КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никитина Людмила Васильевна

Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Выполнила: Никитина Л.В.

воспитатель МБДОУ №436

гр.№7

г. Н. Новгород

2021

Цель.

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Задачи.

  • Обучать детей умению вести беседу, отвечать на вопросы и задавать вопросы.
  • Развивать умение детей,  слушать высказывания своих сверстников, дополнять ответы.
  • Вызвать у детей желание рассуждать, делать выводы, вносить свои реплики.
  • Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость в общении друг с другом.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений. Рассматривание иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.

Ход занятия. Беседа с детьми.

Воспитатель. Ребята, вы уже умеете подбирать рифмующиеся – похоже звучащие слова, например: лицо – письмецо, пес – произнес, прошу – не выношу, сучок – стручок – паучок – старичок.

Я предлагаю поиграть в слова. (Игра  проходит в кругу).

« Какие бывают слова».

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово колючее – ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.

Вопросы детям.

– Что помогло вам отгадать слова?  (Рифма.)

– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

Воспитатель. Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок.

-Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма.

Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».

– Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».

Воспитатель читает детям сказку.

Шиш по своим делам в  город пошёл.

 Дело было летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать.

 Он и кричит этому дядьке:

— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:

— Здравствуйте, молодой человек!

А Шиш опять:

— Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дядька говорит:

— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так

присаживайтесь на телегу, подвезу вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть

не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть  в рифмы.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб  складно было.

— Давай.

— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

— Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.

— Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твоего дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

— Это, дяденька, для рифмы.

— Я вот тебе скажу рифму: тебя как зовут?

- Меня зовут... Федя. Дядька говорит:

 Если ты Федя,

То поймай в лесу медведя,

 На медведе поезжай,

 А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.

 Дядька говорит:

 Если ты Степан,

Садись на аэроплан.

 На аэроплане и летай,

 А с моей лошади слезай!  

- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а... Силантий.

 Дяденька говорит:

 Если ты Силантий,

 То с моей лошади слезантий!

- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».

- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

Воспитатель. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка?

(ответы детей)

- В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке.

Вопросы детям.

  • Какие герои по характеру?

(Ответы детей: добрые, забавные, весёлые).

  • В сказке и дядька добрый, и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком?

(Ответы детей: проехал бы мимо)

  • А если бы Шиш, был бы воспитанным и не придумывал бы разные рифмы что было бы?

(Ответы детей: доехал бы до места).

  • А как бы вы поступили на месте дяденьки?

(Ответы детей).

Игра «Подбери фразу в рифму».

СА – СА – СА (В лесу живёт лиса).

СУ – СУ –СУ (Холодно в лесу).

КО – КО - КО (Не ходите далеко).

РЫ – РЫ - РЫ (У нас в руках шары).

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ (Мёрзлая земля).

ТИ – ТИ – ТИ (Надо в садик нам идти).

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ (В рифмы я играть люблю).

Проведение физкультминутки.

Медвежата в чаще жили,

Головой они крутили: (Качают головой)

Вот так, вот так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали: (Раскачивают туловище)

Вот так, вот так.

Вперевалочку ходили (Ходят вперевалочку)

И из речки воду пили: (Имитируют питьё воды)

Вот так, вот так.

А потом они плясали, (Поднимают ноги согнутые в коленях)

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так.

Игровая ситуация

Воспитатель надевает на руку игрушку перчатку «Медвежонок», ведёт беседу с детьми.

«В одном театре билеты продавались не за деньги, а………как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и…»

- Послушайте отрывок из стихотворения Эммы. Мошковской «Вежливое слово»:

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!

ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир дает билеты —

Не один, а целых три!

– С НОВЫМ ГОДОМ!

С НОВОСЕЛЬЕМ!

РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!

И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…

– ПОЗДРАВЛЯЮ

С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!

ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья

Постоял на голове.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к стихотворению.

Вопросы детям.

- К месту ли сказал торопыга - медвежонок эти замечательные вежливые слова?

(Ответы детей).

- Что надо было сказать, попросив билет?

(Ответы детей: пожалуйста, спасибо).

Воспитатель.  Русский язык очень богат. В нем много разных слов об одном и том же. Например: „Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…“ Чем больше разных слов вы будете знать, тем богаче и интереснее будет ваша речь».

Вопросы детям

- Какие вежливые слова вы знаете?

- Что вы говорите друг другу при встрече, когда утром приходите в детский сад, когда уходите?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи «Дикие и домашние животные».

Цель мероприятия:1.     Развивать описательную и доказательную речь.2.     Продолжать учить детей отвечать полными ответами, называть детенышей животных, образо...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"

Конспект занятия  с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.

Разработка  конспекта ( занятия) для детей  старшего  дошкольного  возраста   по развитию звуковой  культуры речи.  Программное содержание:1. Основные упра...

конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)...

Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка словообразования.Активизация словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.Развивать психические процессы (память, вним...