Кружок по теме: «Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром через образы,краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать,анализировать, делать выводы,обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №3 «Шоколад» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района
Республики Татарстан»
Кружок по теме:
«Театрализованная деятельность по развитию связной речи
детей дошкольного возраста»
Воспитателя Сафиной Рафисы Рашитовны
2017год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Связная речевая деятельность является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому связное речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественно-эстетическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Анализ календарно-тематического плана показал, что при использовании театрально-игровой деятельности отсутствует какая-либо система. Она используется в узком понятии, только как проведение утренников и инсценировок сказок в театральную пятницу.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста- длительная работа, которая требует участия родителей.
Идея приоритетной роли общественного воспитания потеряла свою актуальность. Родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка, являются первыми и основными воспитателями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.
Исходя из этого, требуется совершенно новый взгляд на работу с семьѐй. В основе организации взаимодействия детского сада с родителями должно лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании ребѐнка. В связи с этим, формирование педагогического потенциала родителей становиться одной из главных задач в работе дошкольного образовательного учреждения с семьѐй.
В результате взаимодействия педагогов и родителей должна сложиться особая форма общения – доверительный деловой контакт. Но, доверительное отношение не может быть навязано. Оно появляется как естественное желание обеих сторон и формируется последовательно в ходе реализации новых, нетрадиционных форм работы с семьѐй, основанных на принципе сотрудничества.
Актуальность:
- С театрализованной деятельностью тесно связано развитие всех компонентов устной речи детей, так как в процессе театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
- Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, что также способствует развитию связной речи.
- Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
- Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
ЦЕЛЬ:
Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста
ЗАДАЧИ
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
- Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
- Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) через организацию театрализованной деятельности.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
Дети первой младшей, второй младшей, средней группы, старшей группы, подготовительной к школе группы, педагоги МБДОУ, родители воспитанников.
1 МЛАДШАЯ ГРУППА
Творческая деятельность | Задачи | Содержание деятельности, необходимое оборудование | Репертуар (сказки, песни, праздники) |
СЕНТЯБРЬ | |||
Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое. | Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. | Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки. | Русская народная сказка «Курочка Ряба». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Мы не просто ребятки, а ребятки – цыплятки. | Развивать интерес к сценическому искусству. Учить строить диалог. | Пересказ сказки с использованием перчаточного театра. Подвижная игра «Курочка и цыплята». | Русская народная сказка «Курочка Ряба». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Игра – драматизация «Курочка Ряба». | Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию. | Разыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба». Элементы костюмов: курочка – шапочка, дед – шляпа, баба – платок, мышка – шапочка с ушами. | Русская народная сказка «Курочка Ряба». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
ОКТЯБРЬ | |||
Театр картинок. | Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам». | Картинки для фланелеграфа. | К.Чуковский «Цыпленок». «Развлечения в детском саду», Л.С.Фурмина) |
Маша и медведь. | Вызвать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Вырабатывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Настольный кукольный театр. | Русская народная сказка «Маша и медведь». («Куклы и дети», Н.Сорокина) |
Основы актерского мастерства. | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, | Беседа по потешкам, разыгрывание колыбельной. Пляска с игрушками. Мягкая игрушка – мишка, игрушки. | Потешки: «Расти коса до пояса», «Наварила, напекла», «Баю-бай». Колыбельная: «Тише куры не шумите». («Куклы и дети», Н.Сорокина) |
формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. | |||
Игра – драматизация. | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях. | Драматизация стихов А.Барто «Игрушки», прибауток. | А.Барто «Игрушки», прибаутки: «Сорока-сорока», «Как у нашего-то Вани». («Куклы и дети», Н.Сорокина) |
НОЯБРЬ | |||
Выросла репка большая – пребольшая. | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Продолжать знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать малышей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами. | Разыгрывание спектакля «Репка». | Русская народная сказка «Репка». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали. | Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию. | Разыгрывание русской народной сказки «Репка». Элементы костюмов. | Русская народная сказка «Репка». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Основы театральной культуры. | Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театрального искусства (кукольный театр). | Словесные игры. | «Давайте познакомимся». «Мы пришли в театр» («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Самостоятельная игровая деятельность. | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. | По желанию детей. |
ДЕКАБРЬ | |||
Желтый маленький | Развивать способность детей понимать | Отгадывание загадки. Имитационные | К.Чуковский «Цыпленок». |
комочек, любопытный очень-очень. | состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. | упражнения. Знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок». Подвижная игра «курочка-хохлатка». | («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет. | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в импровизациях. | Рассказывание сказки К.Чуковского «Цыпленок» вместе с детьми. Беседа по содержанию. Имитационные упражнения. | К.Чуковский «Цыпленок». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Волшебный сундучок. | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. | Отгадывание загадок. Ряжение. Имитационные упражнения «Изобрази героя». | («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Самостоятельная игровая деятельность. | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. | По желанию детей. |
ЯНВАРЬ | |||
У Снегурки Новый год. (Игра – драматизация). | Продолжать работу по обучению детей приемам кукловождения (настольный театр). Учить детей воспроизводить отдельные черты характера (уверенность в себе). Познакомить ребят со сказкой «У Снегурки Новый год», разыграть с ними спектакль. Побудить малышей принять участие в хороводе. | Игрушка – волк. Шапочки-маски персонажей «У Снегурки Новый год». | Потешки: «Я серый волк», «Кто у нас хороший?». («Куклы и дети», Н.Сорокина) |
Петушок наш не поет. | Поощрять участие детей в театрально- | Разыгрывание потешек. Сочинение | Потешка «Ай, туки», «Сова». |
игровой деятельности. Формировать умение движениями разыграть потешку. Побудить сочинять сказки с помощью педагога и разыгрывать их с куклами. Прививать любовь к народным играм. Поддерживать желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. | сказки «Петушок наш не поет». Подвижная игра «Сова». | Песенка «Любимой маме». («Куклы и дети», Н.Сорокина) | |
Угадай-ка. | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов | Отгадывание загадок. Картинки- отгадки. Ряжение. Имитационные упражнения «Изобрази героя». | Загадки. («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Самостоятельная игровая деятельность. | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. | По желанию детей. |
ФЕВРАЛЬ | |||
Почему плакал котенок? | Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам». | Рассказывание сказки «Почему плакал котенок?» с использованием настольного театра. Беседа по содержанию сказки. Подвижная игра «Котята». | Почему плакал котенок? («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Каждому хочется котенку помочь. | Поощрять участие детей в театрально- игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. | Рассказывание сказки вместе с детьми. Беседа по содержанию. Имитационные упражнения. Игрушка котенок, игрушки персонажи сказки. | («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Драматизация сказки «Почему плакал котенок?» | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой | Драматизация сказки. Картинки с изображением персонажей. Подвижная игра «Гуси». | («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
деятельности. Формировать положительное отношение к ней. | |||
Самостоятельная игровая деятельность. | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. | По желанию детей. |
МАРТ | |||
Дануся. | Поддерживать желание детей играть с настольными куклами в коллективе. Побудить малышей самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения, учить различать основные эмоции и изображать их с помощью мимики и движений. | Игрушки настольного театра: кошка, мышка, собака, гуси, кукла Дануся. Разыгрывание сценки. Имитационные упражнения. | «Дануся» (из польской народной поэзии). «три веселых братца» (из немецкой народной поэзии). («Куклы и дети», Н.Сорокина) |
Потеряли котятки по дороге перчатки. | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в подвижных играх. | Чтение сказки. Беседа по содержанию. Подвижная игра «Грустный котик». | С.Маршак «Перчатки». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки! | Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию. | Отгадывание загадок. Мимические этюды. Драматизация сказки С.Маршака «Перчатки». | С.Маршак «Перчатки». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Самостоятельная игровая деятельность. | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. | По желанию детей. |
АПРЕЛЬ | |||
Вся мохнатенька. | Развивать интерес детей к театрально- игровой деятельности. Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Поощрять | Музыкальные инструменты: дудки, гусли, барабан. Разучивание загадки. Игрушка кошечка. Мимические этюды. | Песенки: «Ой ты, заюшка- пострел, «Как у нашего соседа», «Заяц Егорка». («Куклы и дети», Н.Сорокина) |
стремление сопровождать стихотворение самостоятельно придуманными жестами. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произнесении слов. | |||
Уточка и дудочка. | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в театральной деятельности. | Слушание сказки. Куклы персонажи. | Уточка и дудочка. ( «Развлечения в детском саду», Л.С.Фурмина) |
Чудесный мешочек. | Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. | Игрушки птички. Имитационные упражнения. Пальчиковая игра. Шапочки лисы, двух медведей, ежа, кота. | Потешки: «Чики, чики, кички», «Пальчик-мальчик», «Лень- потягота», «Идет лисичка по мосту». («Куклы и дети», Н.Сорокина) |
Самостоятельная игровая деятельность. | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. | По желанию детей. |
МАЙ | |||
Стоит в поле теремок. | Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции | Настольный театр. Беседа по содержанию сказки. Мимические этюды. | Русская народная сказка «Теремок». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Кто в теремочке живет. | Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. | Рассказывание сказки вместе с детьми. Настольный театр. Имитационные упражнения. | Русская народная сказка «Теремок». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
В тесноте, да не в обиде. | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. | Герои персонажи настольного театра. Отгадывание загадок. Маски- шапочки. Разыгрывание сказки. | Русская народная сказка «Теремок». («Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева) |
Самостоятельная | Побуждать детей играть куклами | Куклы пальчикового театра, на | По желанию детей. |
игровая деятельность. | настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | фланелеграфе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы:"Развитие связной речи дошкольного возраста (в общении, игре)
возрастные осоьенности детей...
Выступление на родительском собрании с сообщением по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольного возраста»
Данная сообщение подходит для родителей как помощь в подготовке детей возраста 5-6 лет....
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста».
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста»....
Презентация "Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольного возраста"
В презентации раскрыто понятие "мнемотехника", основные методы и приёмы использования и применения в своей деятельности с детьми....
Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....
Выступление на педагогическом совете Тема: «Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников»
Речь - своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей....