РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья по развитию речи на тему

Гладышко Наталья Викторовна

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

                                                Гладышко Н.В., учитель-логопед

                                                МДОУ «Детский сад №24 с. Крутой Лог

                                        Белгородский район Белгородская область»

         Нередко родители бывают удивлены, когда при речевых пробах, адекватных возрасту детей, последние не могут правильно ориентироваться, и делают грубые ошибки. И перед логопедом встает нелегкий вопрос: с чего начинать коррекционную работу. Авторы лингвистических и психологических исследований подтверждают, что основой для овладения ребенком лексико-грамматической и стилистической системами языка является разговорная, иначе диалогическая, речь. Диалогическая речь первична и предшествует появлению монологической речи. Общение- основной фактор при овладении ребенком речью; только при условии полноценного речевого общения малыш способен усвоить первоначальные коммуникативные навыки. В дальнейшем речь становится орудием мышления и средством произвольной регуляции ребенком своего поведения. В связи с вышеизложенным стоит подробней рассмотреть лингвистические и психологические особенности диалогической речи. Рассмотрим лингвистические особенности разговорной речи. Разговорная речь представляет собой особую стилистически однородную функциональную систему, противопоставляемую книжной речи как некодифицированная форма литературного языка. Разговорная речь обладает более свободной системой, меньшей степенью регламентированности, а также разговорная речь включает все элементы языковой системы: фонетика, лексика, морфология и синтаксис. Исходя из того, что диалог- преимущественно используемая форма разговорной речи, представляется целесообразным обратиться к рассмотрению особенностей диалога. Изучением диалога с позиций лингвистики занимались Э.А. Трофимова, Н.Ю. Шведова и др. Значимым для исследования является выделение структурной единицы диалога. Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь» указал, что это слово. Для И.М. Сеченова-это предложение. Я.Яноушек занимает позицию тех лингвистов, которые выделяют высказывание как структурную единицу диалога. Под диалогическим единством понимается особый вид связи соседних реплик в диалоге. Эта структурная единица характеризуется семантической, структурной и интонационной законченностью. Мы рассмотрели лингвистические особенности разговорной речи. Обратимся к проблеме речевого развития. Общение в психическом развитии ребенка имеет решающее значение, так как не только обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению малышом новых знаний и умений, но и «детерминирует структуру сознания, определяет опосредствованное строение высших, специфически человеческих психических процессов». В психологии общение рассматривается как особая деятельность. Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца. Основной и первоначальный мотив общения дошкольника - это врожденная потребность в общении с другим человеком. В дальнейшем мотивов для общения у дошкольника появляется больше, формируются новые, причина которых-усложнение совместной со взрослым деятельности, дальнейшее развитие ребенка, изменение его жизненной позиции. Говоря о проблеме обучения дошкольников связной речи, а в частности диалогу важно отметить, что дети довольно легко усваивают диалогическую речь, так как ежедневно слышат ее в быту. Обучение диалогической речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и.т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку. На специальных занятиях по развитию диалогической связной речи чаще всего используется прием подготовленной беседы и прием театрализации. Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для окружающих, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл неизвестных детям слов. Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, а так же разнообразить речь в эмоциональном отношении. В детских садах пользуются следующими приемами театрализации: театрализованное представление и игра-драматизация (свободный пересказ текста, сюжетно-ролевая игра). Рассмотрим обучение разговорной речи в игре. Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра создает благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей. Игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности. Игра-это обязательно совместная деятельность, предполагающая общение детей друг с другом. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. А сейчас рассмотрим дидактическую игру она имеет две цели: обучающую- для взрослого, и игровую-для ребенка. Дидактическая игра-средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала, при решении любой коррекционной задачи. Дидактическая игра помогает ребенку научиться связно излагать свои мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, т.е. вести содержательный диалог. Необходимо делать акцент не только на формировании языковых навыков в контексте учебных заданий, но и на развитие связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми), т.е. учить малышей не только говорить, но и общаться. Обучение диалогу в процессе предметно-практической деятельности. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т.е. создает мотивацию общения, формирует стремление задавать вопрос и получить ответ, актуализирует потребность в речевых высказываниях. В предметно-практической деятельности имеются предпосылки для развития у дошкольников тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций. Форма работы может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от возможностей воспитанников и поставленной задачи. Оптимальные условия для развития диалогической речи у детей с задержкой речевого развития создаются в процессе педагогической коррекции. Наиболее эффективен путь обучения разговорной речи непосредственно в общении, который сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях. Необходимое условие для развития разговорной речи-речевая среда в детском саду и в семье ребенка, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения и развитие новых умений разговорной речи.

                                Литература.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в дошкольном возрасте. М.; СПб.,2010.-175с.
  2. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: КАРО, 2013.-64с.: ил.- («Коррекционная педагогика»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями через драматизацию

В работе представлена методика по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР через обучение драматизации...

Использование новых форм и приёмов в развитии диалогической и монологической речи у детей с речевыми нарушениями

В работе с детьми с речевыми нарушениями можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинезиологию, биоэнергопластику....

Рабочая программа " Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством ознакомления с растительным миром Алтайского края"

Рабочая программа является дополнительной,  для детей подготовительной группы. Реализуется в течение года....

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ...

Сообшение на тему «Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями»

Психолого-педагогические особенности разговорной речи . система работы по развитию речи....

Сообшение на тему «Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями»

Психолого-педагогические особенности разговорной речи . система работы по развитию речи....