Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.
консультация по развитию речи на тему
Консультация для воспитателей "Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateleypereskaz.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.
Святогорова Елена Николаевна,
учитель – логопед
МБДОУ г. Мурманска детский сад
комбинированного вида №102
Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи - сообщения в виде монолога - рассказа о пережитом и виденном.
Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие ребенка: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4 - 5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют. Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Особенность его заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру. В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, заключается прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. При необходимости взрослый останавливает ребенка и возвращает его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.
Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть развивают их речевые умения.
Требования к тексту для пересказа:
Сюжет произведения: должен иметь воспитательное значение; доступен по содержанию; близок к жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям; с ярко выраженной последовательностью действий; с четкой композицией;
Персонажи: с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
Язык произведения: с доступным детям словарем; с небольшими короткими и четкими фразами; с отсутствием сложных грамматических форм; с несложными формами прямой речи; с наличием ярких и точных определений; с ярко окрашенными выразительными средствами языка.
Требования к организации занятий по пересказу:
- Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.
- Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.
- Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5–7 детей).
- На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1997.
- Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. 2 изд., исп., и доп. – М.:АРКТИ, 2004.
- Дементьева, А.М. Обучение пересказу в средней группе детского сада. – М., 2002.
- Лебедева, Л.В., Козина, И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – М., 2008.
- Сомкова, О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка // Дошкольная педагогика № 1, 2008, с.12.
- Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей. – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общу...
Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...
"СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Консультация для педагогов...
СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ
Памятка для родителей.Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе по...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развива...
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
В тексте говорится о том, что такое пересказ и какое значение он имеет в развитии мышления и речи детей....