Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развития речи представляет собой раздел «Экологическое воспитание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника
«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей».
— В. Бианки
Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развития речи представляет собой раздел «Экологическое воспитание».
Программа по развитию речи строится на расширении представлений ребенка о предметном мире и ознакомлении с природой. Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность,
познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Расширяя представления детей о природе, мы воспитываем у них гуманное отношение к живому, побуждаем к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаем задачи развития речи.
На занятиях по развитию речи педагог учит детей:
- осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположении, опыты, а также формулировать выводы, делать маленькие открытия;
- сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия, моделировать характерные и существенные признаки, частые и общие связи, понятия;
- самостоятельно применять знания о природе при анализе ситуации, находить противоречия и решать их;
- связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
Для достижения этих целей и задач в работе используются: чтение художественной литературы, загадки, пословицы и поговорки, устное народное творчество, рассматривание иллюстраций и репродукций картин, прослушивание аудиозаписей (музыкальные, сказки, звуки природы), поисковая деятельность, творческая деятельность (индивидуальные работы, совместные с педагогом или родителями, выставки), экспериментирование, наблюдение, экскурсии, трудовая деятельность в природе, игры (развивающие, дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, конструктивные, пальчиковые и т.д.), праздники, утренники, КВН, викторины — все это способствует экологическому воспитанию дошкольников и развитию речи.
Тема экологии широка и разнообразна. Мной представлена тема "Вода в природе", так как она дает возможность использовать все ранее перечисленные виды деятельности. И сама по себе Вода — это одна из четырех стихий, важных и интересных для человека. В литературе вода и все, что с ней связано, очень часто описывается образным поэтическим языком. Даже речь человека сравнивают со свойством воды — "льется",
"говорит, будто реченька журчит".
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
СТИХИ
Капель
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем,
Она бежит живым ручьем.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы на мир он мог взглянуть.
Росинка
На тонкой паутинке
Качается росинка,
Словно бусинка на вид,
Светлая, хрустальная.
Лес зеленый отразит
Бусинка зеркальная.
Весенний дождик
По листве и по траве
Скачет дождик во дворе.
Дверь балконную я открыла –
Свежестью запахло вдруг.
На балконе дочка Мила
Зонтики считает вслух:
Зонтик в клетку голубую
Переходит мостовую.
Зонтик розовый с цветами,
Есть такой у тети Ани.
И с игрушечным зонтом
На прогулку вышел гном.
ххх
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли...
А.К. Толстой
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною...
А. Плещеев
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ф.И.Тютчев
Летний дождь
"Золото, золото падает с неба!" -
Дети кричат и бегут за дождем...
- Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
А.Н. Майков
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
В марте и на корыте доедешь.
В марте и курица из лужицы напьется.
Придет март-капельник, и зима заплачет.
Зима весну пугает, да все равно тает.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Весна водой богата.
Весенний дождик лишним не бывает.
Апрель с водою, а май с травою.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Апрель всех напоит.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Сильная роса — к ясному дню.
Воробьи среди дня нахохлились — быть дождю.
Лето дождливое — зима будет снежная, морозная.
Если день начинается крупными каплями, он скоро перестанет.
Туман стоит над лесом — будет дождь, пойдут грибы.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
Осень ненастная — весна дождливая.
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Первый снег не обещает скорой зимы.
Не диво в ноябре белые мухи.
Первый снежок не лежок.
Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.
Снегу надует — хлеба прибудет, вода разольется — семя наберется.
Иней на деревьях к морозам, туман к оттепели.
НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, припусти,
Дай капусте прорасти!
Дождь, дождь!
На бабину рожь!
На дедову пшеницу,
На девкин лен
Поливай ведром!
*
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай,
Дождик, пуще поливай.
*
Дождик, лей, лей, лей
Чтобы было веселей.
Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овес,
На девичью гречу,
На ребячье просо!
*
Дождик, дождик, лей, лей
На меня и на людей,
А на Бабу-Ягу —
Хоть по целому ведру!
*
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы было веселей.
Мои гуси дома
Не боятся грома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...
Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ
Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...
Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...
«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...
«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко ...
Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников
Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...
Методы развития речи дошкольника, через экологическое воспитание.
Речь для человека является не только средством общения, но и залогом успешного обучения и в дальнейшем трудовой деятельности сегодняшнего дошкольника. Речь не является врожденной способностью человека...