Значение пересказа
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Значение пересказа
Обучение пересказыванию имеет значение для всестороннего воспитания детей в детском саду.
Занятия по обучению пересказыванию способствуют решению всех задач умственного воспитания:
-чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных;
-эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание и т. д.
-пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления - ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы, соблюдать логичность в изложении, осознать связь между событиями.
Велико влияние пересказывания на речь детей:
- развивается умение слушать и понимать литературный текст;
-говорить связно, последовательно;
-формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам;
-обогащается пассивный словарь детей;
-закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова;
-одновременно воспитатель формирует звуковую культуру речи детей.
Эти занятия приучают детей к умственному труду;
- подготавливают их к школе;
- они способствуют формированию у детей интереса к литературе, чтению, желания поделиться знаниями;
- дети испытывают чувство удовлетворения от интеллектуальных усилий.
Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания:
-в результате осознания поведения литературных героев создается правильное отношение к нравственным различным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие, хитрость, жестокость, трусость и смелость, смелость, смекалка;
- правильно оценивается собственное поведение: умение дружно играть, не спорить, не захватывать игрушки.
В результате указаний и замечаний воспитателя, его отношения к пересказам детей у них вырабатываются такие черты поведения, как выдержка, общительность, тактичность по отношению к товарищам. Благодаря использованию для пересказывания высокохудожественных произведений у детей развиваются эстетические восприятия и чувства.
Требования к пересказу детей
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста, так как ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его, используя авторские слова и выражения.
Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:
- высокую художественную ценность;
- идейную направленность;
- динамичность, лаконичность;
- образность изложения;
- четкость и последовательность развертывания действия;
- занимательность содержания;
- доступность литературного произведения и его объем.
Этим требованиям соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина и т.д.
Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.
Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.
Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общу...
"СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Консультация для педагогов...
СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ
Памятка для родителей.Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе по...
Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.
Консультация для воспитателей "Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей"....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развива...
Значение пересказа в формировании связной речи ребенка.
Значение пересказа в формировании связной речи ребенка....
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
В тексте говорится о том, что такое пересказ и какое значение он имеет в развитии мышления и речи детей....