Игровые приёмы при проведении артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В статье обосновывается необходимость использования игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики и предлагаются варианты пособий для работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_pri_provedenii_artikulyatsionnoy_gimnastiki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 733.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В норме к 4-5 годам у ребёнка должна быть сформирована произносительная сторона речи. И если среди задач развития речи детей пятого года жизни выделяется задача развития чистого произношения сложных звуков родного языка (свистящих, шипящих, звуков л,р), то к речи детей шестого года жизни предъявляются более высокие требования – они должны чисто произносить все звуки.
Несмотря на важность этого направления в работе с детьми, зачастую в современных детских садах не используются все возможности для того, чтобы к моменту поступления в школу речь детей была четкой, чистой и ритмичной. По данным статистики около 40 % российских детей в возрасте 5-6 лет имеют фонетические нарушения.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, способствует система специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
На современном этапе артикуляционная гимнастика – это часть комплексной методики коррекции звукопроизношения, которая включает работу по развитию мелкой моторики (движения, сочетаемые с речью, игры с мячом, кинезиологические упражнения, упражнения для подготовки руки к письму), логопедический массаж (классический, зондовый, самомассаж), дыхательно-голосовые, изотонические упражнения.
Для успешных занятий артикуляционной гимнастикой необходимо учитывать возрастные особенности детей, особенности мышления и ведущий вид деятельности. Ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игра, основной вид мышления – наглядно-образное, поэтому в работе необходимо использовать занимательный наглядный материал, речевые упражнения в игровой форме, сказку.
Для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата у детей подбираются специальные упражнения, которые соответствуют основным движениям. Эти упражнения можно объединить единым сказочным сюжетом и представить в форме Истории о Весёлом Язычке.
При разработке картотеки артикуляционной гимнастики каждому упражнению даётся условное название, связанное с игровым образом, подбираются стихи и картинки. Для удобства работы с картотекой составляются сводные таблицы упражнений общей артикуляционной гимнастики и артикуляционной гимнастики для отдельных звуков.
Для проведения артикуляционной гимнастики можно изготовить различные пособия. «Кубик» и «Многогранник» со сменными картинками позволяют сделать многократные повторения упражнений менее утомительными: закрыв глаза и слегка подбрасывая кубик или многогранник вверх, дети выполняют «выпавшее» упражнение. Пособия «Кубик» и «Многогранник» снабжены комплектами карточек с упражнениями общей артикуляционной гимнастики и упражнениями для различных групп звуков. Нужные для занятия карточки можно прикреплять к пособиям и заменять на новые в зависимости от того, какие упражнения отрабатывается с детьми.
Можно также использовать пособия по типу «Маршрутных игр». В первом варианте на листах картона крепятся карточки с упражнениями для групп звуков, которые соединены между собой стрелочками. Второй вариант – пособие «К кому пойдём в гости»: на листе картона рядом со сказочными домиками прикрепляются сменные карточки с изображением животных. Каждая карточка соответствует упражнению общей артикуляционной гимнастики. Такого рода пособия удобно использовать в подгрупповой работе, когда дети, по очереди делая ходы с помощью фишек разного цвета, последовательно выполняют упражнения.
Правильно выполняя упражнения с помощью пособия «Ёжик», дети помогают ёжику заготовить грибы и яблоки.
Применяемые игровые приёмы в сочетании с индивидуальным подходом к детям позволяют сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений, создать положительный эмоциональный настрой, избежать быстрого утомления, развить познавательную активность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...
Игровые приёмы для проведения артикуляционной гимнастики (из опыта работы)
Некоторые специалисты считают артикуляционную гимнастику серьёзным занятием, поэтому не рекомендуют её проводить в игровой форме. Несомненно, нельзя отрицать важную роль данной гимнастики в коррекции ...
Рекомендации воспитателям детского сада по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. (5-7л.)
Материал для планирования индивидуальной работы....
"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"
quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...
Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...
Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса....
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...