Сообщение к семинару по речевому развитию в старшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Методы, приемы и формы работы по речевому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semminar_razvitie_rechi.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
[Слайд 1] Одним из основных средств речевого развития является обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений (А. М. Алексеева, В. И. Яшина).
[Слайд 2] Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Обучение родному языку в методике рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях. Говоря об обучении языку в повседневной жизни имеют в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.
[Слайд 3] Важнейшей формой организации обучения речи в методике считаются специальные занятия.
[Слайд 4] Некоторые методисты считают, что следует отказаться от специальных занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготовительной группах как занятия по подготовке к обучению грамоте. [Слайд 5] Задачи же речевого развития нужно решать на других занятиях.
С этой точкой зрения нельзя согласиться, она противоречит научным данным о роли и характере обучения родной речи. Целый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности, формируется только в условиях специального обучения: развитие смысловой стороны слова, усвоение системных отношений между словами, овладение умениями связной монологической речи.
[Слайд 6] Необходимость занятий определяется рядом обстоятельств:
- без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. А. П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Занятия помогают преодолеть стихийность речевого развития, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности;
- занятия помогают реализовать возможности развития речи в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.
- на занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата; дети, увлеченные какой-либо другой деятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им,
- в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с каждым ребенком, занятия в известной мере помогают компенсировать этот дефицит. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.
Своеобразие речевых занятий в том, что на них основная деятельность - речевая, которая тесно связана с умственной деятельностью, с речевой активностью ребенка. . Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.
Еще одно своеобразие занятий по развитию речи заключается во внутренней активности детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.
Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.
Типология занятий учитывает:
[Слайд 7] ведущую задачу (занятия по развитию словаря, формированию грамматического строя и т. д.);
[Слайд 8] применение наглядного материала (использование реальных предметов, наблюдений и др.: рассматривание предметов, наблюдение за животными, экскурсии);
[Слайд 9] этап обучения (первоначальный этап обучения, его закрепление или автоматизация); количество участников (групповые, индивидуальные, фронтальные).
[Слайд 10] дидактические цели (занятия по сообщению нового материала, закреплению знаний, обобщению и систематизации, контрольные занятия, комбинированные занятия, интегративные занятия, комплексные занятия), Эта классификация предложена Бородич А.М. по типу школьного урока
[Слайд 11] Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Принцип единого содержания является ведущим. «Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным
Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов.
Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.
Например, занятие по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки, чистоговорки – упражнение на отработку дикции.
[Слайд 12] Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.
Занятия по развитию речи должны отвечать общим методическим требованиям:
[Слайд 13] - тщательная предварительная подготовка к занятию;
- определение оптимальной нагрузки (соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей);
- воспитательный характер занятия;
- эмоциональный характер занятия;
- четкая структура занятия;
- Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям.
- обеспечение повторности материала,
- учет результатов занятия.
Правильная организация занятий.
Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
Я не буду говорить об особенностях работы в младшем дошкольном возрасте, а остановлюсь подробнее на старшем, так как в данный момент работаю в группе старшего дошкольного возраста.
[Слайд 14] В старшей группе проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Изменяется и роль воспитателя. Он не только руководит занятием, но и способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, др.
Каким должно быть современное занятие? Ф.А.Сохин писал, что, развивая речь ребенка, необходимо включать его в активный, творческий процесс, основанный на интересе к занятию и подкрепленный личностно-ориентированными отношениями воспитателя и воспитанников. Необходимо изменение позиции воспитателей к форме организации занятий, методам и приемам обучения, делая акцент на игру, активизацию мыслительной и речевой деятельности детей.
Виды занятий могут быть разными в зависимости от целей обучения.
№ | Виды занятий | Содержание занятий |
1 | Комплексное занятие | На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие. |
2 | Тематическое занятие | Занятие посвящено конкретной теме, например «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным. |
3 | Экскурсия | Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, школы и других объектов социальной инфраструктуры поселка. |
4 | Коллективное занятие | Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое. |
5 | Занятие-труд | Помощь дворнику в уборке участка, посадке саженцев, цветов |
6 | Занятие -дидактическая игра | Участие детей в словесной дидактической игре «Магазин игрушек», «Птичья столовая» и других, лежащих в основе занятия по речевому развитию. |
7 | Занятие - творчество | Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника». |
8 | Занятие - посиделки | Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности. |
9 | Занятие - сказка | Речевое развитие детей в рамках различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки. |
10 | Занятие - пресс- конференция журналистов | Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим. |
11 | Занятие - путешествие | Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети. |
12 | Занятие - эксперимент | Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом другими материалами |
13 | Занятие - конкурс | Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими. |
14 | Рисунки - сочинения | Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам. |
15 | Занятие - беседа | Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы. |
Что нужно учитывать при построении занятий:
- нужно следовать логике речевой деятельности. Начинается занятие с мотивации речевой активности- в старшем возрасте это создание проблемных ситуаций, загадки, соревнование и пр.
- после того, как у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность. Необходимо помочь ему определить ее содержание. Накопление и актуализация знаний и впечатлений, которые станут содержанием высказываний, осуществляется в познавательной деятельности детей: рассматривание картинки, чтение произведения, рассказ воспитателя, обследовательская и исследовательская деятельность.
- следующим этапом занятия становится обучение детей речевой форме. Воспитатель помогает им найти те слова и грамматические формы, которые позволят передать свои мысли по поводу освоенного содержания. Можно использовать разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, схема, вопросы, пример литературных образцов речи.
- заканчивается занятие упражнениями в освоенной речевой форме: это детские высказывания, чтение стихотворения, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения.
Следует отметить, что деятельность детей на занятии меняет качество деятельности педагога: ориентируясь на индивидуальные особенности воспитанников и уровень их речевого развития, педагог проектирует необходимые развивающие ситуации и упражнения.
Формы организации детей на занятиях могут быть разными, варьироваться и зависеть от целого ряда обстоятельств:
- количественного состава детей: фронтальные, групповые, индивидуальные занятия;
- места проведения: в группе, музыкальном зале, кабинете, бассейне и т.д.;
- размещения детей: за столами, полукругом, лицом друг к другу, на «ковре-самолете», «машине»;
Для активизации мыслительной и речевой деятельности детей на занятиях используется:
- чередование видов деятельности;
- приемы на развитие творческого воображения;
- логические ошибки, проблемные ситуации, кроссворды;
- дидактические игры и многое другое.
Планирование работы по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа, который предполагает реализацию содержания программы по темам посредством использования всех форм работы: образовательных ситуаций, занятий и ситуаций общения. Такая система работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребенка в речевой деятельности то есть соответствует требованиям ФГОС
ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ по ФГОС
I.
РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ
Продолжать развивать речь, как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки
делиться с педагогом и сверстниками разнообразными
впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с
помощью реч
II.РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ (ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ, ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ; СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ДИАЛОГИЧЕСКИЕ И МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМ)
Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь
антонимами, синонимами,
многозначными словами, обобщающими
наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные
глаголы.
Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную
сторону речи.
Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.
Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках,
стихотворениях.
Учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.
Содействовать освоению трудных случаев словоизменения.
Формировать способы словообразования глаголов, существительных,
прилагательных.
Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному
использованию разных типов предложений.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по
предложению взрослого.
Учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из
личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания
III.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
С помощью различных приёмов и специально организованных педагогических ситуаций.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным
произведениям.
Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения
ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО- СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.
Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.
Ввести понятия «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки»
.Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (например, использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, с некоторыми согласными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)
Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...
Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии дет...
Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие
В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....