КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».
Выполнила: Никитина Л.В.
воспитатель МБДОУ №436
гр.№7
г. Н. Новгород
2021
Цель.
Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Задачи.
- Обучать детей умению вести беседу, отвечать на вопросы и задавать вопросы.
- Развивать умение детей, слушать высказывания своих сверстников, дополнять ответы.
- Вызвать у детей желание рассуждать, делать выводы, вносить свои реплики.
- Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость в общении друг с другом.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений. Рассматривание иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.
Ход занятия. Беседа с детьми.
Воспитатель. Ребята, вы уже умеете подбирать рифмующиеся – похоже звучащие слова, например: лицо – письмецо, пес – произнес, прошу – не выношу, сучок – стручок – паучок – старичок.
Я предлагаю поиграть в слова. (Игра проходит в кругу).
« Какие бывают слова».
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
Вопросы детям.
– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)
– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)
Воспитатель. Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок.
-Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма.
Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».
– Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».
Воспитатель читает детям сказку.
Шиш по своим делам в город пошёл.
Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать.
Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так
присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть
не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твоего дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму: тебя как зовут?
- Меня зовут... Федя. Дядька говорит:
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя,
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
Если ты Степан,
Садись на аэроплан.
На аэроплане и летай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а... Силантий.
Дяденька говорит:
Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».
- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
Воспитатель. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка?
(ответы детей)
- В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке.
Вопросы детям.
- Какие герои по характеру?
(Ответы детей: добрые, забавные, весёлые).
- В сказке и дядька добрый, и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком?
(Ответы детей: проехал бы мимо)
- А если бы Шиш, был бы воспитанным и не придумывал бы разные рифмы что было бы?
(Ответы детей: доехал бы до места).
- А как бы вы поступили на месте дяденьки?
(Ответы детей).
Игра «Подбери фразу в рифму».
СА – СА – СА (В лесу живёт лиса).
СУ – СУ –СУ (Холодно в лесу).
КО – КО - КО (Не ходите далеко).
РЫ – РЫ - РЫ (У нас в руках шары).
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ (Мёрзлая земля).
ТИ – ТИ – ТИ (Надо в садик нам идти).
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ (В рифмы я играть люблю).
Проведение физкультминутки.
Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили: (Качают головой)
Вот так, вот так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали: (Раскачивают туловище)
Вот так, вот так.
Вперевалочку ходили (Ходят вперевалочку)
И из речки воду пили: (Имитируют питьё воды)
Вот так, вот так.
А потом они плясали, (Поднимают ноги согнутые в коленях)
Выше лапы поднимали:
Вот так, вот так.
Игровая ситуация
Воспитатель надевает на руку игрушку перчатку «Медвежонок», ведёт беседу с детьми.
«В одном театре билеты продавались не за деньги, а………как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и…»
- Послушайте отрывок из стихотворения Эммы. Мошковской «Вежливое слово»:
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир дает билеты —
Не один, а целых три!
– С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…
– ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к стихотворению.
Вопросы детям.
- К месту ли сказал торопыга - медвежонок эти замечательные вежливые слова?
(Ответы детей).
- Что надо было сказать, попросив билет?
(Ответы детей: пожалуйста, спасибо).
Воспитатель. Русский язык очень богат. В нем много разных слов об одном и том же. Например: „Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…“ Чем больше разных слов вы будете знать, тем богаче и интереснее будет ваша речь».
Вопросы детям
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Что вы говорите друг другу при встрече, когда утром приходите в детский сад, когда уходите?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи «Дикие и домашние животные».
Цель мероприятия:1. Развивать описательную и доказательную речь.2. Продолжать учить детей отвечать полными ответами, называть детенышей животных, образо...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.
Разработка конспекта ( занятия) для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи. Программное содержание:1. Основные упра...
конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)
конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Тема: "Звуки [Й У]"
конспект занятия по развитию речи...
Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка словообразования.Активизация словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.Развивать психические процессы (память, вним...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: «Космос вокруг нас.»
Конспек занятия "Космос вокруг нас"....