Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; дать представление о композиции сказки, показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика; расширять словарный запас детей.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Сказка «У страха глаза велики».
Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; дать представление о композиции сказки, показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика; расширять словарный запас детей.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: Картинки для фланелеграфа к русской народной сказке; фигурки настольного театра, корзинка, напёрсток, цветные карандаши и фломастеры, силуэтные фигурки и атрибуты к сказке.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация, музыкальное сопровождение, раскрашивание силуэтных форм, театр на фланелеграфе, пальчиковая гимнастика, анализ детских работ.
Ход занятия
( В костюме Сказочницы входит воспитатель.)
Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребята. Я – сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям.
– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
– Вижу, все любят!
– А почему вы любите сказки? (Ответы.)
– Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа, воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…
– А какие сказки вы знаете и любите? (Ответы.)
– Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много. Но мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.
Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, а Иван-царевич – в серого волка, волшебная палочка может исполнить любое желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.
– Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик»).
В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.
– Какие бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал», «Дочь-семилетка», «Не любо – не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает»).
– В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый. («Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).
– А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили-были дед и баба…». Начало сказки называется присказкой. Присказка может быть простая, а может быть весёлая, потешная. Например: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили». Или: «Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает…». Это вроде ещё не сказка, а так, подготовка к ней, разминка т. е. – присказка.
– А как заканчивается сказка? Правильно, если свадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?.. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт рисунок бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт рисунок внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт рисунок курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт рисунок мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт рисунок).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки.
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
– Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
– Бабушка, волк-то какой страшный на мен наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)
Смешная, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.
– А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)
– Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.)
– Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.
– А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (Ответы.)
– Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
– А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
– Как вы думаете, почему у бабушки вода в вёдрах плескалась так: «Трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «Трёх! Плёх!» (Ответы.)
Физкультминутка.
– Покажите, как идёт бабушка и как идёт внучка. А кто пробежится за курочку и мышку? Как ветер подул? Как яблонька закачалась? Как зайчик прыгнул?
– Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.
– Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.) Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.
– Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал? (Ответы.)
– Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то низенькая. Курочка взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась, т. е. спряталась.
– А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой не так страшно.
– А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответы.) Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
– А теперь ребята, давайте попробуем пересказать сказку по нашей схеме, при помощи рисунков (пересказ детей 1,2 человека)
Молодцы, наше занятие подошло к концу.
До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/27/picture-937157-1501161209.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/12/picture-1288865-1605200655.jpg)
конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "У страха глаза велики"
Данное занятие рекомендуется проводить при обучении детей рассказывать сказку по мнемотаблице -картинкам.Занятие логично и последовательно, отначала и до конца занятие подчинено одной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/03/picture-1383503-1643883506.jpg)
Конспект занятий по развитию речи "Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»"
quot;Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-1422291-1663669053.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказка» Тема: "Дом, в котором я живу»
Цель- формирование связной речи у детей подготовительной группы в процессе игровой деятельности.Задачи:-продолжать учить детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;-закрепить знание своего дома...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-1516798-1710679270.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Сказка в гости к нам приходит"
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ«Волшебное путешествие»Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствоват...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/18/picture-1524666-1718693236.jpg)
Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке "У страха глаза велики"
Учить детей пересказывать сказку с опорой на схемы, соблюдая последовательность сказки, передавая её сюжет....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/16/picture-1544540-1734346654.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературыЗадачи:Образовательные:-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- продолжать учи...