преувеличение интонации, громкости и темпа речи. Этот прием помогает завладеть и удерживать внимание ребенка. Вот почему песни и рифмовки хорошо стимулируют развитие речи: они ритмичны и содержат повторы. Вы можете пропеть песню и сделать паузу, чтобы ребенок подхватил.
9. Зрительный контакт. Смотреть в глаза тому, с кем разговариваешь, важно. Смотрите на ребенка и учите его смотреть на вас. Указание должно быть простым: «Смотри на меня».
10. Взаимная реакция (отклик). Это почти, само собой разумеется. Чтобы содействовать увеличению спонтанной речи, крайне важно, чтобы вы на нее отвечали и тем самым стимулировали самостоятельную речь ребенка. Не оставляйте без внимания попытки ребенка общаться, хоть вербально, хоть невербально. Реагируйте как-нибудь. Желательно одним из способов, описанных здесь. Отвечайте словами или жестами, только отвечайте, тем самым вы будете учить ребенка, что за его речь всегда есть награда.
11. Сделайте общение удовольствием. Говорите приятным голосом. Часто улыбайтесь. Пусть общение ассоциируется у ребенка с теплотой, любовью и радостью. Старайтесь оставаться ненапряженными. С какой стати ребенок станет общаться, если это не доставляет удовольствия? Будьте игривы, творите. Выдумывайте.
Словарный запас
Новый опыт обогащает словарный запас. Привлекайте ребенка к разным видам деятельности: приготовление пищи, уборка, ремонт, высаживание цветов, мытье посуды…важно в процессе работы повторять новые слова и спрашивать ребенка, что ему надо, чтобы он произносил их тоже. Походы в магазин, парикмахерскую, цирк тоже полезны. Показывайте и называйте предметы по несколько раз. Характеризуйте их с разных сторон. Пользуйтесь ассоциацией. Например, сестра Сара любит бананы. Малина растет в конце огорода дяди… Постарайтесь вовлечь ребенка в активное усвоение лексики. Попросите его принести новый предмет, спросите, что он о нем думает. Вот четыре этапа освоения лексики. Подготовьте книги о том месте, куда вы пойдете. Почитайте и ознакомьте с новыми словами, затем используйте те же слова уже, будучи на месте. Например, «Смотри-ка, вот акробат, которого мы вчера видели в твоей книге». Подчеркните различия между акробатом из книги и в жизни: «Но акробат в книжке одет в костюм клоуна, а этот – в черном. Тебе какой нравится больше?» Вернувшись домой, перечитайте книгу, чтобы закрепить и обобщить навыки. Позже вернитесь к этому разговору с новыми слушателями и в новом контексте.
В привычной обстановке, например, за столом, заменяйте известные ребенку слова на лексику более высокого уровня: «Какой напиток ты будешь на обед?» Когда сортируете белье после стирки, дайте ребенку пощупать шелк, хлопок, фланель и спросите, какой материал больше нравится. Когда набираете ванну, спросите, какая температура. Слишком горячо? Слишком холодно? Какая температура? Старайтесь произносить слова несколько раз и добиваться, чтобы ребенок тоже произносил их. Можно наметить цель, столько-то новых слов на каждый день. Вы будете вознаграждены, когда ребенок заговорит самостоятельно.
Придумайте игру, в которой ребенок будет получать монетку и складывать ее в копилку каждый раз, когда он спросит: «Что значит это слово?» Преднамеренно используйте незнакомые слова и ждите, не спросит ли он об их значении.
Когда едете на машине, играйте в «категории». Например, вы говорите: «Одежда. Я начинаю: «Шляпа. Аня, твой ход». «Пальто. Папа, твой ход» и т.д.
Помогайте ребенку говорить о событиях прошлого по фотографиям, о будущем по календарю (следующий четверг, чтобы он стал более ощутимым). Используйте конкретные слова «после завтрака», а не «скоро». Если вам предстоит поездка, проиграйте ее на игрушечной машинке, с домиком, куклами, что там может произойти.
Ребенок быстрее усвоит, если вы будете опираться на его чувства – видишь? Слышишь?
Грамматика
Если ребенок постоянно допускает одну и ту же грамматическую ошибку, недостаточно просто поправлять его, называя правильную модель. Сначала обдумайте игру или какое-то занятие для обучения и закрепления модели. Например, ребенок говорит «он» и про женщин и про мужчин. Можно вместе нарисовать девочку. Добавьте такие детали, как браслеты, сережки, бантики. Она может держать шарик, птичку на плече или собачку на цепочке. Рядом стоит ее машина. Чем больше деталей вы включите, тем лучше. А теперь по очереди называйте, что она имеет. (Она имеет бантик/У нее бант….) - твой ход. (Она имеет собаку/У нее собака.) Можно каждый раз помогать с началом предложения: «Она имеет…»
После нескольких подобных игровых упражнений ребенок готов ко второй ступени стратегии обучения грамматике. Когда ребенок правильно называет местоимение в игре, можно исправлять его в спонтанной речи. Когда он вновь ошибется, просто спросите: «Что?». Таким образом, будто вы просто задумались и не расслышали и хотите, чтобы он повторил. Это даст возможность ребенку подумать над правильным вариантом.
Правила общения
На правила ведения беседы не обращают внимания, пока они не нарушаются. Когда же они нарушены, кажется, что-то не так, но не всегда ясно, что именно. Правила общения включают умения начать и завершить разговор, поддержать тему или сменить ее, заполнить возникшую паузу, сообщив, что вы чего-то не поняли. Например, никто не начнет беседу с фразы: «Мне это действительно нравится». Сначала вы поздороваетесь и сообщите, о чем пойдет речь. Например, «Привет, Салли, как дела? Я как раз думал о книге, которую вчера закончил. Она мне действительно понравилась». А после того, как вам сообщат о каких-то переживаниях, никто не говорит сразу: «Пока», нужен хотя бы мостик: «Мне так жаль это слышать, но, в самом деле, мне пора идти». Специалисты языка и речи рассматривают беседу как игру в теннис: один подает, а другой отбивает. В беседе цель состоит в том, чтобы «продержать мяч в воздухе на протяжении нескольких передач». Дети младшего возраста с нарушением речи зависят в разговоре от партнера и не в состоянии взять на себя его роль. «Мяч у них часто падает» они могут упорно повторять предложения или задавать неподходящие вопросы, делать неуместные замечания. В этом случае взрослый помогает отвечать и уводит ребенка от неверных высказываний.
Взрослый: Я посмотрел вчера отличное кино.
Ребенок: (не реагирует)
Взрослый: Что бы ты мог спросить меня?
Ребенок: Сколько минут шло кино?
Взрослый: Это глупый вопрос, спроси что-нибудь еще.
Задавая такие вопросы, можно улучшить разговорные навыки ребенка. Заявите тему (как в образце), а потом помогайте ребенку, поддерживая или расширяя тему подходящими вопросами или дополнительной информацией.
Взрослый: Я слишком много съел на празднике.
Ребенок: (нет реакции)
Взрослый: А что ты можешь сказать?
Ребенок: Я ел не очень много.
Важно помнить, что дети, умеющие произносить многосложные фразы, еще не всегда могут правильно использовать их в речи. Это могут быть эхоподобные фразы, слова не к месту. Эхолалия может быть использована, чтобы ребенок высказался в свою очередь в диалоге, для утвердительных (подтверждающих ответов), с другими конструктивными целями. Родитель может назвать слово или два или визуальную опору, чтобы ребенок воспроизвел новый ответ, не эхоподобный, или предоставить упрощенную модель того, что ребенок намерен сказать. Говорить соответствующие вещи – важный прагматический навык. Если я говорю, что встретил твоего отца в аэропорту, а ты отвечаешь, что любишь арахисовое масло, это неуместно. Если я говорю, что видел лучшего друга на вокзале, а ты спрашиваешь, сколько пуговиц на его пиджаке, это не относящийся к теме вопрос. Реагируйте так: «Это глупо. Что еще ты можешь сказать/спросить?» Если ребенок не знает, что сказать, моделируйте его реплику и пробуйте сначала.
Если дети упорно продолжают говорить одно и то же, обрывайте их: «Это глупый разговор, давай поговорим о чем-нибудь еще».
Не пропускайте незамеченными ошибки. Если ребенок часто путает слова и перекладывает на вас задачу понимания, останавливайте и переспрашивайте, что он имел в виду, если он сам не может исправить ошибку, моделируйте вы. «Кто ударил Джейка на площадке? Кто это сказал: Тед или женщина?»
Когда ребенок смотрит на полку и говорит: «Я хочу это», спросите: «Что именно?» Так вы дадите ему понять, что произошел сбой в беседе. Ему будет нелегко восстановить ход разговора, т.к. его запас ограничен. Чаще повторяйте: «Скажи больше». Или создавайте опоры: например, вы предлагаете: «Красную?» Ребенок: «Да, красную». Вы: «Коробку?» Ребенок: «Да, коробку. Я хочу красную коробку». Ваш ребенок также должен научиться давать вам понять, когда он не понимает, что вы имеете в виду.
Иногда у детей отсутствуют необходимые в речи связки, как в следующем примере:
Ребенок: Синий. Взрослый: Синий? Ребенок: Красный. Правильно было бы сказать: «Да. Я хотел сказать красный».
Функциональность речи
Дети могут говорить относительно полными предложениями, но использовать речь в ограниченных сферах. Например, просьбы часто бывают первыми навыками прагматической речи, а комментарии поначалу используются ограниченно. Более сложные прагматические функции включают умения убеждать и договариваться. Другие сферы применения речи: приветствия, ответы, протесты, повествования, ссылки, предсказания, объяснения, шутки. Многие дети испытывают трудности в этих сферах.
Описательную речь специалисты называют референтной коммуникацией. Развивать ее помогают барьерные игры. Один человек описывает картинку, невидимую слушателем с тем, чтобы слушающий смог воссоздать или узнать картинку по свою сторону барьера. Придумайте маленькую перегородку, чтобы друг другу не было видно, какая там картинка. Эта игра помогает детям быть активными слушателями и ловить информацию. Они должны ясно выражать свои мысли и запрашивать о дополнительной информации, если что-то непонятно. Когда вы в магазине выбираете пирожное можно тоже попросить ребенка точно описать, какое именно пирожное он хочет.
Другая игра «Расскажи историю». Для нее научите ребенка таким связям в тексте как поэтому, а потом, но. Помогайте придумать или описать сюжет, место действия, связи и несколько слов о развитии действий. Сюжеты можно найти из жизни: о том, как ходили на пляж, день, проведенный в парке. Картинки по-прежнему могут служить опорами, как и моделирование. Попробуйте применять речь и для так называемых проблемных заданий. Например, дать объяснение или предсказание. Когда вы читаете ребенку, смотрите с ним видео, спросите: «Как ты думаешь, почему мужчина так сказал?», «Почему им не следует туда ходить?», или «Как ты думаешь, что он теперь сделает?», а в другом случае: «Что же нам делать с этой проблемой?»
Учите сравнивать и противопоставлять. Хотя бы на кухне, когда ребенок помогает вам, можно сравнивать овощи.
Учите понимать и неполные предложения. Если, войдя в комнату, он не закрыл дверь, скажите: «Дверь». А когда вы говорите: «У меня в горле пересохло», ─ ребенку следует догадаться, что вы просите пить.
Иногда дети не обращают внимания на жесты, мимику, язык тела, который сопровождает речь. Утрируя их, привлекайте его внимание, чтобы он понимал не только буквальный смысл слов. Следите, чтобы при общении и ребенок использовал эти же невербальные элементы.
Используемая литература
Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. Пер. с англ. Колс Е.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобретение первоначальных навыков по плаванию у детей в условиях домашней ванны"
Консультация для родителей...
Формирование языковых навыков по английскому языку у детей дошкольного возраста
В статье представлены и обобщены методы и приемы формирования и развития всех основных языковых навыков: фонетических, навыков аудирования, говорения и пополнение лексического запаса у детей дошкольно...
Формирование языковых навыков по английскому языку у детей дошкольного возраста
В статье представлены и обобщены методы и приемы формирования и развития всех основных языковых навыков: фонетических, навыков аудирования, говорения и пополнение лексического запаса у детей дошкольно...
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности
Приобретение навыков трудовой деятельности через игру...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Методическая разработка на тему: Игры и игровые упражнения, способствующие приобретению плавательных навыков
Игры и игровые упражнения, способствующие приобретению плавательных навыков...
Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС, которые уже используют в речи слова
Консультация для родителей составлена по книге Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. Пер. с англ....