ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Геориевича
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конструкт беседы с детьми подготовительной группы "Ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Георгиевича"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
технологическая карта (конструкт) беседы с детьми
Тема:«Ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкорытова Юрия Георгиевича»
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма совместной деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Форма организации : групповая
Учебно-методический комплект: Подкорытов Ю. Г.Сказки из старинной шкатулки, Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова).
Оборудование и материалы: : фотографии, биография писателя для детей Подкорытова Ю.Г., иллюстрации к произведениям уральских писателей: Малахитовая шкатулка (П. П. Бажова), Серая шейка Мамин-Сибиряк Д. Н., Мушкетер и фея Крапивин В. П.
Предварительная работа: знакомство детей с уральскими писателями и их произведениями (Бажов П. П., Мамин-Сибиряк Д. Н., Крапивин В. П.), рассматривание иллюстраций к произведениям, беседы по произведениям уральских писателей.
Словарная работа: ущелье, сторонушка, скала, Байкал, Тургояк.
Цель: познакомить детей с творчеством уральского писателя.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с творчеством уральских писателей;
- познакомить детей с творчеством уральского писателя Подкорытова Ю. Г.
- учить характеризовать биографию писателя, учить выражать свое отношение к положительным и отрицательным героям.
Воспитательные:
- формировать интерес к творчеству уральских писателей;.
- воспитывать патриотизм, любовь к богатой природе Урала;
Развивающие:
- развивать творчество, читательский интерес.
- развивать внимание при рассматривании книжных иллюстраций.
Планируемый результат:
- закрепление умения замечать выразительные средства в тексте;
- формирование умения отвечать на вопросы правильным и развернутым ответом;
- обогащение словаря;
- создание интереса к творчеству Подгопытова Ю.Г.;
- формирование умения подражать хорошим поступкам героев сказки.
Этап совместной деятельности | Организация совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Планируемый результат |
Организационный момент. Психологический настрой. | Здравствуйте, девочки, Здравствуйте, мальчики! Ваши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем Ни минутки не теряем. | Приветствует детей | Дети настроены на общение | Психологический настрой детей к совместной деятельности |
Начало совместной деятельности (мотивация, побуждение к деятельности). | Ребята, мы живем в очень большой стране, у нас две Родины. Назовите, пожалуйста, нашу большую Родину. - Правильно, молодцы! А теперь назовите, пожалуйста, нашу малую Родину. - А где находится наш город? (На Урале). - Молодцы! Мы знаем очень много русских и зарубежных писателей, их книги, стихи, рассказы. Давайте вспомним их имена (К. Чуковский, А. Пушкин, Х. Андерсен, А. Барто и др). | Задает вопросы о большой и малой Родине. | Дети отвечают | Умение отвечать правильным развернутым ответом |
Основная часть. Актуализация знаний. | - Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству очень необычного человека. - Посмотрите на стенд, столько много портретов! На предыдущих встречах, мы с вами знакомились с некоторыми из них. Кто помнит фамилии уральских писателей? А может кто-то вспомнит их произведения? - Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок и рассказов, а вам нужно сказать их название. | Выставляет на стенд портреты писателей. Задает вопросы Показывает иллюстрации из сказок: Малахитовая шкатулка (П. П. Бажова), Серая шейка Мамин- Сибиряк Д. Н., Мушкетер и фея Крапивин В. П.
| Рассматривают иллюстрации Отвечают на поставленные вопросы | Актуализация знаний |
Проблемный вопрос. | - Как вы думаете, а кто автор этого произведения? - Ребята, открою вам секрет: с автором этого произведения, мы еще не знакомились. Это иллюстрация к сказке «Дед Куделька и Огонь-Великан» уральского писателя Подкорытова Юрия Георгиевича. Именно с его творчеством мы сегодня познакомимся. | Задает проблемный вопрос Показывает иллюстрацию к сказке «Дед Куделька и Огонь-Великан» Подкорытова Юрия Георгиевича | Дети предполагают, дают различные варианты ответов | Решают проблемный вопрос Делают вывод |
Ввод новых знаний. | Подкорытов Юрий Георгиевич - родился в 1934г, учился и жил в Пласте. Служил в армии, работал на Челябинском тракторном заводе, занимался в литературном объединении (т.е. профессионально не учился писательству) Юрий Подкорытов писал стихи, рассказы, сказки, сценарии.Шли его спектакли в театре кукол: «Приключения котенка Миу», «Два Ивана – два великана», на телевидении шли детские программы по его сценариям. А ещё он перевел с немецкого языка сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особое место в творчестве Юрия Георгиевича занимают книги о работе, производстве, мастерстве: «Дед Куделька и Огонь Великан», «Сказки о ремесле» и др. Впервые в Челябинске для малышей появились книги, где об очень серьезных вещах - заводах, шахтах, производстве металла - говорится понятно, интересно. Юрий Подкорытов совместно с металлургом В.Турбалом написал книгу «Сестра стальных великанов». Из нее маленькие читатели узнают, как работает домна, что такое профессия металлурга, рабочая династия. С Ю. Никитиным была написана книга «Шахта под солнцем» о добыче угля в Коркинском угольном разрезе. Юрий Георгиевич соединяет сказы, притчи с совершенно реальными вещами, чтобы рассказать детям о большой и важной работе, настоящем мастерстве, людях-мастерах. Один из главных героев его книг о труде и мастерстве - дед Куделька - мудрый, умелый старик, живой, с лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает все кое-как, только смешит людей. Юрий Георгиевич хорошо знал башкирский фольклор и сам писал сказы, легенды – «Сказки из старинной шкатулки». -А сейчас самое время отдохнуть. | Рассказывает биографию писателя | Внимательно слушают | Создание интереса к творчеству писателя |
Физминутка «Головою 3 кивка». | Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть — на место тихо сесть (действия по тексту). | Показывает движения | Повторяют движения | Разгрузка |
Основной этап совместной деятельности. Планирование деятельности. | - Ребята, Юрий Георгиевич любил писать о природе. У него есть легенда об озере и называется она «Легенда о Туре и Гояк». Младший брат Байкала. «Было это в давние-предавние времена. Уже обживали люди берега славного Байкала и не могли надивиться его красоте. А вода в нем была холодная и такая прозрачная, что в хорошую погоду всю жизнь озерную рассмотреть можно было. Широко оно раскинулось. Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Решил смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их взглянуть. Долго ходил Тур по белому свету. В разных краях побывал. Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша по родному дому. И отправился Тур обратно в родную сторонушку. Возвращался он домой. И пролегла его дорожка через Уральские горы. Много пересек он рек и ущелий, и вот в одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и плакала. Юноше стало жаль ее. Подошел он и спросил: «Как зовут тебя?» Девушка подняла лицо, и Тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были печальны. Произнесла девушка имя свое, полетело оно высоко в горы и там отозвалось многократным эхом. «Гояк!» — прокричали горы. Таким звучным оно было! Девушка понравилась Туру, и решил он сделать все для нее, только бы высохли ее слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он девушку: «Почему ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?» И Гояк поведала ему: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной, как слеза. Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса дремучие, лез через горы неприступные. Не день и не два шел Тур. Много дней шел. И вот он Байкал — голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был его путь. Не останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес ее. Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова юноша увидел Гояк. Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее смех. Навсегда остались вместе Тур и Гояк. А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой. Люди назвали его Тургояк — в память о славном юноше Туре и красавице Гояк. И еще называют Тургояк младшим братом Байкала. | Читает сказку Показывает иллюстрации к сказке | Слушают сказку Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации в книге | Умение замечать выразительные средства в тексте Закрепление интереса детей к творчеству писателя Обогащение словаря |
Итоговый | - Ребята, понравилась вам эта Легенда? - Кто ее автор? - А где родился и жил Юрий Георгиевич Подкорытов? - Про что он писал в своих книгах? - Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. | Оценивает ответы детей, поощряет высказывающихся | Оценивают высказывания друг друга, дополняют рассказы других детей | Умение анализировать свой рассказ и рассказы других детей Создание интереса к творчеству уральских писателей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей"
Ознакмление дошкольников с творчеством тувинских писателей...
ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА
Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе
Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе...
Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе
Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе...
Статья "Музыкальные сказки как средство ознакомления дошкольников с творчеством детских писателей"
Включение театрализованной музыкальной деятельности в процесс знакомства дошкольников с творчеством детских писателей значительно повышает интерес детей к чтению, усиливает эмоциональное впечатл...
«Ознакомление дошкольников с творчеством писателя Исайя Калистра́товича Кала́шникова»
Знакомство детей с биографией, народного писателя Бурятии Исайя Калистра́тович...
Проект «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов и писателей Горного Алтая»
laquo;Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов и писателей Горного Алтая»...