Формирование языковых навыков по английскому языку у детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье представлены и обобщены методы и приемы формирования и развития всех основных языковых навыков: фонетических, навыков аудирования, говорения и пополнение лексического запаса у детей дошкольного возраста.Систематизированы и классифицированы игры в соответствии с применением к определенной области.Разработана структура и этапы образовательной деятельности для достижения наилучших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formrovanie_yazykovykh_navykov.docx | 56.82 КБ |
Предварительный просмотр:
« О формировании языковых навыков по английскому языку у детей дошкольного возраста»
Без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.
Обучение малышей – это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников. Игра является ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста.
Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение этого языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение дошкольников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим. Фонетическому аспекту обучения уделяется меньше внимания, так как в этот период у детей идет процесс формирования произносительных навыков на родном языке, который является более важным, чем процесс совершенствования английского произношения. Грамматика также не является приоритетным направлением, поскольку даже носители языка в возрасте 4 – 5 лет говорят с грамматическими ошибками. Большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется, а освоение их осуществляется на основе речевых образцов, которые употребляются функционально для выражения коммуникативного намерения говорящего. Таким образом, основное внимание сосредоточено на языке как на средстве коммуникации, а не на своде грамматических правил.
Цели обучения дошкольников английскому языку:
- формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой аппарат пластичен и еще действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко приобретаются и прочно усваиваются, поэтому важно не упустить время);
- развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
- развитие навыков "говорения" (т.е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);
- формирование и пополнение лексического запаса.
Классическое занятие должно включать следующие этапы:
1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение пройденного лексического материала в игровом формате.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного и введение нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
7. Просмотр английских мультфильмов.
Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского и закладываются основы произношения и элементарные навыки говорения:
- полное восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов;
- фразы и речевые клише заучиваются из песен и чантов;
- распознавание и употребление простых слов происходит во время игры.
Развитие лексических навыков.
“Основной материал языка – это лексика, слова. Как не построить дом без кирпичей, так и не овладеть языком, не усвоив необходимого количества слов”. Слова хранятся у нас в памяти ассоциативно-тематическими группами. Поэтому, формируя у детей базовый словарь, то есть запас «кирпичиков», из которых они будут строить фразы, нам необходимо вводить новые лексические единицы тематическими группами.
Примерную лексическую тематику, предлагаемую для изучения на данном этапе, можно представить в виде следующих тем: приветствия, счет, цвета, игрушки, животные, семья, праздники, еда, дом, части тела, одежда, времена года.
Существуют определенные критерии отбора лексического материала для детей дошкольного возраста:
- все слова, изучаемые на данном этапе, должны означать понятия, хорошо известные ребенку на родном языке;
- слова должны иметь частое употребление в языке и большую сочетаемость друг с другом.
Первоначально происходит введение новых лексических единиц
Лексика запоминается лучше всего, когда значения слов продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, игрушек, жестов, мимики или предметами. Поскольку у дошкольников развита преимущественно образная память, средства наглядности служат не только для раскрытия значения слова, но и для его запоминания.
Сначала я показываю картинки или игрушки и называю слова. Дети хором повторяют, имитируя произношение. На следующем этапе передаю игрушку или картинку ребенку, побуждая его назвать новое слово. Далее работа идет по цепочке: от ребенка к ребенку. С этой формой работы дети встречаются на каждом занятии. Помимо новой лексики, слежу за произношением, помогая каждому ребенку правильно ставить язычок. Заканчивается упражнение хоровой работой: дети хором повторяют каждое новое слово.
Помимо наглядных информативных средств, как игрушки, картинки, я использую total physical response - TPR. Это означает, что дети изображают жестами, мимикой или действиями то, о чем говорят. К подобным приемам я обращаюсь при введении глаголов движения, изучению частей тела (дети показывают различные части тела), лексики по теме «Животные» (дети изображают различных зверей), некоторые слова по теме «Школа»(дети изображают ,как они пишут, читают, считают и рисуют), собираются в школу (get up, wash, do exercises, clean teeth, eat, drink, put on и т. д.), лексики по теме «Одежда» ( дети жестами показывают, как они одевают ту, или иную одежду). Эти упражнения отлично подходят и в качестве аудитивных.
Следующим этапом является активизация лексики.
Далее я с детьми отрабатываю эти слова, употребляя их в соответствующих контекстах, чтобы зафиксировать их в памяти.
Большое внимание при обучении лексике должно быть уделено играм с карточками, которые бывают двух типов: развивающие устное распознавание – аудирование(«Волшебная палочка», «Твистер», «Покажи картинку», «Соберем урожай», «Соберём портфель», «Рисуем человечка»), и развивающие устное воспроизведение - говорение.( «What’s this?», «What’s missing?», «Угадай-ка», «Дорожка слов») Важно предоставить детям достаточное количество практики аудирования, прежде чем переходить к воспроизведению изучаемых лексических единиц.
Кроме того, преобладающим видом детского творчества в раннем возрасте является рисование. Следовательно, творческий потенциал ребенка должен быть максимально учтен в процессе обучения его лексике английского языка, что объясняет большое количество заданий на раскрашивание, вырезание и наклеивание, обведение по точечкам и других при отработке изучаемых слов.
Музыкальный вид деятельности представлен песнями и чантами, помогающими закреплению языкового материала, расширению и закреплению лексических единиц и речевых образцов. Когда слова соединены ритмом и музыкой, они являются более эмоциональными и индивидуально значимыми и лучше запоминаются. Практика показывает, что после разучивания стихотворения, рифмовки, их лексическое содержание включается в активный словарь ребенка. Разучивание стихов, рифмовок и песенок содействуют развитию речи в целом, увеличению словарного запаса, улучшению произношения, повышению детской активности.
Все эти виды деятельности вошли в систему упражнений, для отработки и закрепления лексического материала на начальном этапе изучения английского языка. Для формирования лексических навыков у дошкольников я применяю следующие упражнения:
- угадывание (слов, игрушек, картинок, отгадывание загадок);
- рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и называние того, что изображено, что слепили дети;
- физкультминутка или TPR (называние действий, выполнение действий и команд);
- игра на внимание/понимание (педагог называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку; дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке);
- выбор слов/картинок по теме или по ситуации;
- соревнование;
- игра «лото» с картинками/домино;
- повторение слов по принципу «снежного кома»;
- общение детей в рамках тематики.
На введение новой лексики очень много лексических игр.
Лексические игры способны:
- тренировать дошкольников в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность;
- развивать речевую реакцию;
- познакомить с сочетаемостью слов.
Запоминание будет активнее, если игры будут разнообразными. Например:
- "Съедобное – несъедобное". Водящий бросает мяч одному из игроков, и если водящий называет съедобное – мячик надо поймать, если несъедобное – нет.
- "What is missing". На ковре раскладываются карточки со словами, дети их называют,педагог даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.
- "Pass the card". Дети рассаживаются полукругом и передают друг другу карточку, называя её. Предварительно слово называет педагог. Для усложнения задания дети могут произносить: “I have a…”/ “I like…”. (Эта игра используется и для закрепления грамматических навыков)
- “Yes or no”. После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например по теме «животные», педагог показывает каточки с изображениями животных в произвольном порядке, не глядя, пытаясь угадать, что на них изображено. Если взрослый угадывает, дети кричат «yes», если ошибается «по». В последнем случае дети должны назвать сами то, что изображено на карточке.
- "Words road". На ковре раскладываются карточки друг за другом, с небольшими промежутками. Ребёнок идёт по "дорожке", называя все слова.
- "What can you see?”. Необходимо подготовить карточку с небольшим отверстием в середине. Накрыть этой карточкой картинку со словом и, водя отверстием по картинке, предоставить детям возможность ответить на вопрос: “What is it?”
- «Лото». При игре в лото, которую дети очень любят, учитель вытаскивает картинки, обозначающие предметы и спрашивает: «Who has a cat? Who has a wolf?” Тот у кого на карточке есть нужная картинка, отвечает: «I have». Лото должно быть тематическим.
- «Угадай-ка». Водящий отворачивается, педагог и дети загадывают картинку из ряда на доске, водящий подходит и спрашивает: “Is it a cat?”. Если он угадал, дети говорят “yes”, если нет “no”.И так продолжается, пока водящий не угадает слово.
- «Кот в мешке» Ребенку завязывают глаза и дают в руки какой-нибудь предмет (например, картошку), ребенок ощупывает его и спрашивает: «Is it orange? Is it …?». Как только предмет правильно назван, остальные дети откликаются.
- «Собери портфель». В игре участвует все дети.
Помогаем Буратино собраться в школу. Дети берут находящиеся на столе предметы, складывают их в портфель, называя каждый предмет по-английски:This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
- «Цветик – семицветик». Играем с ромашкой со съемными разноцветными лепестками. Дети друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если кто-то ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
- «Собери картинку». Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … I have got …. It is blue (grey, etc.)
- «Собери букет». Дети собирают букет из разложенных на полу картонных разноцветных цветов, правильно называя цвет каждого цветка.
- «Пантомима». Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Собираемся в школу», можно провести игру «Пантомима». Ведущий называет действия: “ Wash! Do exercises! Clean teeth! и т.д.Каждый жестами и мимикой изображает действия. Затем ведущийизображает действия, а дети называют их.
Хорошо помогают в закреплении лексики лексические рифмовки. Дети легко запоминают рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и предложений. При этом декламация рифмованного текста служит, как полезным фонетическим упражнением, так и упражнением для запоминания новых слов.
Little Cats
Ann's cat is black.
Jane's cat is grey.
They often drink milk
And wash every day.
My Little Doggy
My little doggy
Likes to play
When I come home
From school each day.
Mice
I think mice
Are very nice.
Their tails are long,
Their faces are small,
They don't have any chins at all.
A Tiger
Tiger, Tiger, burning bright
In the forest of the night.
We Go to the Zoo
Tomorrow, on Sunday,
We go to the Zoo.
Tomorrow, tomorrow
We go to the Zoo.
There is a zebu there,
And a zebra, too.
A bear and a monkey,
And a kangaroo.
Spring
Spring is green,
Summer is bright,
Autumn is yellow,
Winter is white.
Ten little fingers,
Ten little toes,
Two little ears
And one little nose,
Two little eyes
That shine so bright,
One little mouth
To kiss Mummy “Good night!”
Таким образом, если лексические задания увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются; изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению.
Развитие навыков аудирования.
Крайне целесообразно для усвоения новой лексики и правильного произношения использовать аудирование.
Аудирование – важный навык, потому что таким образом дети изучают язык естественно и непринужденно, пополняя свой словарный запас и улучшая знания иностранного языка.
Раннее обучение аудированию обеспечивает развитие речи ребенка и его языковых способностей, а также грамотности.
Рекомендуемый объем для аудирования – от четырех до шести фраз, каждая из которых содержит не более семи слов.
Задачи при аудировании:
- научить детей понимать речь преподавателя и сверстников;
- прослушать небольшие рассказы, описательные тексты, рифмовки, диалоги, загадки в исполнении преподавателя, а также диктора носителя языка в аудио и видео материалах.
Навыки аудирования или понимания речи развиваются и закрепляются в процессе общения педагога с детьми на английском языке. Все объяснения, инструкции, указания, просьбы, замечания, оценки стараюсь давать на английском языке. Вначале их немного, но с каждым занятием становится все больше. Вводить речевые образцы и фразы следует, используя невербальные средства (мимику, жесты и т.д.). Количество используемых английских фраз увеличивается с каждым занятием, дети легко узнают часто повторяющиеся выражения, адекватно реагируют на них, а в последствии сами начинают их употреблять.(Let’s play, count, sing! Come up to me! Well done! That’s OK! Show me! Give me! и т. д.
Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение превратить в игру.
Аудитивные игры предполагают:
- научить понимать смысл однократного высказывания;
- научить выделять главное в потоке информации;
- развить слуховую память.
Данные игры представляют собой восприятие информации детьми на слух.
«Кто лучше знает цифры». Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Педагог называет цифру, ребенок ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.
Загадки о животных.
1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)
2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)
3. It is very big and grey. (an elephant)
4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)
Загадки про сказочных персонажей
I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim. /Незнайка/.
I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/
I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. /Крокодил Гена/.
«Веселые художники». Ребенок, закрыв глаза, рисует животное, части тела животного называет педагог:
Draw a head, please.
Draw a body, please.
Draw a tail, please.
« Хлопаем в ладоши». Все дети становятся в круг. Педагог – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победителями становятся не выбывшие дети.
«Времена года».
Педагог описывает какое-либо время года какое-либо время года, не называя его. Например:
It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs. Задача детей понять и назвать заданное время года.
Action stories еще один из эффективных видов упражнений на отработку навыков аудирования и говорения у дошкольников,
в основе которого лежит метод опоры на физическое действие. Здесь присутствует целый комплекс построенных на движении и действии упражнений к истории.
Алгоритм работы над упражнением
(текст может быть любым, содержать много глаголов)
Расскажите историю с жестами.
Let's go! (махните рукой как будто зовете всех)
Walk. (шагаете)
Look! (открываете широко глаза и пальцем показываете на глаза)
A cat! (рисуете пальцами усы на своем лице)
Nice cat! (плавно водите рукой в воздухе, как будто гладите животного)
Hello, cat! (машете приветственно рукой)
Have some milk!(meat) (как будто держите в одной руке миску, а другой рукой наливаете молоко, затем ставите на пол)
Yummy! (потираете живот)
Goodbye, cat! (машете на прощание)
Walk. (шагаете)
Look! (открываете широко глаза и пальцем показываете на глаза)
A bird! (махаем руками как крыльями)
Nice bird! (плавно водите рукой в воздухе, как будто гладите птицу)
Hello, bird! (машете приветственно рукой)
Have some bread! (как будто разламываете кусочек хлеба и протягиваете в руке птице)
Yummy! (потираете живот)
Fly, bird, fly! (махаем руками как крыльями)
Goodbye, bird! (машете на прощание)
Walk. (шагаете)
Look! (открываете широко глаза и пальцем показываете на глаза)
A Bear! (разведите руки в стороны , округлите, показывая крупного медведя, тяжело шагайте, расставив ноги)
Bad bear! (морщите нос)
Run away, run! (бегите на месте, озираясь назад)
Снова расскажите историю с жестами, попросите детей повторять за Вами.
Расскажите историю без жестов, попросите детей делать это вместо вас.
Расскажите историю не по порядку, переставляя фразы. Дети показывают соответствующие жесты.
Расскажите историю еще раз, дети следят по картинкам
Расскажите историю не по порядку, дети выбирают соответствующую картинку.
Расскажите историю с жестами и попросите детей присоединиться к рассказу с жестами.
Ещё одним эффективным приемом для развития навыков аудирования является сказка.
Жанровые особенности сказки способствуют формированию внимания у детей, развитию памяти, а также учат ребенка классифицировать, сравнивать и др.
Определенно сказки улучшают навыки аудирования. Переход от «объекта к изображению» способствует изучению новых слов, что ведет к активному взаимодействию педагога с детьми.
Особенности применения сказки при обучению дошкольников аудированию:
- выбор сказки необходимо проводить в зависимости от возраста и интересов детей;
- сказка должна быть связана с опытом слушателей;
- у хорошей сказки должен быть четкий и понятный сюжет.
В процессе рассказывания сказки я последовательно показываю картинки, использую жесты, мимику, движения для того, чтобы дети могли её понять.
После прослушивания сказки проверяю, как дети усвоили последовательность событий, излагаемых в сказке. При помощи игрушек, кукол, а также ролевых игр помогаю детям полностью понять сказку. Можно попросить детей нарисовать рисунок на сюжет прослушанной сказки. Все эти действия также развивают аудирование на занятиях английского языка.
Развитие фонетических навыков.
Фонетический принцип решает одну из важнейших задач обучения языку на начальном этапе – постановку произношения. Это работа продолжается от занятия к занятию. Яркие образы и способность детей с легкостью имитировать звуки помогают ребятам в непринужденной игровой форме усваивать непростую английскую фонетику.
Работу по обучению фонетике я провожу, как правило, в начале занятия (фонетическая зарядка – "зарядка для язычка") и в конце занятия (игра “Эхо”), а также, при необходимости, на протяжении всего занятия (при введении новых лексических, грамматических структур, исправлении ошибок), используя различные фонетические упражнения и игры.
В качестве фонетической зарядки, детей лучше знакомить со звуками при помощи пресловутой «Сказки о язычке». Можно самим придумать разнообразные истории о приключениях «язычка» и отрабатывать необходимые звуки.
Эффективными и занимательными являются и фонетические стихи и рифмовки. Каждая рифмовка служит для отработки определенных звуков.
1. "And what is red?"
Ask little Fred.
"The flag is red,"
Says his brother Ted.
[i]
1.His pretty sister
Lives in this little village.
[au]
1 "Little grey mouse,
Where is your house?"
"I live under the floor,
My flat has no door".
2. The streets go up,
The streets go down,
And in and out
About the town.
[p]
1.Peter Piper picked a pack Of pickled pepper.
A pack of pickled pepper
Peter Piper picked.
2. Paper on the floor,
Paper on the floor.
Pick it up, pick it up,
Paper on the floor.
[w]
1. Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy? Why, Willy?
Why, Willy, why?
2. "Willy, Willy! Tell me true!
Willy, Willy! Who are you?"
"I am a little boy".
Также я активно использую фонетические игры и упражнения в своей деятельности, целью которых является:
- тренировка дошкольников в произношении английских звуков;
- научить их громко и отчетливо читать стихотворения;
- формировать навыки фонематического слуха.
Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность, игры-лото со звуками.
"What words do you know?"
Педагог называет звук/ букву и показывает детям сколько слов они должны вспомнить. Затем задаёт вопрос: "What words for this sound/ letter do you know?", а дети вспоминают и называют слова на заданный звук/ букву.
(Игру можно проводить по командам).
«Незнайка и мы». К нам пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
«Волшебник». Дети на время становятся «волшебниками» и с помощью «звукового» волшебства заменяют один предмет на другой, путем изменения букв и звуков, чтобы получилось новое слово. «Давайте превратим кошку в шляпу! Что у нас получилось? Cat — Hat! Мы с вами изменили звук [k] на звук [h]»
Игра «Повторюшки» (отработка дифтонгов [aI], [eI] – My name is...) “Давайте познакомимся! Но сначала поиграем в “Повторюшки!” Вы знаете, кто такие Повторюшки? Это маленькие гномики с огромными ушами. Они внимательно прислушиваются ко всему вокруг и поэтому очень красиво все повторяют. Ну-ка, повторюшки, приготовили свои ушки! (Педагог прикладывает ладони с растопыренными пальцами к ушам, дети повторяют за ним.) [aI], [maI], [eI], [neI], [neIm], [neImIz], [maI neImIz] “
Впоследствии, каждый раз вместо того, чтобы исправить ребенка, педагог предлагает: “Let’s play a game!” и прикладывает ладони к ушам.
Игра «Рыбы» (отработка звуков [w] [ts] – What’s your name?) “A вы хотите узнать, как меня зовут по-английски? Тогда спросите по-английски! Но сначала поиграем! Представьте, что вы - огромные рыбы, которые лежат на дне моря и пускают огромные пузыри [wo] - [wo] Губки трубочкой! Пузырь растёт, (руками изображает растущий пузырь, дети повторяют за ним) растёт … и лопается [ts] (при этом звуке руки резко расходятся в разные стороны) А теперь, повторюшки, приготовили свои ушки! (фон. отр. What’s your name?) (жест: your – обе раскрытые ладони перед собой) Вы кого спрашиваете? (озирается по сторонам) Меня? Тогда покажите ручками: Your name!” – “Your name”- “What’s your name?” – “What’s your name?” (хором) – “My name’s…”. Детям очень нравится эта игра, и они с удовольствием «пускают пузыри» каждый раз, когда я прошу их об этом.
Игра «Пчелы» (отработка звуков [D][T] ) “Любите сказки? Тогда слушайте! Одна русская пчела сидела на цветке. Вдруг на тот же самый цветок прилетела английская пчела. Русской пчеле это не понравилось. Она жужжит, ругается: з-з-з-з-з-з! И английская пчела ей не уступает. Но у неё, посмотрите, язык длинный, во рту не умещается. И получается у нее: th-th-th-th-th! Как русская пчела жужжит? - з-з-з-з-з. - А английская? - th-th-th-th (3-4 раза). Русская ругается - [за-за-за], а английская – (дети повторяют) [Dx- Dx- Dx]. Русская - [зэ-зэ-зэ], а английская - [Dq- Dq- Dq]. Русская - [зы-зы-зы], а английская - [DI- DI- DI].- А к вечеру они оcипли и русская пчела стала жужжать так: с-с-с-с-с-с-с. А как стала жужжать английская пчела? Правильно! th-th-th-th (глухой звук)! (3-4 раза). Русская - [са-са-са], а английская - [Dx- Dx- Dx]. Русская - [сы-сы-сы], а английская - [DI- DI- DI].”
Игра «Любопытный кролик» (отработка звуков [D] - [s] This is...) Звук [D] особенно сложно произносится в сочетании со звуком [s] в структуре This is...
Отрабатывается это сочетание песенкой:
This is a bear, this is a hare,
This is a dog and this is a frog.
This is a car, this is a star,
This is a ball and this is a doll.
Перед пропеванием песенки я предлагаю детям поиграть в трусливого, но очень любопытного кролика (язычок), который выглядывает из норки (рот), чтобы посмотреть на наши игрушки, но каждый раз прячется обратно. Можно добавить братца лиса (рука), который пугает кролика у входа в норку.
Игра «Thank you!» (отработка звука[Th] – Thank you!) “Дети, когда мы благодарим, то делаем это от души. (Учитель прижимает ладонь к груди с силой и при этом, как будто от этого давления кончик его языка выскакивает изо рта.) Thank you!” Дети смеются и быстро запоминают и повторяют этот жест. Теперь, если ребенок произносит звук [Th] неправильно, достаточно просто прижать руку к груди и он сам, смеясь, поправляет себя.
Игра «Колокольчик» (отработка звука [N] – окончание -ing) “Дети, вы знаете, как звенят утренние колокольчики? –ing, -ing! Morning! Good morning! (Учитель говорит это бодрым высоким голосом и делает вид, что звонит в колокольчик) А как звонят вечерние колокола? –ing, -ing! Evening! Good evening!” (Учитель понижает голос и темп).
Очень полезными будут и упражнения, направленные на отработку интонации и ударения.Здесь я использую аудио уроки, скороговорки, пословицы, поговорки.
Грамматические навыки
Грамматические навыки – это фундамент, без которого может легко разрушиться всё хрупкое здание коммуникативности.
Грамматике у дошкольников не уделяется такое внимание, рассмотрение и объяснение, как в последующие годы в школе. Дело в том, что дети не расчленяют грамматические структуры, а запоминают их целиком. Поэтому грамматические навыки у дошкольников формируются на интуитивном уровне.
Обучение грамматике происходит в тесной связи с обучением фонетике и лексике. Большое внимание уделяю введению и закреплению грамматических конструкций. Каждая модель должна сопровождаться большим количеством примеров, устных упражнений, игр.
Грамматические игры способны:
- научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую активность и самостоятельность детей.
Многие лексические и аудитивные игры, рассмотренные выше, способны выполнять функции грамматических.
Для запоминания определенных грамматических структур отлично подойдут грамматические рифмовки и стишки.
My Family
I have mother,
I have father,
I have sister,
I have brother.
He Wants Some Toys
A little boy
Has no toy.
He makes much noise,
He wants some toys.
Room
I have two eyes,
And I can see
A book and a pen
In front of me.
I see a window
And a door.
I see the ceiling
And the floor.
We Count
One, two. Look at your shoe.
Three, four. Look at the floor.
Five, six. Look at the chicks.
Seven, eight. Look at the plate.
Nine, ten. Look at your pen.
the verbs "to like", " to love"
A Peacock and a Dove
This is a peacock
And that is a dove.
The peacock I like,
And the dove — I love.
I Love my Family
I love my father,
I love my mother,
I love my sister
And my big brother.
I Like
I like a ball,
And you like a doll.
I like a dog,
And you like a frog.
I like some fish
And you like a dish.
What Can You Do?
I can swim like a fish,
I can run like a dog,
I can jump like a frog,
I can fly like a bird.
Говорение
Задачи при говорении:
- научить детей общаться по – английски между собой в пределах четко продуманной игровой или семейно – бытовой ситуации;
- сформировать некоторые умения монологической и диалогической речи.
- научить детей умению выражать мысли в их логической последовательности;
- научить практически и творчески применять полученные речевые навыки;
- обучить речевой реакции в процессе коммуникации.
Монолог – формы высказывания: описание, сообщение, рассказ по картинкам. Достаточным объемом монологического высказывания являются три правильно оформленных в языковом отношении фразы на соответствующую тему.
При обучении диалогу, дети учатся употреблять начальные элементы речевого этикета для выполнения определенных коммуникативных задач, а именно:
- поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, ответить на прощание или предложить вместе совершить какое – либо действие, а также выразить просьбу или положение;
- внимательно слушать и адекватно реагировать на высказывание преподавателя;
- уметь кратко ответить на вопрос;
- выразить согласие или отказ от выполнения действия;
- побудить к выполнению действия;
- приблизить к овладению азами культуры общения в речевом поведении.
Для развития навыков "говорения" использую специальные упражнения (в форме игр), в ходе которых тренируется употребление лексических и грамматических структур.
Разучивание песен, стихов, рифмовок призвано поддержать интерес ребенка к изучению языка и закрепить навыки произношения маленького ученика.
Очень рекомендую игры описательного характера. Небольшие сообщения о себе по различным темам. Это очень хорошо развивает монологическую речь.
«Чье солнышко ярче?» Представители команд по очереди выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает та команда, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.
Самый эффективный вид игры для обучения говорению – это сюжетно-ролевая игра. С её помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.
«Теремок», «В гостях у Бабы Яги», «Репка», «Доктор Айболит», «В гостях у Карлсона», «Вежливый продавец», «Репортер», «Моя семья», «Опоздавший мышонок», «Вежливые котята» и т. д. В каждой игре обязательно должен присутствовать мотив, т.е. ребёнок должен знать «зачем», «почему», «для чего».
Обучение детей иностранному языку должно носить коммуникативный характер, когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть не просто усваивает отдельные слова и речевые образцы, но учится конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с возникающими у него коммуникативными потребностями. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование языковых навыков по английскому языку у детей дошкольного возраста
В статье представлены и обобщены методы и приемы формирования и развития всех основных языковых навыков: фонетических, навыков аудирования, говорения и пополнение лексического запаса у детей дошкольно...
Кроссворд «Календарь и времена года» на английском языке (для детей дошкольного возраста 6-7 лет)
Кроссворд на английском языке для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Полезен педагогам дополнительного образования, родителям, учителям начальной школы....
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...
Программа по английскому языку для детей дошкольного возраста " Веселый английский"
Иностранный язык сегодня все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с инт...
Рабочая программа по английскому языку для детей дошкольного возраста 4-5 лет "Говорим по английски"
Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для изучения иностранных языков. С одной стороны, маленькие дети быстрее, чем взрослые, усваивают языковой материал, поскольку не боятся ...
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет"Говорим по-английски" 2019-2020
Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного...
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет "Говорим по английски" 2020-2021 г.
Пояснительная запискао реализации учебно-тематического планана 2020-2021 учебный год Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой &laq...