«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
«Педагогическая мастерская красивой речи»
«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»
Подготовила:
Учитель-логопед Замахина Ю.В
Югорск, 2019
Синквейн – один из методов развития речи дошкольника.
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку).
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Правила составления синквейна:
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, которое отражает личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий.
Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
- Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное
- Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище
- Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
Выводы о синквейне:
- Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Составить синквейн получается у всех.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Составление синквейна о синквейне:
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...
Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ
Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...
Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...
Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника
Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развити...
СИНКВЕЙН - КАК АКТИВИЗАТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (доклад с мультимедийным сопровождением)
Что такое синквейн?Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.Античная поговоркаПсихологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный зап...
«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...
Синквейн как эффективный метод развития речи дошкольников
Презентация предназначена для ознакомления педагогов с технологией синквейн. Раскрываются этапы работы с детьм, подготовительная работа....