Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»
консультация
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации. Овладение связной речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение лексической, грамматической, фонетической сторон языка. Дети овладевают родным языком через восприятие речи и речевую деятельность. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации. Овладение связной речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение лексической, грамматической, фонетической сторон языка. Дети овладевают родным языком через восприятие речи и речевую деятельность(говорение).
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклор. Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk–«народ» и lore–«мудрость». Детский фольклор характерен яркими, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются.
Благодаря фольклору, ребенок легче знакомится с окружающим миром, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обрядами и др. Ребенок вместе с эстетическим наслаждением от звучащего слова впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
С самого рождения ребенок знакомится с колыбельной песней, пестушкой, прибауткой, потешкой. Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Потешки - песенка-приговорка, сопровождающая игру с пальцами, руками и ногами ребѐнка. Небольшие стишки позволяют в игровой форме побудить ребѐнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, мимики - как пальчиковая гимнастика, в которой идет согласование движений с текстом (развитие общей и мелкой моторики). Потешки помогают привить ребѐнку навыки гигиены, порядка (Водичка, водичка…), наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Для старших дошкольников песенки, потешки, пестушки представляют собой ценный материал для развития речи. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку»: «Заинька, попляши, Серенький, попляши. Зайка, зайка, попляши, Серый, серый, попляши», где однокоренными словами будут: зайка –заинька, серенький –серый. Разнообразие слов-синонимов, слов-определений, многозначных слов приобщает детей к изложению собственных мыслей, способствует формированию образности речи, к их словесному творчеству.
За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапамятных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу. Они помогают социализации ребѐнка в обществе, доступному пониманию морально– этических норм, развивают мышление детей. Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, выразительной, расширяется словарный запас (например,за счет антонимов- В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой - телегу; В глаза хвалит, а за глаза бранит. Где умному горе, там глупому веселье. Добрый плачет от радости, а злой - от зависти. Ученье - свет, а неученье - тьма.), развивается воображение.
Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла, прямого и переносного.
Семь раз отмерь - один отрежь
Семеро одного не ждут…
«Сделал дело - гуляй смело»,
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
Можно предложить детям попытаться объяснить их смысл. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, совершенствуется активная речь и развивается мышление. Так, можно предложить детям «Составить правила к поговорке». Например:
«В правде сила»
-говори всегда правду;
-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;
-не обращай свою вину на других;
-помогай говорить правду своим близким;
-учи говорить правду младших по возрасту.
«Не учи безделью, а учи рукоделью»
- не бездельничай;
- учи и учись сам;
- не бездельничай с другими;
- помогай своим друзьям;
- учи младших по возрасту.
«Кончил дело – гуляй смело»
- не бросай начатое дело;
- закончи дело, потом отдыхай;
- доводи начатое до конца;
- начал какое-то дело – доделай;
- не ленись.
«Один за всех и все за одного»
- поддержи своего ближнего;
- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;
- стойте горой друг за друга в беде.
«Труд кормит, а лень портит»
- не ленись трудиться;
- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;
- ленивый не добьется успеха в жизни;
- трудись и добьешься целей в жизни;
- учи младших по возрасту трудолюбию.
«На обиженных воду возят»
- не обижайся без оснований;
- не сердись из-за пустяка;
«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»
- не обманывай;
- как не лги, а правда выяснится;
- обманывать нельзя;
- правда сильней, а ложь слабей.
Воспитатель в своей работе часто использует загадки.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме, отгадать которую –значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы его шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку.
Загадки можно условно разделить на три группы.
Первый уровень сложности: 1) загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение), например, загадка «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку».
2) загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка «Поспевает жарким летом И становится при этом Он таким, как круглый мяч, Но его не пустишь вскачь. Он тяжелый и большой, Спелый, крепкий, наливной, Сладкий, сочный и упругий, Замечательный на вкус, Всем полезеннам...» (арбуз).
Загадки второго уровня сложности включают: 1) загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета: «Всегда во рту, а не проглотишь» (язык); «Рук нет, а строить умеет»(птица); «В воде купался, а сух остался» (гусь);
2) загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений «Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь» (осел); «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (молоко); «Летит, а не птица, воет, а не зверь» (ветер). Для решения подобной логической задачи, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предметах, явлениях, действиях и др.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Это такие загадки как: «Красненькие сапожки в земельке лежат» (свекла); «Золотое решето чѐрных домиков полно» (подсолнух). Ребенок, отгадывающий загадку должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи –описания. Уметь доказывать –это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Систематическая работа по развитию у детей навыков речи –доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Для овладения описательной формой речи, рекомендуется обращать внимание детей на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами этот образ создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
В процессе отгадывания загадок происходит обогащение словаря детей путем осознания многозначности слов, формирование представлений об антонимах, омонимах. Так, например, в загадке «Ходят весь век, а не человек» (часы), многозначность слова «ходить» дает детям понимание, что «ходят» не только люди, но и, например, часы, солнышко, луна, тень от облака и т.д. «Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает» (дверь). В этой загадке представлена многозначность слова «ручка», обозначают название дверной ручки, можно также использовать в качестве уменьшительно-ласкательного варианта «ручки» как руки маленьких детей, а также «ручка» как пишущее средство.
Скороговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. В.И. Даль писал: «Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор». Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Скороговорка —короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнѐнной артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы и сложные для произношения сочетания фонем, например, c и ш, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным, что очень важно и необходимо для правильного звукопроизношения; также способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребѐнка. Разучивая скороговорку, ребѐнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи. Например: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!»
Обучающие и воспитательные свойства сказки, как педагогического средства, известны с далѐких времѐн. Сказка развивает и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, успокаивает и решает проблемы, и,являясь языком ребѐнка, помогает воспитателям многому его научить.
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребѐнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Использование сказок можно проводить по следующей схеме:
Слушаем, рассказываем, придумываем свой конец сказки, проживаем и сочиняем сказку.
Перед чтением сказки проводится подготовительная работа, цель которой –организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это чтение загадок о героях произведения, объяснение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, показ иллюстраций. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы нацелены на выделение основных элементов сюжетного действия, их последовательности, на определение героев сказок и наиболее значимые детали повествования.
«Проживая» сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит хорошим материалом для игры-инсценировки.
Таким образом, средствами фольклорных жанров можно решать основные задачи развития речи дошкольников. Малые фольклорные жанры изобилуют образными разговорными формами, выразительной лексикой. Колыбельные песни обогащают словарный запас, содержат сведения об окружающей действительности. Потешки учат понимать устную речь и выполнять различные движения, которым руководит слово, развивают фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников. Скороговорки способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. Пословицы и поговороки помогают детям ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь. Загадки развивают чуткость к языку, учат отбирать нужные слова, постепенно овладевать образной системой языка. Словесное народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.
С фольклора начинается познание истории народа. Фольклор отвечает на вопрос «откуда есть пошла Русская земля», какие духовные и нравственные ценности заложены в ней изначально. Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание-все это заложено в фольклоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Доклад для педагогов по теме: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Выступление на МО с темой «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"
Консультация для родителей«Влияние фольклора на развитие связной речи детей 4-5 лет"...
Сообщение на тему «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Сообщение на тему "Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"Подготовила: воспитатель Кудаева Е.Н....