«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».
статья по развитию речи (старшая группа)
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. | 299.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут.
МБДОУ №40 «Снегурочка»
Автор статьи — воспитатель старшего дошкольного возраста
группа «Дюймовочка»
Рудакова Ольга Федоровна
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Дошкольное образование: «Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка
Что такое синквейн?
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов.
Дети будут гордиться своими достижениями!
Формирование связной речи детей.
Обучение рассказыванию.
В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребёнка. Родители до сих пор, никак не могут понять , почему беседу с ребёнком не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Сегодня дети младшего дошкольного возраста , еще толком не умеющие говорить, легко осваивают компьютер, но это им совсем не в плюс, ведь существует множество причин негативного влияния компьютера на детский организм, начиная с нарушения зрения и заканчивая невротическими реакциями, психозами ит.д.
В настоящее время примерно 80%детей нуждаются в помощи специалистов (логопедов, психологов и пр.), в каком – то толчке, который бы вывел ребёнка на уровень нормального развития. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей просто нет времени. Поэтому как никогда актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми. Формируя разговорную речь, мы будем преследовать цель обучения детей рассказыванию, описанию предметов, явлений – всего того, что они видят вокруг каждый день. Дети просто не умеют этого делать.
Так давайте поможем им!
Формирование разговорной речи в беседе.
Одним из методов активного развития речи является прежде всего беседа с ребенком.
Вопросно-ответный характер общения побуждает ребёнка воспроизводить не случайные, а наиболее существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко и распространённо, внимательно слушать других, дополнять, самому задавать вопросы.
Беседа как метод обучения практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте. Тематика бесед различна, важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме.
Построение беседы.
Цель начала беседы – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления с помощью вопроса – напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно сформулировать и тему предстоящего разговора, обосновать важность её, объяснить мотивы выбора.
В основной части вначале выявляется наиболее важный материал. Педагогу нужно выделить наиболее существенные компоненты беседы и проанализировать его с детьми. Используется комплекс разнообразных приёмов. Высказывания детей следует обобщить заключительной фразой.
Конец беседы краток по времени, он подводит к окончанию темы. Это часть беседы предусматривает рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение и т.п.
Как правило, в беседе используется целый комплекс приёмов обучения. Ведущим является вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям. Ведущую роль в беседе играют вопросы и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чго? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Чёткий, конкретный вопрос произносится неторопливо, с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты.
Для решения других задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приёмы: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, в том числе пословиц и загадок, показ наглядного материала, игровые приёмы (словесные игры и упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации).
На трудные вопросы педагог отвечает сам, помогает найти ответ, поощряет хорошие ответы и удачные вопросы воспитанников.
Овладение детьми вопросной формой речи может осуществляться и в дидактических играх.
Обучение рассказыванию.
Воспитанников обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью логической связью между частями. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи – пересказом и рассказом. В пересказе ребёнок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя. Важно, чтобы ребёнок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. Практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и варианты: пересказ с изменением лица рассказчика, пересказ фрагмента, инсценированный рассказ.
Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Это самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события. Ребёнок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьёзной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание – изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описательному рассказу присущи свои структура и композиция. Вначале называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей, и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним.
Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким – нибудь героем. Детям даётся представление о типичной структуре таких рассказов – вначале называется герой, описание его внешнего вида, затем излагается первое событие, по возможности объясняется, когда и где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя – тремя эпизодами, после чего следует окончание.
Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребёнок овладевает не сразу. В методике разработаны приёмы пропедевтического обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т.д.
План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Иногда план – в виде свободных поясняющих указаний – может предшествовать образцу, в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания.
С планом педагог знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а так же их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или сочинять « не по правде» - придумывать рассказ или сказку).
В младших группах осуществляется лишь подготовка к рассказыванию. Дошкольников учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы педагога, иллюстрации, силуэты. Поощряются попытки детей сообщить о своих впечатлениях, построить высказывание их нескольких слов, предложений. Малыши активно вовлекаются в рассказывание педагога: договаривают слова в незаконченном предложении, следят за последовательностью изложения.
Во всех группах детей ориентируют на составление и пересказ небольших рассказов, учат внимательно слушать ответы сверстников.
СИНКВЕЙН.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный и интересный приём в обучении детей рассказыванию, как синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains – шаблон: Anq – en) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный мотод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини – творчество, подчинённое определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие.
В первой строке должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?».
Во второй строке находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?».
В третьей строке содержатся уже три слова ( иногда и словосочетания), которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос «Что делает?».
В четвертой строке воспитанник выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что –то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант – фраза из четырёх слов.
Пятая строка содержит одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в дидактическом синквейне, и мнении автора об этом. Это существительное или местоимение, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?».
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело, полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память. Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что он способствует развитию критического мышления.
Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления», - писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».
В чём же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый воспитанник может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Приведём примеры синквейнов:
1. Ель. | |
1. Снегирь. 3. Сидит, клюёт, пугается. 4. Снегирь символ холодной зимы. 5. Зима. | |
1. Зонт. 3. Раскрывается, защищает, закрывается. 4. Мой зонтик самый замечательный. 5. Дождь. | |
1. Книга. 2. Умная, занимательная. 3. Учит, развлекает, помогает. 4. С книгой можно путешествовать. 5. Друг. | |
1. Зима. 2. Холодная, снежная. 3. Воет, дует, морозит. 4. Нужно очень тепло одеваться! 5. Снежная королева. |
На основе синквейна строится работа по обучению детей рассказыванию. Приведём пример составления рассказа по синквейну:
1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Боится, пугается, убегает. 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное. |
ВЫВОДЫ О СИНКВЕЙНЕ:
- Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Составить синквейн получается у всех.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их.
Используемая литература:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981г.
2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966г.
3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников// Логопед. – 2005. – №5.
4. Глушкова О.В. Игровые технологии логопеда в ДОУ. Дидактический синквейн. Региональный научно-практический семинар «Использование игровых технологий в коррекции речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в соответствии с ФГОС». – Кыштым, 2013г
5. Логинова Н.А. Цикл лекций по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.
Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....
Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...
Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...
Синквейн – один из эффективных методов развития речи
Синквейн – один из эффективных методов развития речи. Консультация. Значение, методы работы...
Синквейн как эффективный метод развития речи дошкольников
Презентация предназначена для ознакомления педагогов с технологией синквейн. Раскрываются этапы работы с детьм, подготовительная работа....
Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников
Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...
«Синквейн – один из эффективных методов развития детей ОВЗ»
Использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая...