Сообщение к семинару по речевому развитию в старшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Наталья Александровна Олейник

Методы, приемы и формы работы по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semminar_razvitie_rechi.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

[Слайд 1]    Одним из основных средств речевого развития является обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений (А. М. Алексеева, В. И. Яшина).

[Слайд 2]    Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Обучение родному языку в методике рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях.  Говоря об обучении языку в повседневной жизни имеют в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

[Слайд 3]    Важнейшей формой организации обучения речи в методике считаются специальные занятия.

[Слайд 4]    Некоторые методисты считают, что следует отказаться от специальных занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготовительной группах как занятия по подготовке к обучению грамоте. [Слайд 5]     Задачи же речевого развития нужно решать на других занятиях.

С этой точкой зрения нельзя согласиться, она противоречит научным данным о роли и характере обучения родной речи. Целый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности, формируется только в условиях специального обучения: развитие смысловой стороны слова, усвоение системных отношений между словами, овладение умениями связной монологической речи.

[Слайд 6]     Необходимость занятий определяется рядом обстоятельств:

- без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. А. П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Занятия помогают преодолеть стихийность речевого развития, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности; 

- занятия помогают реализовать возможности развития речи в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

- на занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата; дети, увлеченные какой-либо другой деятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им,

- в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с каждым ребенком, занятия в известной мере помогают компенсировать этот дефицит. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Своеобразие речевых занятий в том, что на них основная деятельность - речевая, которая тесно связана с умственной деятельностью, с речевой активностью ребенка. . Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Еще одно своеобразие  занятий по развитию речи заключается во внутренней активности детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.

Типология  занятий учитывает:

[Слайд 7]     ведущую задачу (занятия по развитию словаря, формированию грамматического строя и т. д.);

[Слайд 8]     применение наглядного материала (использование реальных предметов, наблюдений и др.: рассматривание предметов, наблюдение за животными, экскурсии);

[Слайд 9]     этап обучения (первоначальный этап обучения, его закрепление или автоматизация);  количество участников (групповые, индивидуальные, фронтальные).

[Слайд 10]     дидактические цели (занятия по сообщению нового материала, закреплению знаний, обобщению и систематизации, контрольные занятия, комбинированные занятия, интегративные занятия, комплексные занятия), Эта классификация предложена Бородич А.М. по типу школьного урока

[Слайд 11]     Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Принцип единого содержания является ведущим. «Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным

 Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки, чистоговорки – упражнение на отработку дикции.

[Слайд 12]     Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Занятия по развитию речи должны отвечать общим методическим требованиям:

[Слайд 13]     тщательная предварительная подготовка к занятию;

- определение оптимальной нагрузки (соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей);

- воспитательный характер занятия;

- эмоциональный характер занятия;

- четкая структура занятия;

- Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям.

 - обеспечение повторности материала,

- учет результатов занятия.

 Правильная организация занятий.

Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

Я не буду говорить об особенностях работы в младшем дошкольном возрасте, а остановлюсь подробнее на старшем, так как в данный момент работаю в группе старшего дошкольного возраста.

[Слайд 14]     В старшей группе проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Изменяется и роль воспитателя. Он не только руководит занятием, но и способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, др.

      Каким должно быть современное занятие? Ф.А.Сохин писал, что, развивая речь ребенка, необходимо включать его в активный, творческий процесс, основанный на интересе к занятию и подкрепленный личностно-ориентированными отношениями воспитателя и воспитанников. Необходимо изменение позиции воспитателей к форме организации занятий, методам и приемам обучения, делая акцент на игру, активизацию мыслительной и речевой деятельности детей.

Виды занятий могут быть разными в зависимости  от целей обучения.

Виды занятий

Содержание занятий

1

Комплексное занятие

На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие.

2

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме, например «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным.

3

Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, школы и других объектов социальной инфраструктуры поселка.

4

Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое.

5

Занятие-труд

Помощь дворнику в уборке участка, посадке саженцев, цветов

6

Занятие -дидактическая игра

Участие детей в словесной дидактической игре «Магазин

игрушек», «Птичья столовая» и других, лежащих в основе занятия по речевому развитию.

7

Занятие - творчество

Словесное творчество детей в  специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника».

8

Занятие - посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

9

Занятие - сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки.

10

Занятие  - пресс-

конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим.

11

Занятие - путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

12

Занятие - эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом другими материалами

13

Занятие - конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где?      Когда?» и другими.

14

Рисунки - сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

15

Занятие - беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы.

Что нужно учитывать при построении занятий:

- нужно следовать логике речевой деятельности. Начинается занятие с мотивации речевой активности- в старшем возрасте это создание проблемных ситуаций, загадки, соревнование и пр.

- после того, как у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность. Необходимо помочь ему определить ее содержание. Накопление и актуализация знаний и впечатлений, которые станут содержанием высказываний, осуществляется в познавательной деятельности детей: рассматривание картинки, чтение произведения, рассказ воспитателя, обследовательская и исследовательская деятельность.

- следующим этапом занятия становится обучение детей речевой форме. Воспитатель помогает им найти те слова и грамматические формы, которые позволят передать свои мысли по поводу освоенного содержания. Можно использовать разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, схема, вопросы, пример литературных образцов речи.

- заканчивается занятие упражнениями в освоенной речевой форме: это детские высказывания, чтение стихотворения, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения.

    Следует отметить, что деятельность детей на занятии меняет качество деятельности педагога: ориентируясь на индивидуальные особенности воспитанников и уровень их речевого развития, педагог проектирует необходимые развивающие ситуации и упражнения.

      Формы организации детей на занятиях могут быть разными, варьироваться и зависеть от целого ряда обстоятельств:

- количественного состава детей: фронтальные, групповые, индивидуальные занятия;

- места проведения: в группе, музыкальном зале, кабинете, бассейне и т.д.;

- размещения детей: за столами, полукругом, лицом друг к другу, на «ковре-самолете», «машине»;

      Для активизации мыслительной и речевой деятельности детей на занятиях используется:

- чередование видов деятельности;

- приемы на развитие творческого воображения;

- логические ошибки, проблемные ситуации, кроссворды;

- дидактические игры и многое другое.

      Планирование работы по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа, который предполагает реализацию содержания программы по темам посредством использования всех форм  работы: образовательных ситуаций, занятий и ситуаций общения. Такая система работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребенка в речевой деятельности то есть соответствует  требованиям ФГОС

ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ по ФГОС

I.

РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ

Продолжать развивать речь, как средство общения.

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Поощрять  попытки

делиться  с  педагогом  и  сверстниками  разнообразными

впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Формировать  умения  решать  спорные  вопросы  и  улаживать  конфликты  с

помощью реч

II.РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ  (ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ, ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ; СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ДИАЛОГИЧЕСКИЕ И МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМ)

Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь

антонимами,  синонимами,

многозначными  словами,  обобщающими

наименованиями, активизировать  образные слова, сравнения, эпитеты, точные

глаголы.

Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную

сторону речи.

Учить  дифференцировать  на  слух  и  правильно  произносить  близкие  в артикуляционном и акустическом отношении звуки.

Упражнять  в  правильном  произнесении  звуков  в  словах  и  скороговорках,

стихотворениях.

Учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.

Содействовать освоению трудных случаев словоизменения.

Формировать  способы  словообразования  глаголов,  существительных,

прилагательных.

Совершенствовать  структуру  предложений,  содействовать  активному

использованию разных типов предложений.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по

предложению взрослого.

Учить  передавать  словесно  содержание  сказки,  картинки,  впечатлений  из

личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания

III.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.

С помощью различных приёмов и специально организованных педагогических ситуаций.

Способствовать  формированию  эмоционального  отношения  к  литературным

произведениям.

Побуждать  рассказывать  о  своём  отношении  к  конкретному  поступку литературного персонажа.

Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев  произведения

ЗАДАЧИ  ФОРМИРОВАНИЯ  ЗВУКОВОЙ  АНАЛИТИКО- СИНТЕТИЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ,  КАК  ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.

Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.

Ввести понятия «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки»

.Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (например, использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.

Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, с некоторыми  согласными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии дет...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....