Спорные моменты в детской литературе.
статья по развитию речи на тему
Автор предлагает в некоторых случаях смягчить, адаптировать жестокие моменты в детских сказках и стихах, неоправданно печальные концовки произведений, и обсудить с ребенком логические несоответствия, попадающиеся в сказках и стихах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_spornye_momenty_v_detskih_knigah.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Спорные моменты в детской литературе.
Сейчас литературы для детей очень много. Но прежде, чем читать свежекупленную книгу своему ребенку, ее стоит прочитать самому. В некоторых сказках и стихах встречаются откровенно жестокие моменты, некоторые из которых стоит сгладить, опустить, озвучить ребенку адаптированный вариант. Излишней жестокостью грешат не только произведения современных авторов (например «и не стало папы, и не стало мамы. Кровь на волчьих лапах, волчья пасть, что яма. И сказал волчище, посмотрев на крошку – маловат ты в пищу, подрасти немножко» - автора уже и не припомню), такое встречается и у советских авторов, и у признанных классиков, и очень часто – в народных сказках. Вспомним хотя бы волка из сказки «Волк и семеро козлят» и чем там все закончилось? Почему бы не сгладить этот момент при чтении ребенку? Ведь мы читаем сказку не детям крестьян и охотников, которые и в жизни постоянно видели некоторые моменты, которые сейчас детям не показывают. "Волк прыгнул, да провалился в горящую яму, и брюхо у него от огня лопнуло. Почему бы не сказать, что раскрыл волк пасть – и козлятушки повыпрыгивали, как Айболит из крокодила? Некоторые сказки «адаптированы» давным давно – мало кто читает детям оригинал «Русалочки» Андерсена, где Русалочка чуть не погибла, став морской пеной, а стала воздушным духом – для детей-христиан это был счастливый конец, для современных дошкольников и младших школьников – сомнительно.
Постоянно спотыкаюсь и в сказке К.Чуковского «Бармалей» - «»и горит, и кричит Айболит..» - ну ведь ужасно? Не отстает и С. Михалков – «Уже крокодил у Фомы за спиной, уже крокодил поперхнулся Фомой» - ну здесь хоть сатира… Ладно… (« из пасти у зверя торчит голова, до берега ветер доносит слова…») А царь из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок» - он заслужил такой страшный конец?
Или – печальные концовки. Как хотите – не должно быть в детской сказке плохого конца, когда погиб симпатичный персонаж, которого ты успел полюбить, причем погиб неожиданно…Читая «Бемби», или «Белого Бима» знаешь, чего ждать, и все равно запоминается на всю жизнь, ранит сердце, а в детской сказке для малышей? Не мне одной, как оказалось, испортила несколько дней жизни (я реально рыдала и не могла отвлечься) ТАЛАНТЛИВАЯ сказка про пингвина, которому сосед подменил яйцо камнем – пингвин-папа очень ждал своего малыша, разговаривал с «яйцом», поплыл через море с этим камнем и утонул (А Митяев «Пингвины», есть и одноименный мультфильм).
Утонул слоненок, поплывший к кораблику, и не понявший, что кораблик очень далеко – у Сергея Козлова с стихотворении «Баллада о глупом слоненке»
И тогда
Из последних силёнок —
У Слонёнка уж не было сил —
Серый, маленький, глупый Слонёнок
Все ж к кораблику тихо поплыл.
— Ты, кораблик, — шептал, —
Мой кораблик,
В чёрной ночи, на краешке дня,
— Ты, кораблик, — шептал, —
Мой кораблик,
Как ты будешь теперь без меня?
Я помню, как такая неожиданная концовка шокировала меня – взрослого человека, впервые прочитавшего эту вещь. Даже придумала другую концовку, чтобы читать это стихотворение детям без сильных (и ненужных) негативных переживаний.(«И кораблик слоненка заметил! И кораблик поднял паруса! Белой птицей – слоненку навстречу, и все ближе команд голоса.)
Никто не говорит, что эти сказки надо выкинуть – можно что то заменить, смягчить.
И еще – как говорится, из песни слова не выкинешь – в стихах и сказках для детей порой попадаются неправильности, обусловленные некоторой некомпетентностью автора. Есть разница – ходит ежик в штанах – это сказка, или несет ежик на спине грибок, чтобы покормить зайчат – автор не знал, что ежи не едят грибов (еж питается насекомыми), бесконечные «сосиски кискам», вирши, создающие впечатление, что зайцы питаются одной морковью, а кошки – молоком., а пингвины живут рядом с белыми медведями. Или вот хороший пример: щенка сильно искусали пчелы (С.Михалков «Щенок»), ему бы надо к ветеринару а девочка «Я не бегаю к врачу, я сама его лечу». В таких случаях с детьми можно после прочтения обсудить,обговорить такие детали ( «а на самом деле это происходит так, потому что») - и у ребенка останется и радость от прочитанного стихотворения (сказки), и правильное представление об окружающем сформируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»
Эссе На тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»...
Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»
Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...
Атрибуты для сюрпризных моментов на детских праздниках в детском саду
Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых. Умело, продуманно и тщательно организовать пра...
Особенности организации сюрпризных моментов на детских праздниках в условиях детского сада
Особенности организации сюрпризных моментов на детских праздниках в условиях...
Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...
Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...
Художественная литература «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
Охарактеризуйте детскую литературу как часть общей литературы, обоснуйте её специфику. Перечислите виды детских книжек-игрушек и обоснуйте её педагогическую ценность.Ее особенности определяются воспит...