Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
статья по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи»
Аннотация: Важнейшим условием формирования нормативного звукопроизношения является полноценная работа органов речевого аппарата. Выработка правильных движений, умение объединять простые движения в сложные, способность удерживать необходимое положение при произнесении различных звуков, возможна лишь в том случае, если органы речевого аппарата сильные, гибкие и крепкие. [1] Этому поможет научить артикуляционная гимнастика, которая является основой становления правильного звукопроизношения. Но выполнять однообразные речевые упражнения по нескольку раз в день в традиционной форме детям скучно и не интересно. В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата, силы, подвижности и дифференцированности движения органов, участвующих в речевом процессе. Поэтому мы решили представить различные формы работы по проведению артикуляционной гимнастики, которая способствует повышению познавательного интереса.
Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, речевые дефекты, правильное звукопроизношение, познавательный интерес, дошкольник.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Речевые расстройства важно устранить в дошкольном возрасте, так как они могут послужить причиной неуспеваемости ребёнка в школе. Речь – это сложный процесс, который формируется у ребёнка постепенно. Поэтому необходимо как можно раньше позаботиться о коррекции речевых расстройств.[5]
При логопедической диагностике часто обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. [4] Для того чтобы ребёнок правильно произносил звуки нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции – язык, губы, небо. Необходимо тренировать жевательные, глотательные и мимические мышцы. Процесс образования голоса происходит за счет работы органов дыхания (гортани, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагмы, межреберных мышц). [2] Этого можно добиться путём проведения комплекса артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определённых положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука. [3] Артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. В ходе статических упражнений ребёнок фиксирует в одном положении орган артикуляции: язык, нижнюю челюсть, губы. А при выполнении динамических упражнений речевые органы ритмично двигаются. [6] Упражнения должны быть интересны, понятны и доступны ребёнку. Каждое артикуляционное упражнение имеет свой картинный символ и имеет своё название, то есть соотнося картинку-символ с названием упражнения у дошкольника развиваются мыслительные процессы, активизируется и пополняется словарный запас. А в дальнейшем, ребёнок, увидев знакомую картинку, уже может самостоятельно выполнять упражнения.
Сухое объяснение и скучные тренировочные упражнения утомляют детей и не вызывают особого интереса при их выполнении. Поэтому для того, чтобы повысить интерес дошкольника в ходе проведения артикуляционных упражнений можно использовать различные игровые формы проведения артикуляционной гимнастики.
- Показ артикуляционных упражнений через мультипликационный персонаж. Например, мультипликационные персонажи из мультфильма «Маша и медведь» (Маша держит в руке чашку – «Чашка», Заяц копает лопатой - «Лопатка», Мишка держит в лапах зубную пасту – «Почистим зубки» и т.д.) Можно использовать героев из любых интересных детям современных мультфильмов.
- «Кубики». На сторонах кубика приклеиваются артикуляционные упражнения на определенную группу звуков. Ребёнок, подбрасывая кубик, определяет порядок выполнения упражнений.
- «Телевизор». По изготовленному экрану логопед двигает ленту с различными артикуляционными упражнениями. Ребёнок выполняет задания, глядя на экран.
- «Часы» с циферблатом в виде артикуляционных упражнений. Ребёнок двигает стрелку часов, выполняя поочерёдно задания.
- «Аквариум с рыбками». Ребёнок вылавливает на магнитную удочку рыбок, с приклеенными упражнениями для языка.
- «Артикулляционное лото». Ведущий показывает картинку с упражнением, дети выполняют это упражнение и находят у себя на карточках.
- «Собери яблочки». На настольном дереве висят яблоки. На обратной стороне яблок, приклеены картинки с артикуляционными упражнениями, ребёнок срывает плод и выполняет задание. (Можно использовать любой плод или листья)
- «Собери урожай овощей» На имитированной грядке лежат муляжи овощей с приклеенными артикуляционными упражнениями. Ребёнок берёт овощи и выполняет задание.
- «Ходилки» На дорожке наклеены артикуляционные упражнения. Логопед предлагает ребёнку пройти по дорожке с выбранной маленькой игрушкой, переставляя её и выполняя задания, до определённого финиша.
- «Чудесной мешочек». Ребенок достаёт из мешочка объёмные фишки с приклеенными артикуляционными заданиями и выполняет их.
- «Пазл». Ребёнок складывает пазлы с артикуляционными упражнениями.
Таким образом, выполнение артикуляционных упражнений можно привязать к любой лексической теме. Положительная эмоциональная окраска и применение разнообразных приёмов при проведении речевой гимнастики способствует повышению интереса, мотивирует ребёнка к её выполнению и эффективно скажется на формировании правильного звукопроизношения.
Использованная литература
- Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М., - 2006.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2017.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. М., 2003.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург, 2001.
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей//Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
- Танцюра С.Ю., Данилевич Т.А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи
Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков. Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...
Рекомендации воспитателям детского сада по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. (5-7л.)
Материал для планирования индивидуальной работы....
"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"
quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...
Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...
Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...
«КВЕСТ- ИГРА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ».
Консультация для педагогов...
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...