конспект занятий
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
конспект занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению татарскому языку
в подготовительной группе по УМК
«Путешествие в город Казань»
Воспитатель по обучению татарского языка:
Ягуфаров Азат Минталибович
г.Нурлат
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Цель:
- Воспитывать интерес к татарскому языку с использованием УМК.
- Развивать диалогическую речь.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Обогащать словарный запас;
- Закреплять и активизировать в речи слова по пройденным темам: «Ашамлыклар», «Яшелчәләр», «Кафега барабыз», «Дусларны сыйлыйбыз», «Саннар», «Телефоннан сөйләшәбез».
Развивающие задачи:
- Развивать навыки связной речи,
- Закрепить умение детей обращаться друг другу на татарском языке, умение задавать и отвечать на вопросы: Кто это? Ты кто? Что делает? Что делаю? Что делаешь? Что надо? Куда идешь? Какая, какое, какой? Сколько?
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.
- Воспитывать у детей желание говорить на татарском языке, интерес и любовь к татарскому языку, к народному фольклору.
Предварительная работа с детьми:
Разучивание песен, хороводной игры (аудиозапись №6); дидактические и сюжетно-ролевые игры: “Магазин”, “Кафе”, “В лесу”; рассматривание открыток с видами Казани и городов Татарстана, видеопрезентации: ”Татарстан – моя Родина, мой родной край!”
Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ОД.
Дидактическое обеспечение занятия:
Демонстрационный материал: видео, слайды с видами города Казани, Казанского Кремля; городов республики Татарстан; игрушки: собака Акбай и кошка Мияу; атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Кафе», «В лесу», «Магазин игрушек»; проектор, ноутбук; пиктограммы.
Раздаточный материал: полумаски диких животных, билеты, пиктограммы, раздаточные картинки.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Использованная литература:
- Г.З. Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.
- УМК «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей татарскому языку» Казань, 2012г.
- «Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.
Структура ОД:
I. Вводная часть – 5 минут.
1. Психологичский настрой, вводный организационный момент.
2. Приветствие, краткая беседа о погоде.
3. Сюрпризный момент: приглашение в Казань.
4 Игра “Давайте, познакомимся!”
5 Вопрос: Син кем? (Ты кто?)
II. Основная часть – 22 минуты.
1. Сюжетно-ролевая игра «Покупаем билет на автобус».
2. Игровая ситуация: “Я назову, а ты найди и покажи”
3. Ситуация: “В цирке”
4. Музыкально-хороводная игра «Кәрия-Зәкәрия»
5. Творческое задание детей (Рисование).
III. Заключительная часть –3 минуты.
1. Подведение итогов занятия.
2. Поощрение детей.
Ход занятия:
Воспитатель: - Исәнмесез, балалар!
Дети: - Исәнмесез!
Воспитатель: - Хәлләр ничек?
Дети: - Әйбәт, рәхмәт! Хәлләр ничек?(Спрашивают у воспитателя)
Воспитатель: - Әйбәт, рәхмәт!
- Сегодня к нам пришли гости и все они хотят послушать, как вы учитесь говорить на татарском языке, ведь вы живете в Республики татарстан, где каждый человек должен знать свой родной язык. К тому же вы – будущие школьники. Здесь присутсвуют учителя из школы, куда вы скоро пойдете. Вам надо будет очень постараться, ведь вы – умницы. Похвалите себя!
Дети:- Мин – яхшы, мин эйбэт.
- Мин- тырыш, мин – акыллы бала!
Воспитатель:- А сейчас пожелайте доброго дня гостям и спросите – каку них дела?
Дети: -Хэерле кэн! Хэллэр ничек?
Воспитатель: - Новый день наступил, скажите пожалуйста, какой сегодня день недели?
Дети: - Жомга
Воспитатель: -А завтра и послезавтра будет?
Дети: - Шимбэ , якшэмбе.
Воспитатель: - Поиграем в игру “Закончи фразу!”
-Поговорим о погоде: Тышта - көз. Көзен урамда салкын. Кояш җылытмый. Кар ява. Салкын җил- исә. Кар матур, чиста, салкын.
- Про солнце – кояш расскажите стихотворение.
Дети: - Кояшкай, кояшкай,
Безгә син елмай.
Бик рәхәт син булганда.
Яратабыз уйнарга.
Основная часть
Воспитатель: - Ребята, мы с вами живем в красивой, богатой республике. Как она называется?
Дети: - Татарстан.
Воспитатель: - Назовите столицу нашей республики.
Дети: - Казань.
Воспитатель: - Живя в Татарстане, мы все и взрослые и дети говорим на 2-х государственных языках: татарском и на русском.
Дети: - Взрослый или ребенок, ты должен понимать.
Раз в Татарстане живешь – татарский язык надо знать!
Воспитатель: - А учить татарский язык нам помогают наши веселые помощники друзья – Мияу и Акбай. А вот и они. Поздоровайтесь с ними.
Дети: - Исәнме, Мияу! Исәнме, Акбай. Хәлләр ничек?
Воспитатель: - Наши добрые и веселые помощники получили приглашение: посетить нашу столицу красавицу Казань. Мы очень любим Акбая и Мияу, дружно живем, вот они хотят пригласить нас вместе с ними совершить экскурсию в город Казань. Поедем в столицу? – Казанга барабызмы?
Дети: - Эйе, барабыз. (Слайд - с видом Казани)
Воспитатель: - Казань находится далеко от нашего города. На чем можно доехать до города?
Дети: - Поедем на автобусе.
Воспитатель: - А что нам надо сделать? Что купить, чтобы нас посадили в автобус? Нәрсә кирәк?
Дети: - Билет кирәк.
Воспитатель: - Правильно, надо купить билет. (Слайд с видом автовокзала Нижнекамска)
Игровая ситуация: ”Касса”
Развивающий диалог:
- Исәнмесез! – Исәнмесез!
- Нәрсә кирәк? – Билет кирәк.
- Кая барасын? – Казанга барам.
- Ничә билет?
- Илья, посчитай, сколько человек поедут в Казань? (Ребенок считает).
- 13(ун өч) билет кирәк.
- Мә, 13 билет.
- Рәхмәт.
- Сау булыгыз. – Сау булыгыз.
Воспитатель: - Ребята, я буду вашим экскурсоводом. Приглашаю вас в автобус. Давайте познакомимся. Мин – тәрбияче апа Гульсум Иниятулловна. Син кем? Расскажите о себе (Проводится игра ”Син кем?”)
Воспитатель: - Син кем? Кая барасын?
Дети: - Мин Артем. Мин Казанга барам.
Воспитатель: - А чтобы веселее было, давайте споем песню ”Мин Казанга барам”
(включается аудиозапись № 29).
Мин барам, барам, барам
Казанга барам, барам.
Әйе шул, әйе шул.
Казанга барам, барам.
Воспитатель: - Казань находится далеко от Нижнекамска. Ехать нужно долго, вы не проголодались? Сейчас автобус остановится, и мы немного отдохнем. Вот я уже прекрасное кафе – “Вкусное” называется, а по татарски,как будет вкусное?
Дети: - Тәмле!
Проводится диалог через сюңетно-ролевую игру ”Кафе”
-Настя, син кая барасын? – Кафега барам.
- Илья, син сатучы – продавец, а - дети - покупатели.
- Исәнмесез. – Исәнмесез.
- Хәлләр ничек? – Әйбәт.
- Нәрсә кирәк? – Өчпочмак кирәк.
- Нинди өчпочмак? – Тәмле өчпочмак.
- Ничә өчпочмак? – Ике өчпочмак.
Воспитатель: - Вежливо попроси өчпочмак.
- Ике өчпочмак бир әле. – Мә. Ике өчпочмак, аша.
- Рәхмәт. Өчпочмак тәмле. Мин өчпочмак ашыйм.
Игровая ситуация: Разговор по телефону.
Звонит Алеша другу Илье (он остался в Нижнекамске)
- Алло! –Алло!
- Исәнмесез! – Исәнмесез!
- Син кем? – Мин – малай. Мин Илья!
- Син кем? – Мин- Алеша.
- Хәлләр ничек, Илья? – Рәхмәт, әйбәт.
- Хәлләр ничек? – Әйбәт, рәхмәт.
- Кая барасын? – Казанга барам.
- Син нишлисен? – Мин өчпочмак ашыйм. Өчпочмак тәмле. Син нишлисен?
- Мин уйныйм.Сау бул, Илья. – Сау бул, Алеша.
Воспитатель: - Внимание, автобус отправляется дальше в путь.
Богата наша республика своими плодородными землями, полями, лесами. Посмотрите, ребята, мы проезжаем мимо леса. А каких животных можно встретить в лесах нашего Татарстана? (на экране слайд – лес, появляются дикие животные – аю, куян, керпе, тычкан, эт).
Дидактическая игра – “Бу- нәрсә? Ул нишли?”
- Бу –нәрсә? – Бу аю.
- Аю нишли? – Аю йоклый.
- Куян – утыра.
- Керпе – уйный.
- Тычкан – сыр ашый.
- Эт – ипи ашый.
Воспитатель: Покажите соответствующую картину
Работа с раздаточным материалом: детям раздаются картинки.
- Аю йоклый.
- Куян утыра.
- Керпе туп уйный.
- Тычкан сыр ашый.
- Эт аш ашый.
- Әби утыра.
- Бабай йоклый.
- Песи сөт эчә.
- Әни кул юа.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, а сейчас поиграем в игру ”Командир”(С пиктограммами)
- Утыр! Уйна! Йокла! Аша! Эч! Сикер! (дети дают команды).
Воспитатель: - Поиграем в игру “Син нишлисең? (С пиктограммами)
- Мин утырам, уйныйм, ашыйм, эчәм, йоклыйм, юам, сикерәм.
Воспитатель: - Вот мы и в Казани. Красива наша столица, тысячилетняя Казань! Это Очень древний город! Много туристов приезжают в нашу столицу. (Слайды на экране с достопримечательностями Казани: Кремля, театров, цирка,мечети). Предлагаю сходить в цирк. Пойдем? Барабызмы?
Дети: - Эйе.
Воспитатель: - Кая барасын?
Дети: - Циркка барам! (Слайд цирка)
Воспитатель: - Циркта нәрсә бар?
Дети: Куян, аю, керпе, тычкан, бүре, эт, песи бар!
Воспитатель: - Хорошо, у меня есть волшебная палочка и сейчас на некоторое время я превращу вас в животных, а вы расскажите, кто вы, какие вы и что делаете?
- Мин – аю. Мин зур, матур, әйбәт, чиста. Мин йоклыйм.
- Мин – куян. Мин матур, кечкенә, әйбәт, ак. Мин сикерәм.
- Мин – эт. Мин- матур, кечкенә, чиста, әйбәт. Мин уйныйм.
- Мин – песи. Мин-әйбәт,матур, чиста, зур. Мин сөт эчәм.
- Мин – керпе. Мин кечкенә, матур, әйбәт, чиста. Мин туп уйныйм.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. В Казани много магазинов, супермаркетов, детских садов. В садах дети тоже учат татарский язык, как и мы, поют песни, водят хороводы. Я предлагаю вам сейчас спеть в хороводе татарскую народную песню “Кәрия-Зәкәрия”!
(проводится физминутка - хоровод под татарскую народную песню “Кәрия-Зәкәрия”). Воспитатель: - Ребята, посмотрите перед нами овощной магазин. А давайте ненадолго заглянем туда. Что здесь продается? (Слайд с овощами – игра “Назови правильно” - суган, бәрәнге, кишер, кыяр, кәбестә).
Воспитатель: - А в этом отделе продаются игрушки. (Слайд с игрушками - игра “Переводчики” – кукла-курчак, кошка-песи, собака-эт, заяц-куян, мишка-аю, машина-машина, мяч-туп. Посчитайте, сколько игрушек? Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез.
Воспитатель: - Здесь продаются разноцветные шары. Нинди шар? ( Кызыл, яшел, сары, зәңгәр).
Воспитатель: - Молодцы, ребята,наше путешествие подходит к концу и пришло время возвращаться домой в свой родной город. Садимся в автобус. По дороге домой поиграем.
Игровая ситуация с использованием проектора: “Я назову, а ты найди и покажи”
(На экране картинки с игрушками)
Воспитатель: - Я назову количество овощей, а вы найдите рисунок, покажите и назовите.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: - Сегодня мы побывали в г. Казань, а чтобы нам было нескучно, предлагаю спеть песню (Аудиозапись № 24).
Мин барам, барам, барам,
Тубән Камага барам.
Әйе шул. Әйе шул.
Тубән Камага барам!
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие еще города есть в Татарстане? (Дети называют – Чистополь, Елабуга, Бугульма, Заинск, Набережные Челны, Зеленодольск, Альметьевск. На экране появляются слайды с видами этих городов).
Воспитатель: - Наша республика большая и очень красивая. Вот мы и дома, в своем детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Что вы расскажете своим родителям?
Воспитатель: - Все старались. Молодцы, ребята. О нашем путешествии и о своих впечатлениях я предлагаю вам дома нарисовать рисунки. Поблагодарим Мияу и Акбай за приглашение посетить Казань.(Благодарят и попрощаюся).
Дети: - Сау бул, Мияу. Сау бул, Акбай.
Воспитатель: - Попрощаемся и с нашими гостями!
Дети: - Сау булыгыз!
Воспитатель: - Сау булыгыз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...