конспект занятий
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

конспект занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению татарскому языку

в подготовительной группе по УМК

«Путешествие в город Казань»

Воспитатель по обучению татарского языка:

Ягуфаров Азат Минталибович

                                                   г.Нурлат

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель:

- Воспитывать интерес к татарскому языку с использованием УМК.

- Развивать диалогическую речь.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

- Обогащать словарный запас;

- Закреплять и активизировать в речи слова по пройденным темам: «Ашамлыклар», «Яшелчәләр», «Кафега барабыз», «Дусларны сыйлыйбыз», «Саннар», «Телефоннан сөйләшәбез».

Развивающие задачи:

- Развивать навыки связной речи,

- Закрепить умение детей обращаться друг другу на татарском языке, умение задавать и отвечать на вопросы: Кто это? Ты кто? Что делает? Что делаю? Что делаешь? Что надо? Куда идешь? Какая, какое, какой? Сколько?

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

- Воспитывать у детей желание говорить на татарском языке, интерес и любовь к татарскому языку, к народному фольклору.

Предварительная работа с детьми:

Разучивание песен, хороводной игры (аудиозапись №6); дидактические и сюжетно-ролевые игры: “Магазин”, “Кафе”, “В лесу”; рассматривание открыток с видами Казани и городов Татарстана, видеопрезентации: ”Татарстан – моя Родина, мой родной край!”

Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ОД.

Дидактическое обеспечение занятия:

Демонстрационный материал: видео, слайды с видами города Казани, Казанского Кремля; городов республики Татарстан; игрушки: собака Акбай и кошка Мияу; атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Кафе», «В лесу», «Магазин игрушек»; проектор, ноутбук; пиктограммы.

Раздаточный материал: полумаски диких животных, билеты, пиктограммы, раздаточные картинки.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Использованная литература:

- Г.З. Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

- УМК «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей татарскому языку» Казань, 2012г.

- «Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.

Структура ОД:

I. Вводная часть – 5 минут.

1. Психологичский настрой, вводный организационный момент.

2. Приветствие, краткая беседа о погоде.

3. Сюрпризный момент: приглашение в Казань.

4 Игра “Давайте, познакомимся!”

        5 Вопрос: Син кем? (Ты кто?)

II. Основная часть – 22 минуты.

        1. Сюжетно-ролевая игра «Покупаем билет на автобус».

2. Игровая ситуация: “Я назову, а ты найди и покажи”

        3. Ситуация: “В цирке”

        4. Музыкально-хороводная игра «Кәрия-Зәкәрия»

        5. Творческое задание детей (Рисование).

III. Заключительная часть –3 минуты.

        1. Подведение итогов занятия.

        2. Поощрение детей.

                                                       Ход занятия:

Воспитатель: - Исәнмесез, балалар!

Дети: - Исәнмесез!

Воспитатель: - Хәлләр ничек?

Дети: - Әйбәт, рәхмәт! Хәлләр ничек?(Спрашивают у воспитателя)

Воспитатель: - Әйбәт, рәхмәт!

- Сегодня к нам пришли гости и все они хотят послушать, как вы учитесь говорить на татарском языке, ведь вы живете в Республики татарстан, где каждый человек должен знать свой родной язык. К тому же вы – будущие школьники. Здесь присутсвуют учителя из школы, куда вы скоро пойдете. Вам надо будет очень постараться, ведь вы – умницы. Похвалите себя!

Дети:- Мин – яхшы, мин эйбэт.

- Мин- тырыш, мин – акыллы бала!

Воспитатель:- А сейчас пожелайте доброго дня гостям и спросите – каку них дела?

Дети: -Хэерле кэн! Хэллэр ничек?

Воспитатель: - Новый день наступил, скажите пожалуйста, какой сегодня день недели?

Дети: - Жомга

Воспитатель: -А завтра и послезавтра будет?

Дети: - Шимбэ , якшэмбе.

Воспитатель: - Поиграем в игру “Закончи фразу!”

-Поговорим о погоде: Тышта - көз. Көзен урамда салкын. Кояш җылытмый. Кар ява. Салкын җил- исә. Кар матур, чиста, салкын.

- Про солнце – кояш расскажите стихотворение.

Дети: - Кояшкай, кояшкай,

        Безгә син елмай.

        Бик рәхәт син булганда.

        Яратабыз уйнарга.

Основная часть

Воспитатель: - Ребята, мы с вами живем в красивой, богатой республике. Как она называется?

Дети: - Татарстан.

Воспитатель: - Назовите столицу нашей республики.

Дети: - Казань.

Воспитатель: - Живя в Татарстане, мы все и взрослые и дети говорим на 2-х государственных языках: татарском и на русском.

Дети: - Взрослый или ребенок, ты должен понимать.

         Раз в Татарстане живешь – татарский язык надо знать!

Воспитатель: - А учить татарский язык нам помогают наши веселые помощники друзья – Мияу и Акбай. А вот и они. Поздоровайтесь с ними.

Дети: - Исәнме, Мияу! Исәнме, Акбай. Хәлләр ничек?

Воспитатель: - Наши добрые и веселые помощники получили приглашение: посетить нашу столицу красавицу Казань. Мы очень любим Акбая и Мияу, дружно живем, вот они хотят пригласить нас вместе с ними совершить экскурсию в город Казань. Поедем в столицу? – Казанга барабызмы?

Дети: - Эйе, барабыз. (Слайд - с видом Казани)

Воспитатель: - Казань находится далеко от нашего города.  На чем можно доехать до города?

Дети: - Поедем на автобусе.

Воспитатель: - А что нам надо сделать? Что купить, чтобы нас посадили в автобус? Нәрсә кирәк?

Дети: - Билет кирәк.

Воспитатель: - Правильно, надо купить билет. (Слайд с видом автовокзала Нижнекамска)

Игровая ситуация: ”Касса”

Развивающий диалог:

  • Исәнмесез! – Исәнмесез!
  • Нәрсә кирәк? – Билет кирәк.
  • Кая барасын? – Казанга барам.
  • Ничә билет?
  • Илья, посчитай, сколько человек поедут в Казань? (Ребенок считает).
  • 13(ун өч) билет кирәк.
  • Мә, 13 билет.
  • Рәхмәт.
  • Сау булыгыз. – Сау булыгыз.

Воспитатель: - Ребята, я буду вашим экскурсоводом. Приглашаю вас в автобус. Давайте познакомимся. Мин – тәрбияче апа Гульсум Иниятулловна. Син кем? Расскажите о себе (Проводится игра ”Син кем?”)

Воспитатель: - Син кем? Кая барасын?

Дети: - Мин Артем. Мин Казанга барам.

Воспитатель: - А чтобы веселее было, давайте споем песню ”Мин Казанга барам”

(включается аудиозапись № 29).

Мин барам, барам, барам

Казанга барам, барам.

Әйе шул, әйе шул.

Казанга барам, барам.

Воспитатель: - Казань находится далеко от Нижнекамска. Ехать нужно долго, вы не проголодались? Сейчас автобус остановится, и мы немного отдохнем. Вот я уже прекрасное кафе – “Вкусное” называется, а по татарски,как будет вкусное?

Дети: - Тәмле!

Проводится диалог через сюңетно-ролевую игру ”Кафе”

-Настя, син кая барасын? – Кафега барам.

- Илья, син сатучы – продавец, а - дети - покупатели.

- Исәнмесез. – Исәнмесез.

- Хәлләр ничек? – Әйбәт.

- Нәрсә кирәк? – Өчпочмак кирәк.

- Нинди өчпочмак? – Тәмле өчпочмак.

- Ничә өчпочмак? – Ике өчпочмак.

Воспитатель: - Вежливо попроси өчпочмак.

- Ике өчпочмак бир әле. – Мә. Ике өчпочмак, аша.

- Рәхмәт. Өчпочмак тәмле. Мин өчпочмак ашыйм.

Игровая ситуация: Разговор по телефону.

Звонит Алеша другу Илье (он остался в Нижнекамске)

  • Алло! –Алло!
  • Исәнмесез! – Исәнмесез!
  • Син кем? – Мин – малай. Мин Илья!
  • Син кем? – Мин- Алеша.
  • Хәлләр ничек, Илья? – Рәхмәт, әйбәт.
  • Хәлләр ничек? – Әйбәт, рәхмәт.
  • Кая барасын? – Казанга барам.
  • Син нишлисен? – Мин өчпочмак ашыйм. Өчпочмак тәмле. Син нишлисен?
  • Мин уйныйм.Сау бул, Илья. – Сау бул, Алеша.

Воспитатель: - Внимание, автобус отправляется дальше в путь.

Богата наша республика своими плодородными землями, полями, лесами. Посмотрите, ребята, мы проезжаем мимо леса. А каких животных можно встретить в лесах нашего Татарстана? (на экране слайд – лес, появляются дикие животные – аю, куян, керпе, тычкан, эт).

Дидактическая игра – “Бу- нәрсә? Ул нишли?”

  • Бу –нәрсә? – Бу аю.
  • Аю нишли? – Аю йоклый.
  • Куян – утыра.
  • Керпе – уйный.
  • Тычкан – сыр ашый.
  • Эт – ипи ашый.

Воспитатель: Покажите соответствующую картину

Работа с раздаточным материалом: детям раздаются картинки.

  • Аю йоклый.
  • Куян утыра.
  • Керпе туп уйный.
  • Тычкан сыр ашый.
  • Эт аш ашый.
  • Әби утыра.
  • Бабай йоклый.
  • Песи сөт эчә.
  • Әни кул юа.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, а сейчас поиграем в игру ”Командир”(С пиктограммами)

  • Утыр! Уйна! Йокла! Аша! Эч! Сикер! (дети дают команды).

Воспитатель: - Поиграем в игру “Син нишлисең? (С пиктограммами)

  • Мин утырам, уйныйм, ашыйм, эчәм, йоклыйм, юам, сикерәм.

Воспитатель: - Вот мы и в Казани. Красива наша столица, тысячилетняя Казань! Это Очень древний город! Много туристов приезжают в нашу столицу. (Слайды на экране с достопримечательностями Казани: Кремля, театров, цирка,мечети). Предлагаю сходить в цирк. Пойдем? Барабызмы?

Дети: - Эйе.

Воспитатель: - Кая барасын?

Дети: - Циркка барам! (Слайд цирка)

Воспитатель: - Циркта нәрсә бар?

Дети: Куян, аю, керпе, тычкан, бүре, эт, песи бар!

Воспитатель: - Хорошо, у меня есть волшебная палочка и сейчас на некоторое время я превращу вас в животных, а вы расскажите, кто вы, какие вы и что делаете?

  • Мин – аю. Мин зур, матур, әйбәт, чиста. Мин йоклыйм.
  • Мин – куян. Мин матур, кечкенә, әйбәт, ак. Мин сикерәм.
  • Мин – эт. Мин- матур, кечкенә, чиста, әйбәт. Мин уйныйм.
  • Мин – песи. Мин-әйбәт,матур, чиста, зур. Мин сөт эчәм.
  • Мин – керпе. Мин кечкенә, матур, әйбәт, чиста. Мин туп уйныйм.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. В Казани много магазинов, супермаркетов, детских садов. В садах дети тоже учат татарский язык, как и мы, поют песни, водят хороводы. Я предлагаю вам сейчас спеть в хороводе татарскую народную песню “Кәрия-Зәкәрия”!

(проводится физминутка - хоровод под татарскую народную песню “Кәрия-Зәкәрия”).                                    Воспитатель: - Ребята, посмотрите перед нами овощной магазин. А давайте ненадолго заглянем туда. Что здесь продается? (Слайд с овощами – игра “Назови правильно” - суган, бәрәнге, кишер, кыяр, кәбестә).

Воспитатель: - А в этом отделе продаются игрушки. (Слайд с игрушками - игра “Переводчики” – кукла-курчак, кошка-песи, собака-эт, заяц-куян, мишка-аю, машина-машина, мяч-туп. Посчитайте, сколько игрушек? Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез.

Воспитатель: - Здесь продаются разноцветные шары. Нинди шар? ( Кызыл, яшел, сары, зәңгәр).

Воспитатель: - Молодцы, ребята,наше путешествие подходит к концу и пришло время возвращаться домой в свой родной город. Садимся в автобус. По дороге домой поиграем.

Игровая ситуация с использованием проектора: “Я назову, а ты найди и покажи”

(На экране картинки с игрушками)

Воспитатель: - Я назову количество овощей, а вы найдите рисунок, покажите и назовите.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Сегодня мы побывали в г. Казань, а чтобы нам было нескучно, предлагаю спеть песню (Аудиозапись № 24).

        Мин барам, барам, барам,

        Тубән Камага барам.

        Әйе шул. Әйе шул.

        Тубән Камага барам!

Воспитатель: - Давайте вспомним, какие еще города есть в Татарстане? (Дети называют – Чистополь, Елабуга, Бугульма, Заинск, Набережные Челны, Зеленодольск, Альметьевск. На экране появляются слайды с видами этих городов).

Воспитатель: - Наша республика большая и очень красивая. Вот мы и дома, в своем детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Что вы расскажете своим родителям?

Воспитатель: - Все старались. Молодцы, ребята. О нашем путешествии и о своих впечатлениях я предлагаю вам дома нарисовать рисунки. Поблагодарим Мияу и Акбай за приглашение посетить Казань.(Благодарят и попрощаюся).

Дети: - Сау бул, Мияу. Сау бул, Акбай.

Воспитатель: - Попрощаемся и с нашими гостями!

Дети: - Сау булыгыз!

Воспитатель: - Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...