Проектная деятельность «Развитие связной речи у детей через фольклор»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Несомненно, на сегодняшний день тема «Развитие связной речи у детей через фольклор» очень актуальна.
В то время как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Несомненно, на сегодняшний день тема «Развитие связной речи у детей через фольклор» очень актуальна.
В то время как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
Цели проекта:
- Использовать произведения малых форм фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста;
- Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Участники проекта
-Дети 4- 5 лет (средняя группа №10 «Ромашка»)
- педагоги
- родители.
Тип проекта
Исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.
Задачи для детей:
- Развивать речевые способности детей среднего дошкольного возраста;
2 . Обогатить словарный запас детей, развивать их образную и связную речь.
3. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.
4. Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, скороговорки, сказки, считалки, пословицы, поговорки).
5. Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
6. Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
7. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
8. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.
Задачи для педагогов:
1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.
2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия.
3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений.
Задачи для родителей:
1. Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.
2. Создать условия для привлечения родителей к взаимодействию по данной теме.
Этапы:
Подготовительный
• Определение целей, постановка задач проекта;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
• Разработка тематического планирования мероприятий.
Основной
• Чтение и просматривание иллюстраций художественной литературы;
• Разучивание потешек, считалок, скороговорок и других малых форм фольклора;
• Разучивание народных игр .
• Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений;
• Организация и проведение фольклорных праздников;
• Инсценировка русских народных сказок;
• Рисование иллюстраций к любимым сказкам, потешкам, скороговоркам;
Заключительный
• Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы;
• Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работ.
План реализации проекта:
Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:
1. Отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
2. Формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
3. Использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
4. Создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).
Формы образовательной работы с детьми
· Непосредственная образовательная деятельность.
· Совместная деятельность.
· Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
· Наблюдения в быту и природе.
· Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
· Заучивание потешек, прибауток, закличек.
· Использование пословиц, загадок, поговорок.
· Чтение художественной литературы.
· Использование пальчиковых игр, русских народных песен.
· Проведение русских народных игр.
· Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
· Применение игрушек и изделий народных промыслов.
· Представление кукольного театра.
· Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
· Рассматривание иллюстраций о русском быте.
· Беседы, вопросы, разъяснения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Системная паутинка в рамках проектной деятельности "Развитие связной речи у детей с ТНР, через художественную литературу"
Материал работы в рамках проектной деятельности. Под проект "Мороз и солнце, дегь чудесный!"...
«Развитие связной речи у детей через использование опорных схем и моделирования»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пят...
«Развитие связной речи у детей через сказку»
Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей...
План самообразования межаттестационный период с 2019 по 2024 г. по теме "Развитие связной речи у детей через игры".
План по самообразованию по теме "Развитие речи у детей через игры". Материал в виде таблицы. Указаны года и мероприятия запланированные педагогом на межаттестационный перио...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...