Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»
проект (средняя, старшая группа) на тему

Аверина Ольга Анатольевна

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_averina_o.a.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Макуловский детский сад»

Проектная работа

Тема:  «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»

Аверина О.А.

воспитатель I квалификации МБДОУ «Макуловский детский сад»

                                                                                                                             

   

  1. Актуальность проекта.

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Малые формы фольклора способствуют активизации речи ребенка. Внимание ребенка привлекается к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

  1. Цель проекта

Развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Вид проекта:

Практико-ориентированный.

Целевая группа:

Дети 2-3 лет, родители детей.

  1. Задачи проекта

1. Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях;

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря;

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

  1. Ожидаемые результаты проекта

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

  1. Сроки разработки и реализации проекта:

Этапы проекта:

1. Предпроектный (сентябрь 2014)

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.

2. Основной этап (октябрь 2014 - апрель 2015)

Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора:

 - Проведение мониторинга речи воспитанников на начало года.

- Организация игрового взаимодействия.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Чтение и рассматривание иллюстраций. - Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

- Выступление на педагогическом совете.

- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

- Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»

- Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации дошкольника в ДОУ»

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

3. Результативный (май 2015)

 Проведение мониторинга речевого развития воспитанников на конец года.

- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

  1. Ресурсы проекта

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для ознакомления был разделен на «блоки». Использование аудио- и видео- записи, кукольные и настольные театры, картинок. Из большого по содержанию материала для ознакомления и заучивания берется с учетом возрастных особенностей детей.

Потешки и сказки выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» произведения с характерными героями.

  1. Планирование проекта

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями во второй группе раннего возраста

I квартал

Задачи:         1. Приобщать детей к устному народному творчеству

                2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием

                3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Таблица 1 – Перспективное планирование на I квартал

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Потешки. «Катя, Катя, маленькая…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Участие детей в исполнении потешек.

1. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…»

2. Физкультминутка

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…»

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

1. Экскурсия в этно-педагогический центр «Русская изба»

2. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

3. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры  «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

II квартал

Задачи:         1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными

                         формами.  

                2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

                3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,

                         заклички

Таблица 2 – Перспективное планирование на II квартал

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные. «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»

1. Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами (Кот-Баюн, Гули-Гуленьки).

2. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково)

3.Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»   «Котишко-мурлышко, серый лобишко»

2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака.

1. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах.

Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…».

1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

2. Учить детей отгадывать загадки.

1. Использование загадок .

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.

2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Потешки. «Вышел козлик погулять», «Тень – тень, потетень…», «Этот пальчик дедушка…», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень,вечерок)

1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

3. Физкультминутка.

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

                                                   

III квартал

Задачи:    1. Формировать понимание назначения и основного содержания

                     колыбельной песни

                 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

                 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

                     жизни в соответствующих ситуациях.

  Таблица 3 – Перспективное планирование на III квартал

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные

«Баю-баю-баиньки», «Баю, баю, баю, бай», «Уж котенька-коток».

1. Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»  «В гостях у бабушки Матрены».

1.Рассматривание альбома «В русской избе».

2. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевой игре «Дом».

3. Исполнение колыбельных песен при подготовке ко сну.

Поговорки

«Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький».

1. Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Потешки

«Пальчик – мальчик…», «Прилетели воробушки…», «Чистая водичка…», «Киска, киска, киска брысь…»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»  «В гостях у бабушки Матрены».

2.Аппликация «Коврик для кошки» (для персонажей потешки «Кошка на коврике»)

3. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши»

4.Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

1.Исполнение потешек в процессе умывания.

2.»Игра-драматизация «Умоем куклу»

  1. Заключение

Результаты проекта:

Этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

1. Родным языком;

2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка. Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Список использованной литературы

1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему " Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр"

Материал по расширению ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр....

Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Непременным  условием для всестороннего  развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые -- хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот о...

Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

«Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

laquo;Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Протокол родительского собрания по теме «Развитие речи детей второй группы раннего возраста».

Для детей раннего характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста. Частое обращение ко взрослым и све...