Использование словесных игр в развитии речи детей в группе раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Использование словесных игр в развитии речи детей в группе раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_slovesnyh_igr.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование словесных дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста.
Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи: способствуют формированию правильного звукопроизношения; развивают связную речь; активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка; способствуют обогащению, пополнению словаря; учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы; развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание. Словесная игра может быть и подвижной, во время неё малыши охотно будут произносить требующие отработки имитационные слова К проведению словесных игр с детьми раннего возраста также существуют требования: Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной. Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко. Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы: деревья, небо, цветы и т. д. Следует учитывать, что в зимнее время словесные игры на открытом воздухе проводить нежелательно, чтобы не переохлаждать голосовой аппарат детей.
Ознакомление с окружающим «Встретим новую куклу» (игра на адаптацию) Учить детей принимать нового товарища в коллектив, проявлять к нему дружелюбие; закрепить имена детей группы; воспитывать доброту, отзывчивость. Чётко называть своё имя. Кукла в нарядном платье, игрушечная мебель, посуда, макеты угощения (печенье, торт). Воспитатель показывает детям красивую, нарядную куклу, которая пришла в группу и хочет познакомиться с ними. Дети по очереди называют кукле свои имена, вместе с воспитателем рассматривают её наряд, хвалят, а потом угощают чаем со сладостями.
«Наши игрушки» Закрепить умение использовать игрушки по назначению, делиться ими; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Называть, как играют той или иной игрушкой. Разнообразные, уже знакомые детям игрушки, среди них 1–2 сломанные. Дети по очереди берут игрушку, рассматривают, говорят, как ею играют. Воспитатель обращает внимание на сломанную игрушку, обсуждает с детьми, что могло с ней случиться, вместе с малышами приходит к выводу: игрушки нужно беречь, не бросать, аккуратно складывать, и они не будут ломаться.
«Чего не стало?» Учить детей запоминать предметы в группе, определять, какой убрали; развивать сообразительность, мышление, память; воспитывать выдержку, честность. Дружно закрывать глаза, дожидаться, пока уберут предмет, и лишь потом его называть. Предметы различных групп (овощи, фрукты, кукольная мебель, посуда, игрушки. Воспитатель выкладывает 3–4 предмета в ряд, предлагает малышам рассмотреть и потрогать их, определить цвет, размер и пр. Потом просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и пытаются определить, чего не стало. Игру можно проводить как часть занятия соответствующей тематики (закреплять знания об овощах, фруктах, посуде).
«Накормим куклу обедом» Закрепить названия предметов посуды; формировать умение выполнять игровые сюжетные действия с куклой; воспитывать аккуратность, культуру поведения за столом. Накрывать на стол сообща, не отбирать друг у друга предметы. Кукла, игрушечная мебель (стол, стул), посуда (столовая и чайная). Воспитатель сообщает детям, что кукла захотела есть. Из игрушек, которые есть в игровой зоне, дети выбирают стол, стул, вместе накрывают стол скатертью, расставляют посуду, усаживают куклу. Воспитатель повторяет правила поведения за столом. Кукла «ест» (импровизация воспитателя), вытирает рот салфеткой, благодарит детей. Во время обустройства кукольной «столовой» необходимо стимулировать детей к называнию предметов, их формы, цвета, назначения. (Это чашка, она белая, кукла будет пить из неё чай)
. «Магазин» Формировать у детей умение узнавать предмет на картинке и называть его; развивать мышление, связную речь, активизировать словарь; учить играть не с предметами, а с их изображением. Чтобы получить картинку, нужно громко и правильно назвать, что на ней изображено. Предметные картинки с изображением посуды, одежды, продуктов, игрушек. Воспитатель играет роль продавца, дети — покупатели. Предметные картинки располагаются на фланелеграфе рядами, так, чтобы все дети их хорошо видели. Дети называют изображённый предмет, получают картинку, кладут картинку в корзинку или сумочку. После того как все картинки разобраны, воспитатель предлагает посмотреть, кто что купил. Малыши достают и повторно называют свои «покупки».
«Оденем куклу на прогулку» Закрепить умение детей раздеваться и одеваться, складывать одежду, повторить порядок действий при одевании на прогулку; способствовать закреплению обобщающих слов «одежда», «обувь». Подбирать одежду и обувь кукле по сезону. Кукла, комплект одежды и обуви для неё (по сезону). Одна из любимых кукол детей просит, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле и одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, уже отобранной воспитателем, а во второй половине года сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви.
«Найди пару» Учить детей подбирать предметы, имеющие логическую связь; развивать ассоциативное мышление, сообразительность. Комплект парных картинок: Дед Мороз и ёлочка, собачка и будка, птичка и гнездо, младенец и погремушка. Воспитатель демонстрирует детям картинки (перемешанные) и просит научить куклу раскладывать их по парам, находя общую связь (ассоциацию). Дети образуют пары картинок, педагог поощряет малышей к высказываниям: почему объединили в пары именно эти картинки, чем они связаны.
«Найди лишнее» Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать общее свойство предметов в группе и выделять тот, который этим свойством не обладает. Дожидаться своей очереди, не перебивать других детей. Полоски с изображением четырёх картинок, одна из которых не принадлежит к общей группе (предмет одежды среди мебели, посуда среди игрушек и т. д.) Воспитатель предлагает малышам рассмотреть полоски с картинками и найти, что тут лишнее, и пояснить, почему. Игра подходит для индивидуальной работы.
Ознакомление с природой «Чудесный мешочек» Закрепить знание названий фруктов и овощей; формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь, развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность. Не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это. Мешочек из плотной ткани, овощи и фрукты или их муляжи. Воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверят. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети потрогают их и догадаются, что спрятано в мешочке. Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт, пытаясь угадать его.
«Наши друзья — животные» Закрепить знания детей о домашних животных (питание, особенности поведения); воспитывать гуманное отношение к животным. Выбирать корм животным из предложенного, аккуратно раскладывать перед фигурками животных. Фигурки домашних животных, картинки с изображением корма для них, картинка с изображением бабушки. Чтобы мотивировать детей к игре, воспитатель читает им загадки или короткие стихотворения о животных и предлагает отправиться в путешествие на бабушкин двор, чтобы помочь ей покормить животных. На отдельном столе обустроен «бабушкин двор»: животные на макете двора, вокруг разложены картинки с изображением корма. Дети под руководством воспитателя сначала рассматривают животных и вспоминают, кто что ест, а потом находят нужные картинки и раскладывают перед животными.
«Кто позвал?» Закрепить знание детьми «голосов» домашних животных; поощрять к звукоподражанию; развивать речевой аппарат, мышление, внимание. Внимательно, тихо слушать голоса животных, чётко называть животное. Фигурки домашних животных или игрушки, их изображающие, ширма. Дети сидят на стульчиках перед ширмой. Воспитатель сообщает, что в гости к ним пришли животные, но они спрятались. Малыши должны отгадать «голос» животного, и оно выйдет к ним. Воспитатель изображает мычание, лай, мяуканье, каждый раз ставя за ширмой нужное животное. Когда дети отгадывают, животные «выходят» и выстраиваются в ряд перед ширмой. Потом воспитатель предлагает повторить названия животных и поиграть с ними (творческая режиссёрская игра детей)
. «Найди детёнышей» Закрепить знание детьми домашних (диких) животных и их детёнышей; развивать мышление, познавательную активность; обогащать словарь названиями детёнышей животных; воспитывать любовь к животным. Отыскать детёныша и поставить возле его «мамы», действовать дружно, не мешать остальным играющим. Фигурки животных и детёнышей или картинки с их изображением. Воспитатель расставляет на одном столе (или в одной его части) фигурки взрослых животных, а на другом — их малышей. Дети рассматривают фигурки, а воспитатель сообщает, что детёныши потерялись и ищут своих мам. Детям нужно отыскать маленьких животных и «привести» к мамам.
Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) «Подружки для матрёшки» Учить детей сравнивать и подбирать предметы по размеру независимо от цвета и формы; формировать умение работать сообща, дружно. Нужно искать подружку по величине, сравнивая свои матрёшки с игрушками товарища. По три матрёшки трёх размеров (разного цвета) на каждого ребёнка. Воспитатель рассаживает детей парами, даёт каждому набор матрёшек, предлагает рассмотреть, расставить по величине: самую большую, среднюю, маленькую. Потом сообщает, что матрёшки ищут подружек: большие хотят подружиться с большими, маленькие с маленькими, матрёшки среднего размера с такими же. Дети сопоставляют матрёшек и образуют пары. Если матрёшки подобраны неправильно, они «грустят», и воспитатель предлагает малышам исправить ошибку, составить правильные пары.
«Разноцветные мячи» Учить детей группировать предметы по цвету; закрепить знание основных цветов; воспитывать усидчивость, умение выполнить задание, достичь результата. Брать по одному мячу и «отдавать» кукле в соответствующем платье. Четыре куклы в одежде основных цветов, мячи основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Куклы рассажены на стульях в ряд, возле каждой куклы корзинка, на расстоянии 1,5–2 м от них стоит стол с подносом, на котором разложены небольшие мячи разных цветов. Воспитатель обращает внимание детей сначала на кукол и их наряды, потом на мячи. Загадывает загадку о весёлом мячике. Предлагает каждому ребёнку взять мяч, определить его цвет и «подарить» мяч кукле, цвет платья которой совпадает с цветом мяча.
«Найди фигуру» Закрепить знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); формировать умение делать выбор; развивать логическое мышление, зрительную память. Не выкрикивать, а чётко произносить название фигуры. Геометрические фигуры разных цветов и размеров (круг, треугольник, квадрат). К детям приходит гость (зайчик, кукла) и приносит в корзинке геометрические фигуры. Воспитатель достаёт по очереди фигуры из корзинки и просит детей назвать их. Потом фигуры раскладывают на столе, и дети по просьбе персонажа находят синий квадрат, красный круг и т. Д
. «Закрой окошки в домике» Совершенствовать представление о геометрических фигурах; формировать умение подбирать необходимую фигуру; развивать мышление, пространственное воображение. Выбирать такие фигуры, чтобы они закрывали окошки полностью, не разбрасывать фигуры. Геометрические фигуры разных цветов, домики с окошками в форме геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует детям домики, в окошках которых изображены мышки. Чтобы спрятать мышку от кота, нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей формы и цвета. Развитие речи «Назови, что видишь» Называть действие; закрепить и систематизировать представление об использовании бытовых предметов. Отвечать по одному, внимательно рассматривать картинку. Самодельный телевизор, в экран которого вставляются картинки формата А4, подборка иллюстраций действий людей: мама подметает, девочка поливает цветы, мальчик играет с мячом и т. д. Воспитатель предлагает малышам посмотреть телевизор, но не простой, а с интересными картинками. На экране по очереди появляются картинки с изображением действий. Воспитатель чётко называет действие и предмет, дети повторяют. При повторном проведении игры самостоятельность детей увеличивается: они называют действия и предметы сначала словосочетанием, потом предложением.
«Автомобили» Развивать у детей навыки звукоподражания; учить согласовывать движения и произносимые звуки. Выезжать из «гаража» по сигналу, не выкрикивать слишком громко. Рули или медальоны с изображением автомобилей. Воспитатель предлагает малышам «прокатиться на автомобилях» по группе или участку. Дети становятся в ряд (в гараж). Когда воспитатель поднимает флажок, дети движутся по кругу, громко произнося «Би-би», «Ту-ту», «Р-р-р», имитируя звуки машин.
«Поезд» Развивать умение внимательно слушать, правильно произносить звуки; действовать слаженно, ориентироваться в пространстве. Не наталкиваться друг на друга, выполнять действия вместе со всеми. Шапочка машиниста поезда, иллюстрация с изображением поезда. Воспитатель показывает детям иллюстрацию, напоминает, что у поезда есть паровозик (впереди), а за ним катятся вагоны, предлагает поиграть в поезд. Поначалу роль «машиниста» исполняет воспитатель, к концу года — дети. Малыши становятся в ряд за воспитателем и двигаются, повторяя «Чух-чух, ту-ту» с разной силой голоса и в разном темпе. Когда поезд останавливается, все произносят «Ш-ш-ш». На остановке можно выполнить творческое задание: вообразить себя зайчиком, мотыльком и т. д.
«Узнай по описанию» Учить детей внимательно слушать простые загадки, отгадывать их; находить среди предметов или картинок отгадку. Не выкрикивать, дождаться, когда загадка будет загадана. Предметы, муляжи, предметные картинки. Воспитатель раскладывает на столе или на фланелеграфе картинки, фигурки, предметы и загадывает загадку. Дети отгадывают её, находят предмет или изображение-отгадку и показывают всем товарищам.
«Дождик» Учить детей различать силу и темп речи; совершенствовать навыки звукоподражания; воспитывать культуру речи, умение контролировать силу голоса. Капельки и тучка из бумаги. Воспитатель демонстрирует малышам тучку с капельками и сообщает, что сейчас пойдёт дождик. Сначала дождик идёт медленно, редко «Кап… Кап…», потом чаще, сильнее «Кап-кап-кап!» Затем воспитатель предлагает детям показать, как капает медленный дождик, быстрый, тихий, громкий.
Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста Организация игры включает в себя: подготовку к проведению; непосредственно игровую деятельность; анализ. При подготовке игры воспитатель должен: отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами; выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры; определить количество участников; подготовить материал, оборудование; обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение); провести предварительную работу с детьми. Временной план игры Проведение дидактической игры проходит по таким этапам: Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован. Основная часть (6–7 мин). Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий. Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры. Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками. Подведение итогов (1–2 мин). Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры. Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше. После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх. Анализ игры помогает воспитателю видоизменять её в дальнейшем, обогащать новым материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Дидактические игры по развитию речи детей второй группы раннего возраста.
Опыт работы...
Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвласт...
Методическая разработка на тему " Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр"
Материал по расширению ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр....
Развитие речи детей в группе раннего возраста
Речь – важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, и организации действий....
Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
«Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
laquo;Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...