Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в зимнюю сказку».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Александрина Елена Владимировна

Конспект занятия по художественно - речевому развитию в подготовительной группе " Путешествие в зимнюю сказку"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ – д/с №1 «Теремок»

Конспект  занятия

по художественно – речевому развитию

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в зимнюю сказку».

Подготовила и провела:

воспитатель высшей категории Александрина Е.В.

05.02.2015 г.

Задачи:

Обучающие:

Вовлечь детей в игровую ситуацию, вызвать желание взаимодействовать друг с другом и с взрослым, поощрять высказывания детей.

Создать условия для формирования  художественно-речевой  деятельности,  как одну из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

-  Познакомить детей со способами образования притяжательных прилагательных в русском языке (следы лисы – лисьи, следы белки – беличьи и т. д.).

- Упражнять детей в подборе однокоренных слов (снег, снежок, снежный и т. д.).

-  Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли (снежинки танцуют, словно балеринки).

- Побуждать использовать в речи малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки и т. д.), художественное слово.

Совершенствовать просодическую сторону речи: темп, силу голоса, ритм.

- Упражнять детей в способах релаксации, умении выражать с помощью движений образные выражения.

Развивающие:

Развивать речевое дыхание (дифференцированное дыхание),  мелкую моторику пальцев рук.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к зимней природе, к родному языку.

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение уважать мнение друг друга.

Предварительная работа.

Игры и упражнения: «Скажи, какой (какая, какое, какие?) », «Живые слова», «О чём можно так сказать? », «Скажи по-другому», «Загадка», «Кто внимательный», «Чьи хвосты»?

Этюды: «Я – листочек», «Я – снежинка», «Я – снег», «Я – дерево», «Я – ёлка», «Я – осень», «Я – зима», «Я – ветер».

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа.

Дидактическая игра (нетрадиционная) «Зимние наряды».

Чтение стихотворения о зиме.

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме.

Оборудование.

1. Диск с музыкой А. Вивальди «Времена года. Зима».

2. Стрелки с символами-заданиями.

3. Декорации: волшебный лес (несколько ёлочек, пенёк) .

4. Снежинки на ниточках.

5. Следы белки, лисы, волка, зайца (из самоклеющейся бумаги) под ёлками.

6. Снежный ком для игры.

7. Большой конверт с письмом и заданием (игры «Собери снежные комья», «Найди слово») .

8. Пуховый белый платок со снежинками; 4 снежинки разной величины с заданиями.

9. Образные картинки с изображением зимы.

10. Полотно для картинок.

Ход занятия.

(Под аудиозапись тихой музыки дети заходят в комнату).

Воспитатель:Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? (…..). Да, ребята, это зимний лес. Мне кажется, что зимний лес полон чудес!Я приглашаю Вас отправиться в волшебный лес за сказкой, в которой живут чудеса. Проходите, пожалуйста  (дети идут в лес). Ой, я что-то увидела…. Чтобы это могло быть?  (Показать на стрелочки на полу). Что здесь написано?

(предложить детям прочитать).

Прямо  пойдёшь – в волшебный лес попадёшь.

Воспитатель: Ну  что, готовы отправиться в волшебный лес за сказкой? (Ответы детей)

Воспитатель:

Разве не чудо – этот волшебный зимний лес? Вот зима – кругом бело, много снега намело… Так хочется полюбоваться белым снегом! Он так прекрасен, что даже не знаю, какими словами выразить свои чувства.

- Помогите мне, пожалуйста, ребята, подобрать правильные слова.

(Ответы детей: ни в сказке сказать, ни пером описать; ни в сказке сказать, ни словом описать).

- А как можно сказать, если хочется смотреть на эту красоту всё время?

(Ответы детей: смотреть не отрывая глаз; не оторвать взгляд; не сводить глаз; глядеть во все глаза).

- А как можно сказать, если невозможно остановить взгляд на чём-то одном?

(Ответы детей: глаза разбегаются) .

Воспитатель:

А ведь на самом деле глаза разбегаются. Посмотрите, какие красивые снежинки – одна другой краше! Ветер дует слабо – легко, медленно кружатся снежинки. Сильнее подул – быстрее закружились снежинки.

(Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом; вдох ртом, выдох ртом).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

Воспитатель:

Ребята, подумайте и скажите, на что похож снег? С чем или с кем его можно сравнить?

(Ответы детей: с белыми мухами, с белыми мошками, белой мошкарой, с одуванчиковыми «парашютиками», с белыми бабочками, с лебединым пухом и пёрышками, белоснежными хлопьями, мягкой манной кашей, яблоневыми лепестками, балеринками в серебристых платьях).

Воспитатель:

Снежок плавно кружится в воздухе, а наша дорога идёт дальше в волшебный лес. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В волшебном лесу и снежок волшебный.

(Следующая стрелочка : В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь).

Воспитатель:

Снежок рассказы стал писать

Совсем не так, как мы.

Он пишет грамотно всегда

Про разные следы.

Вот здесь лиса сейчас прошла,

Вот заяц проскакал,

Под ёлкой белочка была,

Волк под гору бежал.

- Ребята, как Вы думаете, что же за рассказы написал снежок? (….). Правильно, про следы животных. Попробуем прочитать эти рассказы? (….)

- Как много следов! Это чьи следы? Не знаете? Следы лисы. А как сказать одним словом? Чьи следы? Лисьи. А как сказать о следах зайца? Белки? Волка?

(Ответы детей: заячьи, волчьи, беличьи).

- Дети, а как называют лису?

(Ответы детей: хитрая плутовка, лисица - разбойница, кумушка - лиса, лиса – всему свету краса, Лиса Патрикеевна, рыжая разбойница).

- А как волка называют?

(Ответы детей: Волчище – серый хвостище, волк – зубами щёлк, серый разбойник).

- Дети, а что про зайца говорят?

(Ответы детей: косой, трусишка зайка серенький, заяц – длинные уши, короткий хвост, комочек пуха, длинноухий, скачет белый воротник).

- А как белку называют?

(Ответы детей: рыжий циркач, быстра, как мяч, острозубая рыжуля, любопытная, как Варвара, рыжий мячик резвится на снегу).

Молодцы, ребята. Вы здорово умеете читать снежные рассказы.

Воспитатель:

Ребята, давайте поторопимся. Долго ли, коротко ли, а поторопиться надо.

Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь. Где же оно? (Дети ищут письмо и находят его).

Давайте прочитаем письмо.

ПИСЬМО:

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю сказки, волшебство и хочу порадовать вас чудесами. Соберите снежные комья – и вы узнаете, кто написал это письмо. В голубых пуговицах я спрятал слово. Прочитайте его в направлении от большой буквы к маленькой».

(Дети выкладывают снеговика и читают слово «снег»).

Воспитатель:

А вы помните, дети, как мы ждали снег? Какие слова мы говорили, зазывая снег? Вспоминайте, чтобы пошёл снег, нужно сказать….

Падай, падай,

Снег, снег!

Радуй, радуй

Всех, всех!

Падай, падай

На село,

На гусиное

Крыло.

Поле белым

Укрывай –

Будет летом

Каравай!

Молодцы, ребята. Теперь будем надеяться, что снег снова покроет всю землю у нас в Цимлянске.

Воспитатель:

А почему так говорят: «Поле белым укрывай – будет летом каравай!»?

(Ответы детей). Речь красна с пословицей, красна речь поговоркою. Вспомните пословицы, поговорки о зиме, снеге.

(Ответы детей: лето – припасиха, зима – поедиха; лето – припасиха, зима – подбериха; зимой снега не выпросишь).

Воспитатель:

Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.

(Следующая стрелочка: письмо найдёшь – пуховый платок возьмёшь). Где же пуховый платок? (Дети находят платок на пеньке).

Кто-то потерял платок. (Как бы невзначай развернуть его: платок разворачивается, из него сыплются снежинки).

Как Вы думаете, кто потерял этот платок? (….). Я тоже думаю, что это не простой платок. Это платок Зимушки. Она машет им, и землю укрывает белый пушистый снег. Вот какие чудеса! Очень их Зимушка-зима любит. Посмотрите, а снежинки - то не простые – волшебные, на них игры зимние.

(Взять самую большую снежинку и прочитать задание-загадку).

Белое покрывало всю землю укрывало. Что это?

(Ответы детей: снег).

Какие ещё вы знаете загадки про снег?

(Ответы детей):

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...
(Снег)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)

Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)

Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег)

Идет, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Легкий, а крыши ломит.
(Снег)

Воспитатель:

У слова снег есть слова – родственники.

Становитесь в круг. Я буду бросать вам снежный ком, а вы называйте слова.

(Ответы детей: снегопад, снегоход, снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка, снежки, снежный, заснеженный).

(Взять снежинку поменьше и прочитать задание) .

Красна речь слушаньем. О чём можно так сказать?

1. Они падают на землю, «как будто с яблонь лепестки». (О снежинках) .

2. «… Белизной разольются

И укроют пушистою шубкой поля». (О снеге) .

3. «… Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волшебными коврами

Среди полей, вокруг холмов». (О зиме) .

4. Кто это «Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям – пушистые шапки,

Ёлочкам – варежки вяжет на лапки»? (Зима) .

Воспитатель:

Ребята, а какими красивыми словами ещё можно сказать о зиме?

(Ответы детей: белая лебедушка, зима - мастерица, зима - рукодельница, невидимка, снежная царица, волшебница - зима, белокурая красавица, чародейка - зима, седая хозяйка, зима - Белоснежка и т. д.)

(Взять самую маленькую снежинку и прочитать задание).

Последняя игра Зимушки, которая называется «Почему так говорят?».

1. Саночки – самокаточки.

(Ответы детей: «Сани сами катят, сами ехать хотят! ») .

2. Снегурки режут лёд.

(Ответы детей: снегурки – это коньки, лезвия у них острые, как нож) .

Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, леденьё пришло…

А старик у ворот тепло уволок, кто такой, дети? (Ответы: мороз) .        

На морозе мёрзнут звери, птицы, люди. Как говорят, если очень сильно замёрз?

(Ответы детей: до костей промёрз, зуб на зуб не попадает).

Кто сильнее замёрз? Покажите! А теперь стряхните холод! (Изометрическое упражнение)

Физминутка.

Чтобы согреться, нужно двигаться. Можно хлопать и топтать. (Выполнить ритмическое упражнение 2 раза с использованием карточек с ритмическим рисунком) .

Мы замёрзли с вами! Да-да-да!

И стучим зубами. Да-да-да!

Хлопаем руками. Да-да-да!

Топаем ногами. Да-да-да!

Воспитатель:

Мороз не велик, да стоять не велит. Отправляемся на каток. Вот вам по паре коньков, наденьте, крепко зашнуруйте. А теперь кто куда – скользите, наслаждайтесь танцами на льду!

Фигуристами мы станем.

На коньках скользим по льду.

Класс высокий всем покажем

И подпрыгнем на бегу.

Как волчок кружиться будем,

Ласточкой парить легко.

Острые, стальные кони

Понесут нас далеко.

(Дети выполняют движения под музыку А. Вивальди «Времена года. Зима»).

Воспитатель:

Молодцы, вы очень хорошие фигуристы!

Ну, что, дети, согрелись? Приглашаю вас в избу сказок. У каждого из вас есть картинки. Рассмотрите их и расскажите, как нарядила зима всё вокруг.

Пришла зимушка – зима, а вместе с ней белая снежная сказка. В сказке много чудес, превращений.

(Дети рассматривают индивидуальные картинки).

Ответы детей: пушистый белый ковёр лежал на земле; снег покрыл землю, словно белое покрывало; мохнатые белые шапки нахлобучили деревья; белыми платками покрылись крыши домов; белые косынки повязали зелёные ёлочки и надели белоснежные пушистые варежки; молочно-белые парчовые сапожки обули кусты; в узорчатую кружевную шаль укуталась ёлочка; снежинки кружатся в танце, словно балеринки, лыжи, словно вездеходы несутся через сугробы; снегурки режут лёд и слышится звонкое пение льдинок; снежки, словно мячики прыгают и летают и т. д.).

(В процессе рассматривания поместить картинки на панно).

Оценка детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Познакомить детей с содержанием сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», продолжить развитие речи детей, образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес»...

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. Формировать предст...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие по сказкам»

        Конспект открытого занятия по развитию речи      в средней группе на тему «Путешествие по сказкам»   Подготовила : вос...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие по сказкам К. Чуковского»

создание условий для расширения представления детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского...