«Развитие связной речи у детей через сказку»
статья по развитию речи по теме

Пирогова Вера Ивановна

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_skazku.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.

Среди многих жанров устной прозы сказка занимает особое место. Издавна считалась сказка  не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни.

Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Она имеет большое познавательное и воспитательное значение на ребят.

Cказка развивает связную речь, образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. С самого детства ребенок привыкает к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка. Сказки воспитывают в нем стремление говорить лучше, грамотнее. 

         Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать связную речь, интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие; «Художественно-эстетическое развитие; «Физическое развитие».

Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса, что способствует развитию речи.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

             В своей работе по развитию связной речи следует использовать следующие методы и приёмы:


• Чтение или рассказывание сказки. После этого проводится беседа с включением  разных групп вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, о средствах языковой выразительности и др. Хорошо сопровождать текст сказки предметными и сюжетными картинками. В тоже время дети не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают, поэтому при повторном рассказывании сказки можно использовать: настольный и кукольный театр, фланелеграф, аудиозаписи.


• Вовлечение детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. В роли сказочного персонажа может выступать воспитатель или старший ребенок. Малыши с большим интересом и удовольствием общаются с персонажем, у них появляется желание самим быть в роли сказочных героев.


• Использование дидактических игр «Кого я загадала? », «Новое название», «Назови, какой герой? », «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Откуда я? ».

•  Игра-упражнение «Задай вопрос героям сказки» -позволяет научить строить фразы.

• Использование дидактические игры, где дети изменяют сказку, сочиняют новые ситуации со знакомыми героями.

• Играя в сказку, используются различные виды театра.

• Привлечение детей к участию в драматизации. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок  выполняет роль сказочного персонажа, дети вживаются в образы, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры голоса, мимику, манеру разговора.


• «Рисование» сказки, используя различные техники: лепка из пластилина, солёного теста, аппликации из бумаги, ткани. Раскрашивание эпизодов сказки.

Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры, в решении задач «Речевого развития». При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляем развитие монологической речи. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи, что позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

«Развитие связной речи у детей через сказку»

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...

План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...