В копилку воспитателя
консультация по развитию речи на тему
Как разнообразить пальчиковый тренинг у дошкольников. Сделать его эмоционально - приятным, неутомительным и динамичным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kopilku_vospitatelya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
« В копилку воспитателя».
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию «пальцевой» моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками), стихами.
- Массаж пальцев, начинать с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и стрелять, состязаясь
в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево - как хочу,
Сверху - левой, снизу - правой,
Я его катаю, браво.
3.Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают ладони», активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
5.Массаж «четками». Перебирание «четок» развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг.
«Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется,
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку дни недели, месяцы, гласные звуки.
«Прогулка» - указательными и средними пальцами «ходить» по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град...
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким.
«Лыжники» - в углубления больших пуговиц поставить указательные и средние пальцы, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?.. Лыжи!
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
«Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, «рисовать» цветы, животных.
«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
ша-шо-шу-ши-ше,
шко-шка-шку-шки-шке,
аш-ош-уш-ишь-ешь,
шта-што-шту-шти-ште.
ша-ша-ша - в доме у нас Маша;
шо-шо-шо - Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу- на руках ее ношу;
ши-ши-ши- калоши у Маши так хороши.
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
«Мой веселый мяч - прыгун» - прокатывать мяч пальцами левой или правой руки по спирали, одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке -
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Фокусник» - собрать (скомкать) носовой платочек пальцами в ладонь, начиная с угла, чтоб его не было видно.
«Рисование» - «рисовать» цветы веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
Логопедическая зарядка.
Проводит воспитатель в утренний отрезок времени.
Цели:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать мелкую моторику.
Организационный момент
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызёт. (Белка)
Общее расслабление
Рано солнышко встает
И к бельчатам в лес идёт.
Белочки, в кружок вставайте (Дети становятся в круг)
И зарядку начинайте!
Лапки вверх (1,2,3),
Лапки вниз (1,2,3),
Влево, вправо наклонись,
К небу, солнцу потянись,
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
Дети поднимают руки вверх (напряжение), опускаются руки (расслабление).
Развитие мелкой моторики.
Воспитатель: Дети, возьмите пластиковые крышки от бутылок и наденьте их на указательный и средний пальцы - это лыжи. «Шагаем» пальцами, как ножками, не отрывая лыжи от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.
Лыжи белочки обули,
Смело в них вперед шагнули.
Дети меняют руки.
Покатились по опушке
Все весёлые зверушки.
Смена рук.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Смена рук.
Мы любим забавы
Холодной поры!
Мимические упражнения
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем огорчаться,
Мы умеем улыбаться.
Артикуляционная гимнастика
Язычок-язычок,
Не ленись, покажись (на счет 1,2,3,4,5),
Расслабляйся спинка: кя - кя - кя,
Серединка: пя-пя-пя,
Кончик: тя-тя-тя,
А теперь спокойно вниз,
За зубами удержись (на счет 1,2,3,4,5).
Язык чашечкой сложи,
Так немного подержи (на счет 1,2,3,4,5).
В барабан язык играет: т-т-т, д-д-д;
Наших белок вспоминает: т-т-т, д-д-д.
Функции воспитателя
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе режимных моментов.
- Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
- Закрепление навыков чтения и письма.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
В копилку воспитателя.
Дана короткая инструкция, как сделать многофункциональную игрушку...
Копилка воспитателя "Игры с детьми раннего возраста"
Курица и цыпляткиВоспитатель изображает курицу, приговаривает:Как мои ребятушки,Желтые цыплятушки,Пошли по двору гулять,Себе зернышки искать.Стали зернышки искать,Чтобы маме показать.— Мама, мама! Пос...
Физкультминутка в режиме дня- практический материал в копилку воспитателя
Практический материал из опыта работы. Подборка физкультминуток для использования на занятиях с детьми. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....
В копилку воспитателя!
Опыт работы с детьми летом. Проведение тематической недели....
В копилку воспитателя. Примерная тематика бесед с родителями по различным вопросам воспитания здорового ребенка в семье.
Создание и эффективное функционирование здоровьесберегающей среды в ДОУ, и как результат - укрепление здоровья наших воспитанников, невозможно без непосредственного участия родителей. Наиболее эффекти...
Список документации на группе на 2016-2017 уч.гг. (В копилку воспитателя)
Четко определенные требования к технологии работы воспитателя на группе помогают оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ....