«Дифференциация звуков [р], [р’]»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект разработан для подготовительной к школе группы. Данный конспект помогает упражнять детей в дифференциации звуков [р], [р’] на материале слов, словосочетаний и фраз; закрепить умение определять наличие звуков [р], [р’] в словах. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность; развивает навыки пространственной ориентировки на плоскости, зрительное восприятие детей, связную речь согласно нормам русского языка, развивает фонематический слух и восприятие, умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения. Более подробно можно узнать в документе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа: «От рождения до школы»
Группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Дифференциация звуков [р], [р’]»
Цель: создание благоприятных условий для умения детей дифференцировать звуки [р], [р’]; закреплять навык словоизменения с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и выделения первого звука в слове.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к наборному полотну, а так же к образовательной деятельности через использование игровых приемов, воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
- Развивающие: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность; развивать навыки пространственной ориентировки на плоскости, зрительное восприятие детей, развивать связную речь согласно нормам русского языка, развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности, развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
- Образовательные: упражнять в дифференциации звуков [р], [р’] на материале слов, словосочетаний и фраз; закрепить умение определять наличие звуков [р], [р’] в словах; упражнять в звуковом анализе простых слов; закреплять слова – обобщения; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
- Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Активизация словаря: звуки [р], [р’]; слова со звуками [р], [р’].
Наглядный материал и оборудование:
Оборудование: доска, мел, корзина с листьями.
Демонстрационный материал: наборное полотно, картинки для словоизменения, набор картинок, карточки со знаком вопроса.
Раздаточный материал: звездочки, карточки кролика.
Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физкультминутка, работа с индивидуальными карточками.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
- Организационный этап:
В.: Сегодня у нас необычное занятие. У нас – гости (игрушки со звуками [р], [р’]. Что говорят вежливые люди при встрече?
Д.: Здравствуйте, доброе утро.
- Приветствие:
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
- Проверка готовности детей:
Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Мотивация к организованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации: артикуляционная гимнастика:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
«Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
«Сердитая киска» Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
«Качели» Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
Дыхательное упражнение «Трубач»
«Тру-ру-ру, бу-бу-бу
Подудим в свою трубу.
- Основной этап:
- Сообщение темы занятия. Беседа.
В.: Сегодня мы поиграем со звуками. А с какими догадайся.
В.: Назовите животного справа от вас, и определите первый звук в слове
Д.: Рысь, первый звук [р].
В.: Теперь назовите животного слева от вас, и определи последний звук
Д.: Снегирь, последний звук [р’].
В.: Правильно, молодцы! С какими звуками мы будем играть?
Д.: Мы будем играть со звуками [р], [р’].
В.: Что же у них общего?
Д.: Они оба согласные, звонкие.
В.: Чем же отличаются?
Д.: Звук [р] твердый, а звук [р’] мягкий.
В.: Верно, молодцы, вы очень внимательные ребята!
- Работа с наборным полотном.
На наборное полотно выставляются картинки: портфель, орех, хомяк, окно, дом (с помощью полотна определяют звуки)
Предлагаю детям назвать, что изображено на картинках, а затем, изменить слово, сказать его ласково (портфельчик, орешек, хомячок, окошечко, домик – на наборном полотне отметить изменение)
Предлагаю детям выделить первые звуки в каждом слове и хорошо запомнить их. Затем дети соединяют выделенные звуки и получают новое слово (поход).
В.: Ребята предлагаю совершить необычный поход.
Мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
В.: Ребята, кто знает, что такое фантазия?
Д.: Фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Игра «Соберись в поход»
В.: Нам с вами нужно собрать вещи, необходимые в походе, и сложить их в рюкзак.
Выставляю на наборное полотно следующие картинки: кружка, топор, палатка, табурет, продукты, утюг, аптечка, карта, компас, самовар, будильник, удочка, матрёшка, гири.
В.: Ребята, давайте сначала положим в рюкзак предметы со звуками [р], [р’], а затем – все остальные предметы.
Дети отбирают необходимые предметы и объясняют, для чего они нужны. Остальные картинки убираются.
- Работа со звуками [р], [р’].
В.: Идём мы лесом, смотрим по сторонам, ищем лесные слова со звуками [р], [р’], да никак найти не можем. Вокруг, куда ни посмотри, ёлки да сосны, а под ними лисички, подосиновики, маслята.
Посмотрите, к нам навстречу идёт человек со своими друзьями (малыши в шапочках зверей). Оказалось, это егерь – человек, который наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудное время. Узнал егерь, зачем ребята пришли, и говорит.
Е.: «Слов со звуками [р], [р’] в моём лесу видимо-невидимо. Как же вы их не нашли, не увидели? Видимо не так ищете. Давайте я вам помогу.
В.: Привёл егерь нас на поляну.
Е.: «Шли вы сейчас по лесу и что видели?
Д.: Сосны, ели.
Е.: Как назвать одним словом?
Д.: Деревья.
Е.: Вот вам первое слово, которое вы искали. А у дерева есть части со звуками [р], [р’]. Какие?
Д.: Корень, кора, верхушка, крона.
В.: Ребята, давайте внимательно смотреть вокруг. Как вы думаете, какие слова со звуками [р], [р’] мы могли бы встретить в лесу?
Д.: Тропинка, трава, ромашки, грибы, кустарник, муравейник, зверюшки.
В.: Молодцы ребята!
- Физкультминутка «Лягушки»
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо - влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям - физкультпривет!
- Продолжение похода со звуками [р], [р’].
Егерь сидел, смотрел на нас и улыбался.
Е.: Какие вы ребята активные все! Есть у меня в лесу заповедное место. Попасть в него может только человек, кто не обидит дерево, не сломает зря веточку, не сорвёт понапрасну цветок, не бросит бумажку и отгадает мою загадку:
Чистый, прохладный
Струится, бежит.
Свежей водою
Он нас напоит.
Из-под земли он на радость возник,
И называется просто (родник)
(Т. Гризик)
Егерь приглашает всех к роднику и предупреждает, что возле этого родника много слов со звуками [р], [р’] встречается.
Подошли мы к горе, видим – из трещинки ручеёк льётся.
(Воспитатель за егеря рисует схему)
Е.: Это и есть родник. Течёт ручеёк по равнине, сливается с другими ручейками. И это уже не ручеёк, а речка. Речка впадает в озеро. Из озера вытекает река, которая несёт свои воды в море. Значит, наш родничок море питает.
Во всех этих словах тоже есть звуки [р], [р’]. Я вам набрал родниковой воды. Попробуйте её, какая она?
У родника вода: прозрачная, прохладная, родниковая, хрустальная.
В.: Ребята, поблагодарим Егеря за чудесный рассказ про родничок.
Д.: Спасибо Егерь.
Егерь прощается с ребятами.
- Игра «Слова»
В.: Предлагаю отдохнуть около родника и поиграть в игру «Слова» с помощью наборного полотна.
Анализируются слова-паронимы: лак – рак, игла – игра, булки – бурки, жалко – жарко.
Дети называют первый, второй, третий звуки в слове, находят звуковое различие в этих словах с помощью наборного полотна.
Бурки — разновидность тёплых сапог для холодного климата.
Лак – раствор смолы в спирте, употребляется для придания блеска различным предметам.
Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.
Игра — вид культурной человеческой деятельности. Виды игр (в основном смысле слова «игра»): Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря.
Булки – вид хлеба.
Жалко - вызывающий жалость, достойный жалости или сострадания, сочувствия человек.
Жарко - это повышение температуры воздуха до +35 °С и выше.)
- Релаксация
«Путешествие в волшебный лес» звучит «Щебетанье птиц в природе»
В.: Лягте удобнее на коврик, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, различных кустарников и ароматных цветов.
Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Пахнет влажная земля. Ветер доносит едва уловимый аромат цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает напряжение и волнение. Вам хорошо и спокойно. Сохраните это ощущение на весь день.
III Заключительный этап:
- Подведение итогов. Рефлексия:
В.: С какими звуками мы сегодня много раз встречались и работали?
Д.: Сегодня мы работали со звуками [р], [р’].
В.: Ребята, встанем с вами в круг, у меня волшебная звездочка, которая поможет нам вспомнить слова со звуками [р], [р’]. Ребята, можно я первая начну?
Д.: Можно
В.: Река
Так по кругу передается звезда и каждый ребенок должен назвать слова со звуками [р], [р’].
В.: Ребята, посмотрите перед вами лежат карточки веселого и грустного кролика, возьмите веселого кролика, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите грустного кролика.
2. Оценка деятельности воспитанников:
В.: Молодцы ребят! Вы сегодня работали активно, смотрю все себя на занятие чувствовали комфортно, так как выбрали веселого кролика! Ребята, а что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?
Д.: ответы детей, что больше всего понравилось и что запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...