Статья "Музыкальные сказки как средство ознакомления дошкольников с творчеством детских писателей"
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Коновалова Ирина Геннадьевна

Включение театрализованной музыкальной деятельности  в процесс знакомства дошкольников с творчеством детских писателей значительно повышает интерес детей к чтению, усиливает эмоциональное впечатление от литературных произведений.Музыкальные сказки  позволяют осуществить комплексный подход к раскрытию образов книжных героев, используя сочетание слова, музыки и движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muz._skazk._opublik._2020.docx45.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коновалова Ирина Геннадьевна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 65

 Выборгского района

Санкт-Петербурга

2020 год

Статья

«Музыкальные сказки как средство ознакомления дошкольников с творчеством детских писателей»

(из опыта работы)

Краткое содержание:

  1. Образовательные области в соответствии с ФГОС
  2. Критериями отбора музыкальных сказок
  3. Методика работы (принципы, критерии, этапы)
  4. Роль творческих заданий
  5. Взаимосвязь классической музыки и литературы
  6. Совместная работа педагогов и родителей.

Знакомство с огромным литературным наследием  у детей опирается на тот фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. В дошкольной педагогике существует много форм и методов работы  по знакомству детей с художественной литературой

Одним из наиболее эффективных средств работы по ознакомлению детей с творчеством детских писателей,  по моему мнению, являются музыкальная сказка. Занимательные и поучительные сюжеты сказок всегда  особенно интересуют и привлекают  детей, а противопоставление добра и зла, доступные пониманию дошкольника, становятся  незаменимым инструментом познания мира. Театрализованная музыкальная деятельность  помогает  закрепить  и обобщить знания детей о литературе . 

Вовлекая детей в процесс музыкальной театрализации, я  решаю сразу несколько педагогических задач практически во всех  образовательных областях, которые определены ФГОС. Прежде всего - это ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 Музыкальные сказки развивают  интерес к литературным произведениям, усиливают эмоциональную восприимчивость литературного материала, учат понимать  содержание  и  способствуют более глубокому  усвоению материала (любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой). Через знакомство  с лучшими образцами отечественного и мирового искусства дети приобщаются к народному и профессиональному искусству.

Музыка в сочетании с художественным  словом  способствует формированию  КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ. Она - побуждает детей к активному общению  через музыкальные сказки, а  это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Она не только  приносит радость от контактов со сверстниками, но и воспитывает, улучшает отношения между детьми, помогает избежать многих конфликтных ситуаций в будущем. Музыка помогает устанавливать партнёрские отношения - все герои сказки  равны  и активно взаимодействуют друг с другом.

Музыка, как язык эмоций, в значительной мере  развивает эмоционально – образную сферу ребёнка. Дети очень живо и эмоционально реагируют на то, что им интересно. Все маленькие дети замечательные актеры, они любят в кого-то или во что-то превращаться, входить в придуманный образ и жить его жизнью.

 Не менее важная функция музыки - формирование  личностно – волевых качества  таких как :терпение, воля, самоконтроль..

Таким образом, музыкальные сказки целенаправленно и гармонично развивают коммуникативный и морально-ценностный потенциал ребенка.

Театральная музыкальная деятельность детей способствует РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Она  влияет на степень усвоения  языка, является составной частью воспитания общей  культуры речи. Развиваются навыки диалогической речи (дети учатся слышать звучащее  слово или музыкальную фразу, стараются не перебивать друга, глубже вникают в содержание текста). Совершенствуется  интонационная выразительность (ребёнок учится правильно произносить слова, регулировать силу голоса, менять темп речи, более чётко артикулировать  звуки ( в том числе через средства музыкальной выразительности: темп,  ритм, динамику, модуляцию и др.). Развивается образность речи (ребёнок проговаривает литературный  текст, меняя интонацию в соответствии  с характером своего героя)

Музыка является средством обогащения образовательного процесса в области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Книги детских писателей знакомят детей с  реальным миром в ярких, выразительных образах.  Музыка в сочетании с литературными образами стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных  звуках, знакомит детей с миром живой и неживой природы, миром животных и птиц.  Помогает ребёнку  понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. Формирует  основы бережного и  эстетического отношения к природе.

Участвуя в музыкальных сказках, дети также совершенствуют своё ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: умение ориентироваться  в пространстве

координировать  речь с движением и музыкой, развивать  общую и мелкую моторику и др.

Методика работы (принципы, критерии, этапы)

Знакомство дошкольников с литературными произведениями в сочетании с музыкой  осуществляется по основным критериям, таким как идейная направленность, высокое художественное мастерство, эстетическая ценность и основными принципам, главные из которых:

учёт  возраста детей (небольшой жизненный опыт  и круг детских интересов) и преемственность (усложнение  литературного и музыкального материала по принципу «от простого к сложному»).

По  опыту  многолетней работы  можно сделать вывод, что  малыши  охотно включаются  в театрализацию русских народных сказок: «Теремок», «Колобок» и др., а также большой интерес  проявляют  и к  постановкам авторских сказок:  «Кто сказал мяу», Сказка о глупом мышонке», «Под грибком» (В.Сутеева), «Как утёнок маму искал» и др. В качестве  музыкального сопровождения  целесообразно использовать простые песенки,  звукоподражание, игру на детских музыкальных инструментах. К старшему возрасту я постепенно перехожу к более сложному драматургическому материалу.

Для детского восприятия очень важна доступность литературного и музыкального материала Необходимо учитывать особенности  детского внимания, памяти, мышления. Сюжетная занимательность  является обязательным условием литературного жанра. Простота и ясность композиции (музыкальное  оформление должно иметь яркий образный характер и, как правило, программное содержание)

Этапы работы: 1этап - предварительная работа по ознакомлению с литературным произведением с учетом возраста детей. Это , показ иллюстраций, картин, игрушек (младший возраст).,чтение сказок. рассказов, повестей, беседа и вопросы  по содержанию текста, заучивание  текста наизусть, просмотр видеофильмов; прослушивание различных аудиозаписей сказок, отдельных музыкальных фрагментов и музыкальных авторских произведений, оформление тематических выставок  и др. (старший возраст) На данном этапе детям даются простые задания под образную музыку: «Идём как медведи, лисички, зайки» и др. Используются  элементы звукоподражания, простые попевки, песни, игра на разных детских  шумовых и музыкальных инструментах (включая самодельные)

2 этап: дети учатся изображать литературного героя под музыку в движении: походка, жесты, мимика. Следует усложнение: включение игровых этюдов  («Что мы делаем?», «Покажи героя  веселого, грустного, хмурого, доброго, злого»), игр-драматизаций( «Узнай героя» -показать или  угадать героя в движении с музыкой и  без слов) мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой ребенок показывает)

3 этап:  создание игр - драматизаций, сочинение собственных сказок, постановка  авторских музыкальных спектаклей, театрализация  по мотивам произведений детских писателей. Дети  старшего возраста с большим удовольствием  участвуют в музыкальных спектаклях по мотивам сказок К. Чуковского, С. Маршака, В Катаева …..и других детских писателей Вставить!!!

Роль творческих заданий

Музыкальная сказка не  литературный жанр, но и музыкально - театральный, именно это позволяет детям в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.

Музыка играет роль перевоплощения, эмоционально поддерживающего образ и  характеризуя особенности литературного персонажа Детям старшего возраста я предлагаю творчески подойти к выбору музыкального образа своего литературного героя. Для этого предлагаю прослушать несколько музыкальных фрагментов (фонограмма или в исполнении на фортепьяно) ,а затем передать его в движении. Дети с помощью музыки самостоятельно ищут выразительные особенности героев сказки или рассказа, пытаются понять их переживания и  поступки.

Моя  задача – с помощью музыки  увлечь ребенка, дать возможность выбрать самому, кем быть, какой костюм выбрать, самостоятельно искать средства выразительности, мимику, жесты, движения для более глубокого проникновения в образ главного героя сказки или рассказа. Сказка не  литературный жанр, а литературно-театральный, именно это позволяет детям в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Кроме того, выступление в одной или нескольких ролях позволяет детям  приобрести бесценный опыт художественного перевоплощения.

Взаимосвязь классической музыки и литературы

Очень многие литературные произведения для детей имеют свои  классические музыкальные прочтения. Часто это музыка  о животных и сказочных героях. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина  я предлагаю прослушать фрагменты произведения  «Полет шмеля» (Н.А. Римский – Корсаков) и передать в движениях его стремительный полёт. «Ария царевны Лебедь» (Н.А. Римский – Корсаков) помогает детям почувствовать  плавность и выразительность движений лебедя. Познакомиться с образом  сказочной КИКИМОРЫ помогает произведение Лядова «Кикимора». В атмосферу сказочной таинственной пещеры можно погрузиться с помощью танцевальной композиции

(А.И. Бурениной на музыку  « В пещере горного короля» (Э. Григ)  и многих других классических  музыкальных шедевров.

Совместная работа педагогов и родителей

В своей работе я  не ограничиваюсь  только  музыкальной или художественно-речевой деятельностью детей. Очень важно  совместно с воспитателями создать  необходимую предметно – пространственную развивающую среду, которая  помогает ребенку погрузиться  в литературное произведение, лучше понять его  смысл и содержание. Для этого в группе создаются музыкальные уголки оснащённые всем необходимым (музыкальные инструменты, фонотека музыкальных сказок, аудио и видео записи и др.), тематические выставки, уголки театрализации с различными видами театров, (где лети  с помощью элементов  костюмов охотно превращаются с любимых литературных героев).

 Большое внимание уделяю совместной работе с детьми по изготовлению элементов декораций, билетов на спектакли и др.  А также совместной работе с родителями, которые  помогают изготавливать новые пособия, атрибуты,  театральные костюмы, декорации. Стараюсь, чтобы родители не  были пассивными наблюдателям,  а сами могли исполнить (к огромному восторгу детей) небольшие  импровизированные  роли.  

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у детей формируются  первые представления о народном  творчестве, происходит первое знакомство с произведениями детских писателей... Театрализованная музыкальная деятельность  становится  результатом закрепления и обобщения знаний детей о литературе. Дети проходят  увлекательный путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературных произведений.

Хочется еще раз подчеркнуть, что включение   музыки в процесс знакомства детей с художественной литературой значительно  повышает интерес к творчеству детских писателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе...

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе...

«Ознакомление детей с творчеством детских писателей и поэтов, художниками иллюстраторами»

Этот доклад, даст представление по заданной теме. Который возможно пригодится в стиле " Родительский клуб"- литературная гостинная....

Перспективное планирование по Ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов

Ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов...

ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Геориевича

Конструкт беседы с детьми подготовительной группы "Ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Георгиевича"...

«Использование технологии «лэпбук» в ознакомлении детей с творчеством детских писателей Самарской области через театрализованную деятельность».

Одна из главных задач нашего годового плана это «Ознакомление детей с писателями Самарской области через театрализованную деятельность». Перед нами стояла задача найти материал по заданной...