Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"
статья по развитию речи на тему

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:1. КотёнокЧёрненький, пушистенький Играет, спит, ест Он мой друг Домашнее животное 2. Дом Большой, красивый Защищает, греет Нужен всем людям Убежище          3. Арбуз Круглый, вкусный Катится, растёт, зреет Арбуз – это большая ягода. Лето. Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья» Семья. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая). Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…). Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.). Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная). При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-sayt.docx13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:1. КотёнокЧёрненький, пушистенький Играет, спит, ест Он мой друг Домашнее животное 2. Дом Большой, красивый Защищает, греет Нужен всем людям Убежище          3. Арбуз Круглый, вкусный Катится, растёт, зреет Арбуз – это большая ягода. Лето. Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья» Семья. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая). Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…). Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.). Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная). При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....

Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников

СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Синквейн – один из эффективных методов развития речи

Синквейн – один из эффективных методов развития речи. Консультация. Значение, методы работы...

Синквейн как эффективный метод развития речи дошкольников

Презентация предназначена для ознакомления педагогов с технологией синквейн. Раскрываются этапы работы с детьм, подготовительная работа....

Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...