Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Щербань Наталья Алексеевна

В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Центра, с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, посещающих занятия дефектолога.

Рекомендации могут быть использованы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, кроме того рекомендации и условия проведения могут использовать специалисты в работе с детьми школьного возраста.

Цель: повышение педагогических компетенций педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста».

В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Центра, с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, посещающих занятия дефектолога.

Рекомендации могут быть использованы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, кроме того рекомендации и условия проведения могут использовать специалисты в работе с детьми школьного возраста.

Цель: повышение педагогических компетенций педагогов.

Одним из направлений работы многих специалистов, является формирование речи детей. Наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи, с нарушениями звукопроизношения.  Правильная  речь – один из показателей всестороннего развития ребенка, говорит о готовности к обучению в школе.

 У детей дошкольного возраста (до 65% от всех детей дошкольного возраста) наблюдаются речевые недостатки, неправильность произношения  одного или несколько звуков. Но в большинстве случаев,  это носит непостоянный и временный характер. Развитие речи зависит от множества причин, речь – это не врожденная способность. Формирование речи происходит постепенно. Для становления звукопроизношения важна работа, направленная на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата

Одним из условий становления нормального звукопроизношения, является развитие  артикуляционного аппарата.  Правильность произношения звуков происходит за счет  четкой и  подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

На многих занятиях, в работе с детьми, для развития речи,   рекомендуется использовать артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.  Использование артикуляционной гимнастики , является средством развития речи у дошкольников.

Занятия артикуляционной гимнастики способствуют и помогают:

  • Улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
  •  Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
  •  Развитию гибкости органов речевого аппарата; 
  •  Увеличить амплитуду движений;
  • Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

Во время проведения артикуляционной гимнастики учитываем возрастные особенности ребенка, особенности артикуляционной моторики. С младшего возраста, упражнения проводятся  в игровой форме. Дети усваивают простейшие навыки, которые  в дальнейшем позволят совершенствовать и развивать движения  органов артикуляционного аппарата.  Чем старше ребенок, тем выше требования к качеству артикуляционной гимнастики. В старшем дошкольном возрасте следим за четкостью выполнения движений, за плавностью  и умением четко и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

Артикуляционную гимнастику лучше проводить сидя, в таком положении у ребенка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном положении, тело не напряжено.

Проводим гимнастику в игровой форме, эмоционально.  Артикуляционное упражнение имеет свой образ и название. Делается это, для легкого запоминания движения. Для разнообразия и интереса у детей, одному и тому же упражнению можно придумать несколько названий.  «Трубочка» - (дудочка, труба, шея жирафа…)

Выбирая упражнение, важно учитывать определенную последовательность, от простых к сложным.

Ребенку важно видеть лицо педагога и свое лицо. Для самостоятельного контроля и правильности выполнения упражнений. Если в кабинете есть настенное зеркало, ребенок и педагог находится напротив него, можно использовать ручное зеркало (примерно 9х12 см), тогда педагог находится напротив ребенка лицом к нему.

Для выработки навыка и закрепления звукопроизношения, выполняем упражнения 3-4 раза в день, время проведения ( 3-5 минут).  Предлагаем  детям 2-3 упражнения. Два из выполняемых – это повторение и закрепление, одно новое.

Лучше запланировать комплекс упражнений на неделю.  В течении следующей недели, автоматизированное упражнение заменяем новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

В связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, на первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

В комплексе должны присутствовать 2-3 статических упражнения  и 2-3 динамических упражнения. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

Стихи и картинки, игрушки, сказочные персонажи, позволят провести артикуляционную гимнастику в игровой форме. Во время интересной гимнастики в стихах, ритм выполнения ребенком, будет значительно выше. Во время стихотворения, ребенок повторяет упражнение 3-5 раз. После произношения, даем ребенку отдохнуть и расслабиться.  

Существует множество картинок, с правильным положением губ и языка, что сделает занятие более увлекательным.

Педагог контролирует качество выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

В начале, при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и более координированными и четкими.

Создаем положительный эмоциональный настрой у ребенка, хвалим его. Корректно показываем, где он ошибается, подбадриваем.

Таким образом, использование артикуляционной гимнастики, является средством развития речи у дошкольников и позволяет увеличить правильность  звукопроизношения.

Литература:

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро –и патопсихологии.- М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.

З.А. Репина, В. И. Буйко «Уроки логопедии» Издательство: Литур: 2001 г.
Е.М,Косинова « Артикуляционная гимнастика» Издательство:Эсмо, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса....

Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду

Методические рекомендации для педагогов  при проведении массажных гимнастик   с детьми дошкольного возраста в детском саду...