Рекомендации воспитателям детского сада по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. (5-7л.)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал для планирования индивидуальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekom.vosp_._po_art.gimn_._ovz_dlya_ind.planir-ya.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №2 "Ветерок"
РЕКОМЕНДАЦИИ
воспитателям детского сада
по проведению артикуляционной гимнастики
с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
(5-7л.)
Составила:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Жилунович О.Н.
Рекомендации
воспитателям детского сада
по проведению артикуляционной гимнастики
в совместной деятельности
с детьми дошкольного возраста
5-6 лет
1. Упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного картинного материала, под счет до 5.
2. Проводить 3-5 раз в день. ЭНЕРГИЧНО!!!
3. Строгое соблюдение принципа «от простого к сложному».
4. Применять упражнения в индивидуальной работе.
5. В планирование включать 10 упражнений (для губ+для языка+для щек+для челюсти).
6. В плане прописывать индивидуальную работу в разделе "Артикуляционная гимнастика".
Перечень упражнений
Название упражнения. Художественное слово | Цель | Инструкция выполнения упражнения |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ | ||
"Лягушка" Наши губки улыбнулись, | Выработать умение удерживать губы в улыбке, не обнажая нижние и верхние передние зубы; не прищуривая глаза. | Улыбнуться: «растянуть губки к ушкам». Удерживать в таком положении губы под счет до 5. |
"Хоботок" В гости к нам пришел слоненок – | Выработать движение губ вперед. | Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5. |
"Заборчик" Широка Нева – река, | Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. | Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. |
"Окошко" Рот приоткрою я немножко, | Выработать умение удерживать губы в открытом положении. | Напрягая губы, вытянуть вперед, округлив. Удерживать под счет до 5. |
"Поцелуйчики" Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую. | Выработать движение губ в положении «хоботка». | Имитация поцелуйчиков. Удерживать под счет до 5. |
"Пяточок" Подражаем поросенку, Сложим губки пяточком, Раз, два, три, четыре, Пяточком мы покрутили. | Выработать движение губ в положении «хоботка». | Сделать упражнение «хоботок» и передвигать губы влево - вправо, крутить по кругу. Удерживать под счет до 5. |
"Остановите лошадку" Стой, моя лошадка, стой! | Выработать умение вибрации губами. | На выдохе губами: пр-р-р-р. |
"Веселая песенка" | Выработать умение открывать широко рот на гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) со звуком. | Произносить гласные звуки: а-о-у-и-ы-э |
"Пароход" Вывожу язык вперёд, | Выработать умение удерживать губы в положении звука Ы, прикусив кончик языка. | На выдохе!!! Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ | ||
"Почешим губки" Если губки я чешу, Значит, сладкого прошу. | Самомассаж верхней и нижней губ. | Почесывание и легкое кусание зубами вначале верхнюю, следом нижнюю губы. |
"Дразнилки", "Рыбки" "Птенчики" Открывает рот галчонок: «Червячка бы съесть спросонок!» | Выработать умение ритмично открывать-закрывать рот с характерным призвуком. (Па) | Широко, часто открывать рот и произносить (без звука): па-па-па. |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК | ||
"Толстуны" Наливаем воду в бочку - Надуваем сильно щёчки. | Укреплять мускулатуру губ и щёк. | Сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту. Под счет до 5. |
"Худышки" Не нужны сейчас улыбки - | Укреплять мускулатуру губ и щёк. | Втянуть щеки, губы бантиком. Под счет до 5. |
"Гоняем воздушный шарик" Обезьянка, бегемотик - | Укреплять мускулатуру губ и щёк. | Щеки надувать по очереди. |
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА | ||
"Лопатка" Пусть язык наш отдыхает, | Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. | Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Можно подышать как собачка для лучшего эффекта. Под счет до 5. |
"Месим тесто" Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. | Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». |
"Накажем непослушный язычок" Язычок твой – озорник, | Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и покусывать его зубками. |
"Иголочка" Улыбаюсь: вот шутник – | Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым». | Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5. |
"Трубочка", "Желобок" Ну-ка делай, дружок! | Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку. | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Удерживать под счет до 5. |
"Парус" Ветер парус раздувает, Нашу лодку подгоняет. Раз, два, три, четыре, пять, Будем парус мы держать. | Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы. | Рот открыт широко. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу. Удерживать под счет до 5. |
"Горка" Санки привезли ребятки | Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка. | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удерживать под счет до 5. |
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА | ||
"Часики" Тик – так, тик – так – | Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо-влево. | Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Нижняя челюсть остается не подвижной. |
"Качели" На качелях | Выработать умение быстро менять положение языка «верх-низ». | Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. |
"Индюк" По двору индюк ходил | Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части. | Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее (бл-бл-бл) |
"Почистим зубки" Рот откройте, улыбнитесь, | Вырабатывать подъем языка вверх. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. | 1 вариант: Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. 2 вариант: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние/нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. |
"Вкусное варенье" Нашей Маше очень смело, | Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Выработать умение двигать язык по губам по/против часовой стрелки. | 1 вариант: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот. 2 вариант: рот открыт, облизывать верхнюю/нижнюю губы по часовой стрелке и против. |
"Лошадка" Я лошадка – серый бок (цок, цок), | Укреплять мышцы языка и выработать подъем языка вверх. | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). |
"Дятел", "Пулеметик" Дятел, дятел тук-тук-тук. | Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка и умение делать кончик языка напряженным. | 1 вариант: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп. 2 вариант: рот открыт. Кончик языка бьет в верхнее небо (дэ-дэ-дэ). |
"Змейка" Осторожно народ: | Вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка. | Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким; затем спрятать в глубь рта. Рот при этом не закрывать. Сначала в медленном темпе, потом ускоряться. |
"Футбол" Во дворе народ толпится, Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. | Укрепить мышцы кончика языка и щек. | Рот приоткрыть слегка. Поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку. |
Рекомендации
воспитателям детского сада
по проведению артикуляционной гимнастики
в совместной деятельности
с детьми дошкольного возраста
6л.-7л.
1. Упражнения проводят с помощью игровых, наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом, под счет до 10.
2. Проводить 3-5 раз в день. ЭНЕРГИЧНО!!!
3. Строгое соблюдение принципа «от простого к сложному».
4. Применять упражнения в индивидуальной работе.
5. В планирование включать 10 упражнений (для губ+для языка+для щек+для челюсти).
6. В плане прописывать индивидуальную работу в разделе "Артикуляционная гимнастика".
Перечень упражнений
Название упражнения. Художественное слово | Цель | Инструкция выполнения упражнения |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ | ||
"Лягушка" Наши губки улыбнулись, | Выработать умение удерживать губы в улыбке, не обнажая нижние и верхние передние зубы; не прищуривая глаза. | Улыбнуться: «растянуть губки к ушкам». Удерживать в таком положении губы под счет до 10. |
"Хоботок" В гости к нам пришел слоненок – | Выработать движение губ вперед. | Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10. |
"Заборчик" Широка Нева – река, | Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. | Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 10. |
"Окошко" Рот приоткрою я немножко, | Выработать умение удерживать губы в открытом положении. | Напрягая губы, вытянуть вперед, округлив. Удерживать под счет до 10. |
"Поцелуйчики" Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую. | Выработать движение губ в положении «хоботка». | Имитация поцелуйчиков. Удерживать под счет до 10. |
"Пяточок" Подражаем поросенку, Сложим губки пяточком, Раз, два, три, четыре, Пяточком мы покрутили. | Выработать движение губ в положении «хоботка». | Сделать упражнение «хоботок» и передвигать губы влево - вправо, крутить по кругу. Удерживать под счет до 10. |
"Остановите лошадку" Стой, моя лошадка, стой! | Выработать умение вибрации губами. | На выдохе губами: пр-р-р-р. |
"Веселая песенка" | Выработать умение открывать широко рот на гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) со звуком. | Произносить гласные звуки: а-о-у-и-ы-э |
"Пароход" Вывожу язык вперёд, | Выработать умение удерживать губы в положении звука Ы, прикусив кончик языка. | На выдохе!!! Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). |
"Лягушка-Хоботок" Улыбайся народ, | Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) – в стороны (улыбка). | Чередовать упражнения «Лягушка-Хоботок» под счет до 10. |
"Заборчик-Окошко" | Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (окошко) – в стороны (заборчик). | Чередовать упражнения «Заборчик-Окошко» под счет до 10. |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ | ||
"Почешим губки" Если губки я чешу, Значит, сладкого прошу. | Самомассаж верхней и нижней губ. | Почесывание и легкое кусание зубами вначале верхнюю, следом нижнюю губы. |
"Дразнилки", "Рыбки" "Птенчики" Открывает рот галчонок: «Червячка бы съесть спросонок!» | Выработать умение ритмично открывать-закрывать рот с характерным призвуком. (Па) | Широко, часто открывать рот и произносить (без звука): па-па-па. |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК | ||
"Толстуны" Наливаем воду в бочку - Надуваем сильно щёчки. | Укреплять мускулатуру губ и щёк. | Сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту. Под счет до 10. |
"Худышки" Не нужны сейчас улыбки - | Укреплять мускулатуру губ и щёк. | Втянуть щеки, губы бантиком. Под счет до 10. |
"Гоняем воздушный шарик" Обезьянка, бегемотик - | Укреплять мускулатуру губ и щёк. | Щеки надувать по очереди. |
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА | ||
"Лопатка" Пусть язык наш отдыхает, | Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. | Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Можно подышать как собачка для лучшего эффекта. Под счет до 10. |
"Месим тесто" Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. | Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». |
"Накажем непослушный язычок" Язычок твой – озорник, | Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и покусывать его зубками. |
"Иголочка" Улыбаюсь: вот шутник – | Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым». | Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 10. |
"Чашечка" Язычок наш поумнел. | Научиться удерживать язык в форме чашечки. Укреплять мускулатуру языка. | Улыбнуться, открыть рот и установить язык в форме чашечки. Удерживать под счет до 10. |
"Трубочка", "Желобок" Ну-ка делай, дружок! | Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку. | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Удерживать под счет до 10. |
"Парус" Ветер парус раздувает, Нашу лодку подгоняет. Раз, два, три, четыре, пять, Будем парус мы держать. | Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы. | Рот открыт широко. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу. Удерживать под счет до 10. |
"Горка" Санки привезли ребятки | Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка. | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удерживать под счет до 10. |
"Лопатка-Иголочка" Язык лопаточкой лежит | Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий-узкий». | Чередовать упражнения «Лопаточка-Иголочка» под счет. |
"Лопатка-Чашечка" | Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «вверх-вниз». | Чередовать упражнения «Лопаточка-Чашечка» под счет. |
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА | ||
"Часики" Тик – так, тик – так – | Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо-влево. | Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Нижняя челюсть остается не подвижной. |
"Качели" На качелях | Выработать умение быстро менять положение языка «верх-низ». | Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. |
"Индюк" По двору индюк ходил | Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части. | Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее (бл-бл-бл) |
"Почистим зубки" Рот откройте, улыбнитесь, | Вырабатывать подъем языка вверх. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. | 1 вариант: Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. 2 вариант: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние/нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. |
"Вкусное варенье" Нашей Маше очень смело, | Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Выработать умение двигать язык по губам по/против часовой стрелки. | 1 вариант: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот. 2 вариант: рот открыт, облизывать верхнюю/нижнюю губы по часовой стрелке и против. |
"Маляр" Язык – как кисточка моя, | Отработать движение языка вверх и его подвижность. | Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка и обратно. |
"Лошадка" Я лошадка – серый бок (цок, цок), | Укреплять мышцы языка и выработать подъем языка вверх. | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). |
"Грибок" На лесной опушке, | Учить удерживать распластанный язык у верхнего неба. | Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 10 секунд. |
"Дятел", "Пулеметик" Дятел, дятел тук-тук-тук. | Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка и умение делать кончик языка напряженным. | 1 вариант: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп. 2 вариант: рот открыт. Кончик языка бьет в верхнее небо (дэ-дэ-дэ). |
"Гармошка" Присосу язык на нёбо, | Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку. | Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. |
"Змейка" Осторожно народ: | Вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка. | Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким; затем спрятать в глубь рта. Рот при этом не закрывать. Сначала в медленном темпе, потом ускоряться. |
"Футбол" Во дворе народ толпится, Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. | Укрепить мышцы кончика языка и щек. | Рот приоткрыть слегка. Поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку. |
"Катушка", "Киска сердится" Выгляни в окошко, Там увидишь кошку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула. Рассердилась киска – Не подходите близко! | Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык. | Улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, перевернуть язык. Удерживать в таком положении. |
«Пулеметик» с пальчиком, «Заводим моторчик» | Укрепление мускулатуры языка. Выработать умение удерживать язык за верхними зубами. | Губы открытым «заборчиком», язык «парусом» за верхними зубами. Произносить «д-д-д-д-д» и одновременно указательным пальцем двигать под языком. В медленном темпе, затем с небольшим ускорением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"
quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...
Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...
Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса....
Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателям детского сада по проведению артикуляционной гимнастики в совместной деятельности с детьми дошкольного возрастамм
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИвоспитателям детского садапо проведению артикуляционной гимнастикив совместной деятельностис детьми дошкольного возраста...
Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду
Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду...